Активизация роли предприятий по привлечению инвестиций зарубежных стран
Автор: Хайдаров Равшан Рахмонович
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 268 раз
Библиографическое описание:
Хайдаров, Р. Р. Активизация роли предприятий по привлечению инвестиций зарубежных стран / Р. Р. Хайдаров. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/3104/ (дата обращения: 16.12.2024).
Мировой опыт свидетельствует, что в условиях модернизации экономики хозяйствующие субъекты, т.е. от малого до крупного нуждаются в инвестиционной поддержке, в частности государственной. Появление потребности к инвестициям выражает специфическую область финансовых отношений сферы микроэкономики, т.е. предприятий и корпораций. Поэтому он тесно связан с совокупностью решений, принимаемых предпринимателем по формированию и поддержанию оптимальной структуры капитала (пассива баланса и состава активов) в условиях предпринимательского риска. Отсюда, реализация инвестиционного сценария предполагает осуществление ряда мер, стимулирующих деловую инвестиционную активность предприятий из позиции принимаемых финансовых инвестиционных решений (см. рис.1).
Итак, для выявления деловой активности по привлечению иностранных инвестиций целесообразно обратиться:
к обеспечению тесной взаимосвязи инвестиционных решений с решениями финансирования инвестиций предприятий. Не следует эти решения принимать раздельно;
к обеспечению инвестиционных решений путем:
а) оценки активов;
б) обеспечения связи между риском и стоимостью активов;
в) обеспечения баланса движения денежных средств на инвестиции. Это должно создать условия для оперативного контролирования реально функционирующих на предприятии денежных потоков;
к нахождению реальных активов, стоимость которых превышает связанные с ними затраты. При этом эта проблема должна решаться специалистами предприятия или работниками аналитических служб, связанными с рынком капитала;
к решению по финансированию инвестиций при помощи:
а) совершенствования технологии планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов, принятой предприятием на конкретном периоде;
б) совершенствование политики управления задолженности и рисками;
к финансовым решениям относительно краткосрочных активов и обязательствам необходимо принимать с учетом инвестиционных решений. При этом инвестиционные решения должен предшествовать финансовый анализ капитала, т.е. собственного и привлеченного;
решению вопросов инвестиции, задолженности и другие аспекты деятельности предприятия должны приниматься во взаимосвязи и базироваться на данных текущего и прогнозного анализа. При этом они должны находить отражение в финансовом плане предприятия.
Рис. 1. Схема финансово-инвестиционных решений
Важное место для выявления деловой активности по привлечению инвестиций должно также быть отведено критерию оценки эффективности инвестиционных решений. С учетом этого рекомендуется оценивать следующие виды эффективности инвестиционных решений, связанных с реальным инвестированием, в частности с эффективностью проекта в целом и с эффективностью участия в проекте.
Первое можно оценивать в целях определения его потенциальной привлекательности для возможных участников и поиска источников финансирования.
Она должна включать в себя:
во-первых, социально-экономическую эффективность;
во-вторых, коммерческую эффективность инвестиционного проекта.
Если первое учитывает социальные последствия реализации «проекта» для общества в целом, включая «внутренние» и «внешние» результаты и затраты, тогда результатом проекта может являться совокупность формируемого им дохода, поступающего в распоряжение участников проекта и государства в форме налогов.
Что касается показателей коммерческой эффективности инвестиционного проекта, то они должны учитывать финансовые последствия его осуществления для участников, реализующих проект (доходы и затраты).
При этом эффективность участия в проекте должна определяться с целью проверки реализуемости и эффективности в нем участников.
Она должна включать:
Во-первых, эффективность участия предприятий в проекте.
Во-вторых, эффективность инвестирования в акции предприятий.
В-третьих, эффективность участия в проекте структур более высокого уровня.
В-четвертых, региональную и народнохозяйственную эффективность.
В-пятых, отраслевую эффективность – для отдельных отраслей и предприятий, холдингов и др.
В-шестых, бюджетную эффективность инвестиционного проекта (эффективность участия государства в инвестиционном проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).
Отсюда важнейшими критериями для принятия инвестиционных решений должно являться:
чистая прибыль от инвестиций должна превышать величину средств, помещенных на банковский депозит , т.е. ;
чистая рентабельность от инвестиций , исчисленная как отношение чистой прибыли от инвестиций к их общему объему должна быть выше темпа инфляции ;
рентабельность потенциального проекта с учетом фактора времени (временной стоимости денег) выше чистой рентабельности альтернативных проектов;
экономическая рентабельность активов предприятия как отношение прибыли к их общему объему после реализации проекта увеличивается и в любом случае превышает среднюю ставку банковского процента по кредитам , т.е. ;
рассматриваемый проект должен соответствовать главной стратегии поведения предприятий на рынке товаров и услуг с точки зрения рациональной ассортиментной структуры производства, сроков окупаемости затрат, наличия финансовых участников покрытий издержек производства и обеспечения стабильности поступлений доходов от реализации проекта;
безопасность и экономичность инвестиционного проекта по сравнению с адекватными инвестиционными проектами.
Следовательно, главная польза от использования указанных критериев, предприятиями может заключаться в принятии менеджерами предприятий обоснованных инвестиционных решений. За обоснованность таких рекомендаций должен быть ответственен финансовый менеджер или предприниматель в широком смысле слова. Кроме того, инвестиционные решения не должны рассматриваться в изоляции от деятельности предприятия в целом. Они должны являться частью его экономической стратегии. Также инвестиционные притоки капитала и их размещение с учетом реальной потребности предприятий должны учитывать процессы, происходящие и во внешней среде.
Несмотря на рекомендательные предложения в нашей республике уделяется пристальное внимание вопросам привлечения иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата, от решения которых зависит, с одной стороны, развитие экономики республики, а с другой, повышение благосостояния народа. Все это требует реализации всего комплекса мер по ускорению экономического роста при помощи масштабного притока инвестиций. Ибо повышение загрузки имеющихся мощностей позволит увеличить ВВП республики. Но возможности государственных инвестиций ограничены, требуются частные инвестиции - отечественные и иностранные, создание для них благоприятного инвестиционного климата является архиважным. Иными словами последнее характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в стране по отношению к инвестициям. От параметров притока и оттока капитала, уровня инфляции и процентных ставок, благоприятной законодательной базы, а также от параметров, характеризующих потенциал государства по освоению инвестиций, и риска их реализации зависит инвестиционный климат и его оценка.
Даже в условиях посткризисного периода сформирован благоприятный инвестиционный климат, законодательно установлена широкая система льгот, преференций и гарантий по защите прав и интересов иностранных инвесторов. Как известно, в республике в ведущих отраслях и сферах экономики создано и успешно действует свыше 4 тысяч предприятий с иностранными инвестициями. Осваивается более 3 млрд. иностранных инвестиций ежегодно, преимущественно прямых, на долю которых приходится свыше 26.6 процента общего объема инвестирования в экономику страны.1 Это является конкретным результатом растущего интереса иностранных инвесторов к устойчивости и надежности отечественной экономики и перспективам ее развития.
Ужесточение конкуренции на мировых и региональных инвестиционных рынках в условиях посткризисного периода требуют принятия дополнительных мер по созданию более благоприятного инвестиционного климата, стимулированию привлечения иностранных инвестиций для реализации проектов по модернизации производства.
Поэтому одна из важных задач антикризисного управления - превращение возможности в действительность. В целях создания максимально благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, осуществляющих прямые вложения в развитие высокотехнологичных производств, усиления стимулирования привлечения иностранных инвестиций и современных технологий, дальнейшего укрепления системы гарантий и льгот для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями 10 апреля 2012 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан №УП-4434. В соответствии с данным Указом вновь создаваемые предприятия с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее 5 млн.долларов США, при изменении налогового законодательства вправе применять в течение 10 лет с момента их государственной регистрации нормы и положения по уплате налогов, социальных платежей, а также обязательных отчислений, таких как в Республиканский дорожный фонд и Фонд реконструкции образовательных и медицинских учреждений, действовавшие на дату их государственной регистрации; в рамках инвестиционных проектов стоимостью свыше 50 млн.долларов США и долей иностранного инвестора не менее 50 процентов строительство необходимых внешних инженерно-коммуникационных сетей осуществляется за счет бюджетных средств и других внутренних источников финансирования; расширения перечня отраслей и сфер экономики, на которые распространяются льготы, предоставляемые для прямых частных иностранных инвестиций, привлекаемых на предприятия во всех территориях республики, за исключением г. Ташкента и Ташкентской области, это более чем по 20 направлениям и отраслям экономики.
Между тем, на практике предусмотрена реализация по заявкам иностранных инвесторов для создания предприятий с иностранными инвестициями низколиквидных объектов, находящихся на балансе органов государственной власти на местах, по «нулевой» выкупной стоимости, без проведения конкурса путем заключения прямых договоров с инвестором под инвестиционные обязательства.
Вместе с тем, предусматривается упрощение визового режима (оформление въездных и многократных виз сроком на 12 месяцев); упрощение доступа к экономической информации, необходимой для реализации инвестиционной деятельности, включая сведения о Государственном бюджете и его исполнении; денежно-кредитной политике, показателях внешней торговли и другой информации.
На сегодняшний день помимо этого для активизации привлечения иностранного капитала в процесс приватизации предоставлены следующие льготы: иностранные инвесторы могут приобрести предприятия или пакеты акций за свободно конвертируемую валюту. Важным является то, что если инвестор примет на себя инвестиционное обязательство, то они формируются в виде обязательств как в иностранной валюте, так и в виде поставок современного технологического оборудования; средства в иностранной валюте или технологическое оборудование, полученные приватизируемым предприятием в счет инвестиционных обязательств иностранного инвестора, не облагаются налогами на доходы (прибыль) и добавленную стоимость.1 В соответствии с Положением о реализации инвесторам государственных объектов по «нулевой» выкупной стоимости с условием выполнения инвестиционных обязательств, утвержденным Постановлением Кабинета Министров от 26 августа 2003 года №368, после оформления договора о реализации инвесторам государственных предприятий по «нулевой» выкупной стоимости производится списание безнадежной задолженности прошлых лет этих предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, включая начисленные по ним пени и штрафы.
Иностранный инвестор имеет право вкладывать свои средства в объекты приватизации путем создания на их базе совместных предприятий [1]. Иностранные инвесторы могут получить на конкурсной основе в доверительное управление государственное имущество с правом его последующего выкупа инвесторами в рассрочку сроком до 5 лет, при наличии бизнес-плана по финансовому оздоровлению предприятия.
Существует фактор, который может разнообразить и усилить приток иностранного капитала, а может свести на нет плоды любой работы в области модернизации. Этот фактор обусловлен стимулированием притока иностранного капитала. Эта проблема не сегодняшнего дня. Можно утверждать, что в нашей республике применяются разнообразные способы активизации притока иностранных инвестиций.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О таможенном тарифе» от обложения таможенной пошлиной освобождаются:
имущество, ввозимое для личных нужд иностранными инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее 33 процентов;
имущество, ввозимое для личных нужд иностранных инвесторов и граждан иностранных государств, работающих на этих предприятиях.
В то же время законодательством предусмотрено большое количество других прав и гарантий для иностранных инвесторов, с которыми они могут ознакомиться на сайте Госкомимущества РУз [2].
Правительством на постоянной основе принимаются меры по улучшению инвестиционного климата, что сопровождается изменениями и дополнениями действующего законодательства. В соответствии с Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, озвученной нашим Президентом на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 года и распоряжением Президента Республики Узбекистан от 14 января 2011 года №Р-3557, сегодня разрабатываются изменения и дополнения в действующее законодательство.
Безусловно, эти изменения обеспечат дальнейшее стимулирование привлечения иностранных инвестиций, особенно в высокотехнологические отрасли промышленности, расширение участия иностранных компаний в инвестиционных процессах, создание дополнительных стимулов и условий для осуществления инвестиций на модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства.
Иными словами, проблеме стимулирования привлечения иностранных инвестиций придается все большее значение даже в условиях регулярной модернизации экономики, тем более она актуальна в условиях антикризисного управления. Мобилизация иностранного капитала на приоритетные сферы экономики требует, чтобы стимулирующие цели воспринимались положительно, а, следовательно, нужна постоянная информация и разъяснительная работа с теми, кто намерен разместить свой капитал в соответствии с нуждами производства.
Поэтому в нашей республике ведется усиленная работа среди иностранных инвесторов. Также проводится в рамках ежеквартального мониторинга выполнения инвестиционных обязательств опрос инвесторов с последующим анализом проблем инвесторов, возникающих при реализации инвестиционных обязательств. По итогам проведенного исследования было выявлено, что в соответствующие ведомства направляются обращения за решением выявленных проблем и для принятия мер по устранению бюрократических барьеров, проблем инвесторов и защите прав, законных интересов предпринимателей.
По состоянию на конец 2011 года в Госкомимуществе имелось 135 действующих договоров купли-продажи государственных активов, по итогам I квартала т.г.- 133, в том числе 17 с иностранными инвесторами с принятием инвестиционных обязательств на сумму 299 млн.долл. США и 83 млрд.сумов. Общий объем выполненных инвестиционных обязательств по данным договорам составил в 2011 году 136 млн.долл. США и 43 млрд.сумов, в 1 квартале т.г. - 171,2 млн.долл. и 43,7 млрд.сумов. В 2011 году, в соответствии с действующими договорами купли-продажи, объем выполненных инвестиционных обязательств составил более 88 млн.долл. и 6,6 млрд.сумов. Общий объем выполнения составил более 109% в 2011 году и 215% в т.г.1
Выполнены инвестиции компанией «SHINDONG ENERCOM INC» (Корея) на сумму 8,0 млн.долл. Инвестором на базе предприятия-банкрота «Сурхон Аджанта» создано современное текстильное предприятие ООО «Шиндонг-Спиннинг Термиз» с производственной мощностью более 17 тыс. веретен в год и переработки хлопка в количестве более 3 тыс. тонн в год. При этом на данном предприятии создано свыше 300 рабочих мест. Только в 2011 году на предприятии было произведено 530 тонн хлопчатобумажной пряжи (на 3 млрд.сумов), экспортировано 675 тонн ( 2,7 млн.долл.).2
В 2011 году было заключено 62 и в этом 17 договоров купли-продажи государственных активов, реализованных с инвестиционными обязательствами на общую сумму 109 млн.долл. и 75,6 млрд.сумов, а том числе 38 договоров по «нулевой» выкупной стоимости с принятием инвестиционных обязательств на общую сумму 69 млн.долл. и72 млрд.сумов. в т.ч. 5 - с иностранными инвесторами. Например, здания и сооружения предприятия-банкрота «Мангит ПТФ», расположенные в Республике Каракалпакстан, реализованы ИП ООО «Amudaryotex» (Великобритания) по «нулевой» выкупной стоимости в размере 29 млн.долл. в срок до конца 2013 года для организации производства текстильной продукции. На сегодня уже внесено инвестиций около 20 млн.долл.в виде СМР и поставок оборудования.
Договор купли-продажи незавершенных строительством зданий и сооружений, расположенных в Бостанлыкском районе Ташкентской области, иностранному инвестору ИП «TEXTILE TEXNOLOGIES GROUP» (Корея) с выкупной стоимостью 638 млн.сумов и инвестиционными обязательствами 50 млн.долл.в срок до конца 2012 года и созданием не менее 1000 рабочих мест. До сегодняшнего дня по данному инвестиционному проекту уже привлечено более 71 млн.долл., из которых освоено более 70 млн.долл.1
Подводя итоги сказанному следует, что в республике созданы все условия и гарантии для реализации инвестиционной деятельности, и сегодня продолжается дальнейшее совершенствование законодательной базы в этом направлении.
Литература:
Постановление Каб.Мин.РУз. от 18.Х1.1998. №477
Постановление Каб.Мин.РУз. от 9.03.2001г.за №119
1 Рассчитано по материалам Госкомстата Республики Узбекистан за 2011 год
1 С 13 ноября 2012 года Указом Президента РУз Госкомимущество и Госкомдемонополизации объединены, а на их базе создан Государственный комитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции
1 Рассчитано по материалам Госкомстата РУз за 2011г. и за 1 квартал 2012г.
2 То же, за 2011год
1 То же, за 2011 г.