Роль бизнес-инкубаторов в развитии инновационного бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (211) июнь 2018 г.

Дата публикации: 22.06.2018

Статья просмотрена: 2431 раз

Библиографическое описание:

Сурнин, А. А. Роль бизнес-инкубаторов в развитии инновационного бизнеса / А. А. Сурнин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/archive/211/51612/ (дата обращения: 19.10.2024).



Бизнес-инкубатор представляет собой базовый элемент имущественной инфраструктуры малого предпринимательства, основной целью которого является создание благоприятных организационно-экономических условий для вновь малых и микропредприятий. В настоящее время бизнес инкубатор рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития малого предпринимательства во всем мире.

Основным направлением деятельности классических бизнес-инкубаторов выступает не столько предоставление бизнес-услуг, сколько предоставление предприятиям офисных и производственных площадей по ценам значительно ниже рыночных. При этом, в рамках классического бизнес инкубатора функционируют предприятия различного профиля. В отличие от классических, другие бизнес инкубаторы предоставляют субъектам малого предпринимательства исключительно консультационные услуги. Недостатком бизнес-инкубатора такого типа является отсутствие обмена опытом между предприятиями, которые пользуются его услугами.

В качестве основного недостатка бизнес-инкубаторов, предоставляющих услуги малым предприятиям с помощью электронной связи, можно назвать малое количество прямых контактов с предприятиями [4].

Специфика деятельности виртуальных бизнес-инкубаторов заключается в оказании помощи в открытии бизнеса на расстоянии. Наконец, целевые бизнес-инкубаторы имеют определенную отраслевую специфику, то есть способствуют развитию конкретных направлений бизнеса, например, малых инновационных предприятий, специализирующихся на разработке компьютерных программ [5]. Ключевым преимуществом бизнес-инкубаторов, по сравнению с другими инструментами развития субъектов малого предпринимательства, выступает в первую очередь льготная арендная ставка, составляющая 40 % от ставки на государственную (муниципальную) нежилую недвижимость в первый год, 60 % — во второй, 100 % — в третий. С учетом того, что арендная ставка муниципальной офисной и производственной недвижимости в 1,5–2 раза ниже средних арендных ставок коммерческой недвижимости, то эффективность бизнес-инкубаторов не подлежит сомнению.

Бизнес-инкубаторы необходимы для укрепления и развития вновь созданных инновационных предприятий. Особенно в государствах с низкой динамикой развития инновационного предпринимательства роль бизнес-инкубаторов оказывается очень важной для обеспечения местного социально-экономического развития [2].

Сама по себе проблема развития малого инновационного бизнеса может считаться, несомненно, ключевой проблемой развития экономики в целом. Если учесть ту огромную роль, которую малый инновационный бизнес играет в экономическом развитии всех без исключения стран, находящихся на пути рыночных преобразований.

Бизнес-инкубаторы развивают малый бизнес, в том числе инновационный, играют значительную роль в формировании стабильной рыночной экономики, в которой сосредоточены ее основные потенциальные деловые ресурсы.

Определенная часть малого бизнеса является своего рода «стартовой площадкой», которая позволяет инновационным замыслам и проектам реализовываться сначала в рамках именно малых предприятий, чтобы затем, используя различные подходы, дать толчок уже массового производства тех или иных изделий и предоставление услуг, на которые сформировался достаточно высокий спрос на рынке [1]. Бизнес-инкубаторы занимаются начальным становлением субъектов малого инновационного предпринимательства, предоставляющих многочисленные инновационные услуги, формируют и реализуют первоочередные стратегии деятельности вновь созданного предприятия.

К функциональным задачам бизнес-инкубатора в сфере предоставления услуг субъектам малого инновационного предпринимательства следует отнести:

‒ консалтинговые услуги;

‒ предоставление офисных помещений;

‒ помощь в проектировании бизнес-планов;

‒ помощь в поиске источников финансирования;

‒ поддержка проекта на начальных стадиях;

‒ анализ рыночной среды и конкурентов;

‒ прокат научного и технологического оборудования на определенный период;

‒ технико-административное обслуживание (почта, Интернет, телефон, факс, ксерокс, офис-секретарь и т. п.);

‒ информационное и рекламное обеспечение;

‒ осуществление юридических и бухгалтерских услуг;

‒ услуги в сфере оценки бизнеса, риска ведения бизнеса и др.

‒ научно-технические (внедрение новых технологий, ноу-хау, новых продуктов).

Эффективность деятельности бизнес-инкубаторов связана как с организационными, так и экономическими факторами. Их развитие не всегда требует бюджетных вливаний и может осуществляться за счет спонсорства или самофинансирования. Их способность стать самоокупаемыми равняется 10–60 %.

Российские бизнес-инкубаторы в основном существуют за счет финансирования международных донорских организаций, помещения им предоставляют службы трудоустройства населения при госадминистрациях городов и районов. Источниками их финансирования зачастую являются средства международных фондов и грантовых программ и лишь в небольшой степени — средства местных администраций и спонсоров.

Для содействия развитию бизнес-инкубаторов в России создана Российская ассоциация бизнес-инкубаторов и инновационных центров [3].

Итак, вклад организационных структур малого бизнеса в развитие инновационных процессов имеет свое значение. Однако, часто инновационный продукт не отличается высокой степенью новизны, это вызвано отсутствием надлежащей материальной базы для его создания. Масштабные инновационные проекты силами малого бизнеса не могут быть реализованы. Организационная структура бизнес-инкубаторов ориентирована на качественные услуги малым инновационным структурам, так как их успех напрямую зависит от того, чтобы малые инновационные структуры как можно скорее становились успешными.

Литература:

  1. Александрин Ю. Н. Индикаторы качества институциональной среды малого предпринимательства / Ю. Н. Александрин // Общество: политика, экономика, право. — 2015. — № 2. — C. 53–58.
  2. Елисеев И. М. Инкубация бизнеса как формирование спроса на технологические, управленческие и социальные инновации / И. М. Елисеев // Инициативы XXI века. — 2016. — № 4–5. — С. 7–10.
  3. Концепция развития сети бизнес-инкубаторов в Российской Федерации // Интернет-портал некоммерческой организации «Ресурсный центр малого предпринимательства» [Электронный ресурс]. — Доступ к ресурсу: http://www.rcsme.ru
  4. Минеева Т. Бизнесс-инкубатор как один из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства / Т. В. Минеева // Вестник Астрахан. гос. техн. ун-та. — 2015. — № 2 (37). — С. 230–236.
  5. Прилепа Н. В. Бизнес-инкубатор как одна из современных организационных форм поддержки инновационной деятельности / Н. В. Прилепа // Вестник Хмельницкого национального университета. Экономические науки. — 2012. — № 5. — Т.2. — С. 56–61.
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, малый бизнес, предприятие, малое инновационное предпринимательство, малый инновационный бизнес, развитие, услуга, услуга малым.


Задать вопрос