Население Узбекистана активно включается в инвестиционные процессы из года в год, повышая свое благосостояние за счет строительства нового современного жилья, развития предпринимательской деятельности в сфере производства и услуг. Вместе с тем, не смотря на широкое участие в реальных инвестициях, остаются большие резервы использования свободных средств населения в виде инвестиций в финансовые активы. В среднесрочной перспективе необходимо принять комплекс мер по привлечению средств населения в экономику страны за счет развития таких инвестиционных институтов, как фондовой рынок, пенсионная система и страхование. Инвестиции населения — это важнейшая составляющая инвестиционной деятельности.
Средства населения, наряду со средствами предприятий, банков и государства, направленные на цели инвестирования, являются основными внутренними источниками инвестиций. Современная ситуация в мире, которая отличается нестабильностью, неопределенностью инвестиционной деятельности, требует усиления внимания к внутренним источникам роста для поддержания высоких темпов экономическая развития страны. Во многом это достигается благодаря активизации инвестиционной деятельности населения для обновления накопленного национального богатства и его приращения.
Одним из важных резервов роста инвестиционной активности населения является развитие системы страхования, в том числе, страхования жизни. Инструменты страхования, как видно из анализа зарубежных стран, являются востребованным населением видом инвестиций.
Страхование жизни в Узбекистане сегодня является не достаточно освоенной частью системы страхования. Если общие виды страхования осуществляют более 30 страховых компаний, то по страхованию жизни работают только две компании. Однако, учитывая социальную значимость страхования жизни и большое значение в плане инвестиционной политики государства, Правительство страны уделяет особое внимание ее развитию. Применяются стимулирующие механизмы в виде различных льгот и преференций, которые открывают большие возможности и перспективы для быстрого становления и расширения системы страхования жизни. Так, предоставлены льготы для физических и юридических лиц, которые предусматривают, что суммы, направляемые на оплату премий по страхованию жизни, не облагаются налогом на доход/прибыль.
Заинтересовать население покупать продукты страхования жизни может включение страховых выплат по договорам страхования жизни и здоровья в число платежей, по которым зачисление на пластиковые карты осуществляется без взимания банковской комиссии. Также необходимо проведение постоянной просветительской разъяснительной работы о продуктах страхования жизни и их преимуществах, в особенности срочного рискового страхования жизни.
Необходимо создать стимулы для страховщиков в привлечении средств населения. Этому может способствовать предоставление льгот по социальным отчислениям страховых компаний в размере 25 % при начислении комиссионного вознаграждения агентам физическим лицам. Достижение цели широкого участия населения в инвестициях требует выявления факторов, в наибольшей мере влияющих на склонность населения к инвестированию и разработки мер инвестиционной политики по созданию условий для развития инвестиционной деятельности.
Решение проблемы формирования внутренних источников инвестирования на фоне недостаточного уровня производственного потенциала, невозможно без мобилизации свободных денежных ресурсов населения. Сбережения населения представляют собой мощный резерв инвестиций для развития малого частного бизнеса, роста жилищного строительства. Они являются важной составляющей формирования банковского капитала, выступают основой развития рынка ценных бумаг, страхового рынка, частного пенсионного страхования и, трансформируясь в инвестиции, способствуют развитию экономики страны. Сбережения населения являются значительным источником инвестиций для многих развивающихся стран, в том числе и для Узбекистана.
Изучение особенностей инвестирования в Узбекистане, тенденций и направлений вложения свободных средств населения в зарубежных странах выявило основные резервы в сфере развития инвестиционного рынка в Узбекистане. Государством принимаются меры по привлечению средств населения в экономику как основного не инфляционного источника инвестиций. Однако необходимо принять комплекс мер по привлечению средств населения в экономику страны за счет развития таких инвестиционных институтов, как фондовой рынок, пенсионная система и страхование.
Сценарные варианты расчета роста инвестиций населения на среднесрочный период показали, что наиболее прогрессивным с точки зрения экономического и социального эффекта, является вариант, при котором учитывалась возможность наиболее полного привлечения инвестиционных ресурсов, в числе прочих и за счет дальнейшего развития инвестиций в инструменты финансового рынка. Это направление инвестиционной политики, способствующие росту активности населения в инвестиционных процессах, должно стать приоритетом в среднесрочной и долгосрочной перспективе социально-экономического развития республики.
Зарубежные инвестиции приветствуются во всех странах, экономика которых является открытой. Зарубежные инвестиции служат толчком экономического развития стран, особенно, развивающихся стран. Объёмы зарубежных инвестиций продолжают стремительно возрастать, усиливая роль международного производство в мировой экономике.
Можно утверждать, что влияние зарубежных инвестиций на экономику принимающей страны противоречиво: оно может быть как положительным, так и отрицательным.
Инвестирование зарубежного капитала повышает конкурентоспособность принимающей страны. Поток инвестиций, повышает производительность. Инвестиции также повышают качество выпускаемой продукции, а это влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции, выходит ее на международный уровень, то есть расширяет связи с внешними рынками.
Данные положительные последствия инвестирования зарубежного капитала, являются наиболее значимыми для экономики принимающей страны. Несмотря на явные плюсы внедрения зарубежных инвестиций, существуют и определенные минусы.
Зарубежные инвестиции повышают спрос на высококвалифицированную рабочую силу, в связи с чем расчет уровень благосостояния населения, так как иностранные инвесторы платят более высокую заработную плату по сравнению с местными фирмами. Но соответственно сокращаются прибыли местных фирм из-за несправедливой конкуренции. Зарубежные инвестиции стимулируют производство промежуточной продукции, так как создаётся спрос именно на неё. Местные фирмы вынуждены создавать дополнительные производственные мощности, поскольку они не производили бы данные товары при отсутствии спроса со стороны зарубежных компаний, стран.
Другим аспектом отрицательного влияния зарубежных инвестиций на экономику принимающей страны служит эффект вытеснения внутренних капиталовложений зарубежными инвестициями, вытеснения местных фирм более конкурентоспособными зарубежными, то есть местные фирмы просто не имеют возможности развиваться, расти, пробиваться на мировой рынок. Можно сказать, что этот эффект далеко неоднозначен, так как зарубежные инвестиции могут содействовать развитию национальных фирм за счет роста производительности труда, внешнего эффекта от передачи технологии, что является одним из положительных влияний зарубежных инвестиций на экономику принимающей страны.
В сегодняшнее время, при глобализации мирового хозяйства поток зарубежного капитала между странами достиг высокого уровня. Величина функционирующего за рубежом иностранного капитала огромна. Ежегодно международное движение капитала оценивается примерно 0,7–1,2 трлн. долл., в том числе прямых инвестиций — около 0,13–0,24 трлн., портфельных — 0,12–0,67 трлн. долл. Только объём накопленных в мире прямых инвестиций составляет около 3 трлн. долл. Картина современной международной экономической жизни создается, прежде всего, теми компаниями, которые не только активно торгуют с зарубежными странами, но и активно инвестируют там.
В общем объеме вывоза капитала повышается роль и доля вывоза государственного капитала (около 25 %). Среди общего объема экспортируемого капитала в развивающиеся страны 90 % является государственным капиталом, а в страны Восточной Европы и СНГ — 35 % (при этом в виде льготных кредитов — 35 %, беспроцентных кредитов — 65 %).
Более 50 % мигрирующего капитала в мировом хозяйстве принадлежит частным субъектам (корпорациям, ТНК, банкам, инвестиционным, пенсионным, страховым фондам и др.). В последние десятилетия отмечается тенденция сокращения доли банков с 50 до 25 % и одновременный рост доли капиталов ТНК. Растут объемы частного капитала мигрирующего между промышленно развитыми странами (около 75 %). Увеличивается доля прямых инвестиций в общем объеме частного и государственного капитала. Растет число интернациональных слияний и приобретений фирм (около 75 % совокупного объема прямых зарубежных инвестиций). Отмечается сдвиг в отраслевой структуре зарубежных инвестиций от обрабатывающей промышленности и торговли к инвестициям в наукоемкие отрасли и сферу услуг (более55 %).
В последние годы утверждена Инвестиционная программа Республики Узбекистан. Она сфокусирована на модернизации производственных мощностей как крупных объектов промышленности и инфраструктуры, так и небольших перерабатывающих производств частного сектора.
Программой предусмотрены капиталовложения на общую сумму 27,1трлн. сум., из которых 6,7трлн. сум. — централизованные инвестиции. В том числе:
− 1,3 трлн. сум — инвестиции, финансируемые из Государственного бюджета.
Из них 408 млрд. сум. выделено на развитие сельскохозяйственного комплекса, преимущественно на развитие обрабатывающих производств;
− 925,2 млрд. сум. инвестирует Республиканский дорожный фонд на строительство, ремонт и реконструкцию автодорог, а также необходимой инфраструктуры;
− 20 млрд. доллар предусмотрены адресной программой поддержки инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением прямых зарубежных инвестиций и кредитов;
− около 1,2 млрд. доллар будут инвестированы для ввода в эксплуатацию объектов и производственных мощностей. Это также позволит создать 8,5 тыс. рабочих мест. Среди крупных инфраструктурных проектов можно отметит;
− строительство высоковольтной линии ВЛ-500кв «Талимарджанская ТЭС — ПС Согдиана»;
− строительство двухпутной электрифицированной железной дороги «Джизак– Янгиер» протяженностью 187 км;
− модернизацию и реконструкцию объектов водоснабжения в Сурхандарьинской области, что повысит мощности обеспечения населения питьевой водой до 108,8 тыс. м3;
− строительство вузов на 9,4 тыс. уч. мест, колледжей и лицеев на 6,6 тыс. уч. мест, общеобразовательных школ на 61,5 тыс. уч. мест, 112 детских спортивных учреждений.
Следует отметить, что объем инвестиций составил 22,9 % к ВВП. При этом более 22 процентов, иными словами свыше 2,5 млрд. долларов приходится иностранным инвестициям, из которых более 79 % — прямые иностранные инвестиции.
Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан показывает, что за 2010–2015 годы общий объем инвестиций в нефинансовые активы в стране увеличился с 3778,1 до 19689,6 млрд. сумов, или в 5,2 раза. За данный период доля инвестиций, направленных в основной капитал увеличилась с 83,8 % до 95,1 %, а расходы на капитальный ремонт основных средств снизились с 9,8 % до 4,5 %. Это свидетельствует о том, что в последние годы большая часть инвестиций направляется на обновление капитала, т. е. на приобретение новых основных средств.
В Узбекистане обеспечивается интенсивное развитие базовых отраслей промышленности, проводится огромная работа по перепрофилированию существующих и созданию новых мощностей на основе использования передовых, в частности информационных технологий, производится конкурентоспособная, экспортоориентированная и импортозамещающая продукция. Растут объемы производства, открываются новые предприятия, в том числе участием иностранного капитала, расширяется сфера малого бизнеса и частного предпринимательства.
Созданный в стране инвестиционной климат, льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, позволяют привлекать инвестиции на долгосрочной основе, дают возможность зарубежным партнерам активно участвовать в программах приватизации и модернизации производственных предприятий. Росту заинтересованности деловых кругов других стран в сотрудничестве с Узбекистаном также способствует ежегодное проведение в Ташкенте более 50 специализированных международных торговых ярмарок.
Узбекистан является одной из тех стран мира, которые достигаются высоких макроэкономических показателей за последние годы. Эти высокие показатели осуществляются за счет притока зарубежных инвестиций.
Литература:
1. Законы Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности»; «Об иностранных инвестициях».
2. Доклад первого Президента Республики Узбекистан И. Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год // Народное слово.
3. Кориева Е. К., Камалова Э., Очилова Н. Иностранные инвестиции: Учебное пособие. Т: ТГЭУ-2011, 250 с.
4. Графаво Г. Ф., Гуськов С. В. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие. М: Дашков и К- 2010, 293 с.