На сегодняшний день малое и среднее предпринимательство является основой благосостояния развитых стран. В США, Франции, Англии данный показатель составляет более 50 %, в Японии и Китае — 60 %. Россия значительно отстаёт от ведущих стран мира, так как доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России составляет лишь 20 %.
Ситуация с малым и средним бизнесом в России неоднозначная. Несмотря на то, что государство уже много лет поддерживает развитие малого и среднего предпринимательства, разрабатывая для этого различные Программы, рост доли малого бизнеса в России незначительный.
Для развития и поддержки малого и среднего предпринимательства выделяются такие организации, как бизнес-инкубаторы, именно на эти организации делается упор в рамках программы «Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторов)».
Впервые появившись в Великобритании в 1950-х годах, бизнес-инкубаторы быстро стали популярными в развитых странах: в США — в 1980-х годах, а в начале 90-х годов их количество превысило тысячу. Из-за бурного роста бизнес-инкубаторов для их координации была создана Национальная ассоциация бизнес-инкубаторов [5].
В России бизнес-инкубаторы стали создаваться в начале 90-х годов прошлого века и представляли собой учреждение, оказывающие молодым предпринимателям помощь на этапе становления их бизнеса. Несмотря на то, что в стране создано уже более сотни бизнес-инкубаторов, рассадниками инноваций они не стали. Это объясняется тем, что в России бизнес-инкубаторы воспринимают как офисные помещения, а не как организацию, созданную для поддержки благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм. Происходит это из-за дефицита людей способных выполнять наставнические функции, функции партнеров по развитию, учителей по ведению бизнеса [4].
Бизнес-инкубатор — это организации, которая оказывает одновременно и на одной территории целый спектр услуг, таких как:
Предоставления во временное пользование помещений, оборудованных всем необходимым для ведения бизнеса (мебель, оргтехника, программные обеспечения, охранная система и так далее);
Консультация по налоговым, юридическим или бухгалтерским вопросам, также оказания помощи при выборе потенциальных контрагентов и их проверке;
Помощь в составлении бизнес-плана, оформлении займов, детальный анализ причины в случае неудач;
Проведение семинаров и тренингов для повышения квалификации предпринимателей и их сотрудников;
Предоставление консалтинговой поддержки на льготных условиях;
Обеспечение доступа к информационным базам инкубатора.
Основная цель бизнес-инкубатора — создание и поддержка малых предприятий, на ранней стадии их деятельности путем оказания целого ряда услуг.
Благодаря поддержки бизнес-инкубатора, предприниматель может сконцентрироваться на начале выпуска продукта или оказании услуг с целью выхода на внутренние и внешние рынки.
Инкубируемое предприятие пользуется услугами бизнес-инкубатора в течение определенного периода времени, пока длится программа взращивания бизнеса. Мировая практика показывает, что этот период составляет от 1 года и до 4 лет, в зависимости от необходимости содействия инкубируемому бизнесу. Этого срока достаточно для того, чтобы компания зарекомендовала себя на рынке, приобрела деловую репутацию и обзавелась необходимыми бизнес контактами. После завершения процесса инкубации компания возвращает всё оборудование организации.
Цель процесса инкубации — это вдохновение людей на организацию собственного дела и поддержка начинающих компаний в разработке новаторского продукта. Успешное развитие бизнеса впоследствии приводит к положительным экономическим результатам, что оказывает благоприятный результат на создания имиджа бизнес-инкубатора.
Для создания наилучшей системы условий, касающихся инкубационной среды и услуг, в которой будет происходить поддержка динамичного развития начинающих и развивающихся субъектов малого и среднего предпринимательства, бизнес-инкубаторам следует обладать стратегией инкубации, которая учитывает потребности клиентов, а также цели и задачи инкубатора, политикой приема и выпуска клиентов. Также, руководящей инкубатором группе необходимо иметь предпринимательский опыт, осуществлять доверительные отношения с клиентами, использовать предпринимательский подход и навыки коммуникации. Основа успеха любого инкубатора — это деловое наставничество, регулярный мониторинг и оценка эффективности деятельности инкубатора.
Основными показателями эффективности деятельности бизнес-инкубатора считаются привлеченные инвесторы, объем инвестиций, а также число «выращенных» предприятий. Очень важно соблюдать баланс между стремлением получить прибыль и вырастить новый бизнес.
Бизнес-инкубаторы подразделяются на типы:
Виртуальные бизнес-инкубаторы;
Распределенный тип бизнес-инкубатора;
Групповые бизнес-инкубаторы;
Специальные бизнес-инкубаторы.
Для предпринимателей, у которых нет необходимости арендовать помещение, но которым нужна консалтинговая помощь, создаются виртуальные бизнес-инкубаторы, работающие дистанционно, через интернет.
Распределённый тип бизнес-инкубатора — модель инкубатора, когда существует центральный инкубатор и его дополнительные офисы, расположенные неподалеку.
Групповыми бизнес-инкубаторами называют организации, в которых обслуживаются все виды предприятий.
Специальные бизнес-инкубаторы осуществляют поддержку определенным видам бизнеса, в основном подходит для создания совместно с высшими образовательными учреждениями [1].
На сегодняшний день у бизнес-инкубаторов следующие задачи [2]:
Стимулирование создания новых предприятий в инновационной и высокотехнологической сферах;
Содействие повышения инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства;
Привлечение на конкурсной основе субъектов малого и среднего предпринимательства;
Отбор и размещение в бизнес-инкубаторе субъектов малого и среднего предпринимательства, и заключение с ними соглашений о сотрудничестве;
Комплексное и квалифицированное обслуживание субъектов предпринимательства на различных стадиях развития;
Консультация начинающих предпринимателей по экономико-правовым и бухгалтерским вопросам;
Осуществления консалтинговой поддержки и трансфера инновационных технологий и продукции.
Взаимодействие с финансовыми структурами и международными организациями;
Формирование информационно-аналитической базы данных о развитии предприятий инновационной направленности.
Помимо вышеперечисленных задач, бизнес-инкубатор осуществляет выполнение следующих функций [2]:
Гарантирование систем поддержки фирмам за счет оказания материальной и нематериальной поддержки;
Достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии;
Обучение свободной обстановке или организация бесплатных семинаров, обеспечение условий для научения практическим навыкам бизнеса студентов и выпускников университета.
Бизнес-инкубаторы сотрудничают и оказывают поддержку только определенным видам бизнеса. Если выбранный предпринимателем бизнес подходит, то будущий предприниматель должен предоставить руководству организации свой проект. В случае, когда проект считается перспективным, ответственное за него лицо, то есть предприниматель, получает пакет документов для заполнения, которые в дальнейшем передаются на рассмотрение специальной комиссии [3].
Результат рассмотрения предложенного проекта — это решение либо о предоставлении начинающему бизнесмену места в инкубаторе, либо об отказе в этом.
Таким образом, бизнес-инкубатор — это специальный инструмент экономического развития, предназначенный для ускорения роста и успешной самореализации предпринимателей, предприятий и компаний посредством предоставления им комплекса ресурсов и услуг по поддержки и развитию их деловой активности.
Литература:
- Авдулов А. Н. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. М.:ИНИОН РАН, 2005.
- Айгистова О. В. Основы построения бизнес-инкубаторов. ИК «Логос», 1999.
- Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт// Под общ. ред. Э. Маркварта — М.:ИПИ,2001.
- Ракитов А. И. Прогноз развития науки и технологий в России на период до 2025 года. — М.: Вестник РАН, 1998.
- Штыхно Д. А. Опыт США по развитию университетских структур содействия предпринимательству//Российское предпринимательство. — 2012.