В исследовании рассматривается стратегическое управление в качестве универсального подхода, применяемого к самым различным объектам (в том числе и к государственным и муниципальным учреждениям). Выделяются особенности и специфика учреждений государственного и муниципального сектора, которые необходимо учитывать для повышения эффективности реализации стратегического управления в данном секторе.
Ключевые слова: государственные и муниципальные учреждения, эффективность стратегического управления, особенности управления, стратегия.
В период глобализации, информатизации, новых технологических, политических и финансовых реалий организациям приходится постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, в связи с чем, все более активное применение находит стратегическое планирование.
На фоне этого и ввиду структурных проблем в государственном и муниципальном секторе в настоящее время всё чаще органы государственной и муниципальной власти ставят перед подведомственными им учреждениями задачу по разработке планов долгосрочного развития.
Очевидно, что стратегический менеджмент является универсальным подходом и может применяться к самым различным объектам (в том числе и к государственным и муниципальным предприятиям). Однако примеров эффективной реализации стратегий развития коммерческими предприятиями в разы больше, чем примеров реализации стратегических планов государственными и муниципальными предприятиями.
О причинах, приводящих к таким результатам, и об особенностях стратегического управления государственными и муниципальными предприятиями и пойдёт речь в данном исследовании.
О специфике стратегического управления на предприятиях государственного и муниципального сектора писало не так много авторов. Среди них можно отметить работы [1, 2, 3, 4, 5]. Несколько чаще встречаются исследования, которые посвящены особенностям управления государственными и муниципальными организациями в целом.
Методы и приемы стратегического управления, отличающиеся своей результативностью и эффективностью в коммерческом секторе, достаточно комфортно могут быть адаптированы к построению долгосрочных планов в государственных и муниципальных учреждениях. Однако зачастую шаблоны стратегических планов коммерческих организаций применяются к предприятиям государственного и муниципального сектора без учета специфики их деятельности, структурных особенностей. Именно это и приводит к неэффективной реализации стратегий развития государственных и муниципальных организаций.
Государственные и муниципальные предприятия от коммерческих организаций отличают, прежде всего, масштабы и качество целей, ответственность, отчетность и подходы к оценке результатов деятельности.
В качестве ключевых особенностей стратегического управления государственными и муниципальными предприятиями можно выделить следующие:
1. Стратегическое управление в государственных и муниципальных учреждениях характеризуется большей направленностью на цели и миссию по сравнению с ориентацией на правила и методы. Большое внимание уделяется мониторингу результатов, полученных в процессе реализации стратегий развития.
2. Отсутствие опыта по разработке стратегических планов, а также недостаточная квалификация персонала являются существенной проблемой, возникающей в стратегическом управлении на предприятиях государственного и муниципального сектора.
Руководители государственных и муниципальных предприятий, их заместители имеют профильное деятельности учреждения образование и зачастую не владеют экономическими и управленческими навыками, необходимыми в процессе стратегического планирования. Даже если наличие экономического образования является для них обязательным, его получение обычно превращается в простую формальность.
При этом для привлечения специалистов в области стратегического управления со стороны, у учреждений чаще всего нет финансовых возможностей.
3. Ключевые цели государственных и муниципальных учреждений связаны не с получением прибыли, а с решением социально значимых задач (таких как: образование, здравоохранение, социальная защита, культура, обеспечение безопасности граждан и др.). Это переводит ключевые финансовые цели, в рамках стратегии, в область повышения качества оказываемых услуг и снижение их себестоимости.
4. Бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений предполагает строго установленные сметы расходов, что снижает гибкость стратегического управления, тем самым, уменьшая возможности оперативного маневрирования в условиях быстро изменяющихся обстоятельств. Достигать высокого уровня качества выполняемых организацией функций в подобных условиях видится достаточно проблематичным.
5. Для предприятий государственного и муниципального сектора характерна относительная стабильность и защита вышестоящими структурными подразделениями, органами управления. Это является положительным моментом для самого предприятия. Однако такая стабильность и уверенность в том, что предприятие не обанкротится, порождает отсутствие мотивации персонала к выполнению стратегических планов. Новые функциональные задачи в рамках реализации стратегии развития предприятия воспринимаются персоналом, как дополнительная нагрузка к основным задачам. Объем работы растет, а заработная плата остается той же. Ведь мотивация в государственных и муниципальных учреждениях крайне редко основывается на денежном вознаграждении, как правило, это стимулы нематериального характера (такие как стабильность, престиж, возможность карьерного роста и пр.).
6. Ключевые цели развития государственных и муниципальных учреждений определяются профильными федеральными, региональными и муниципальными стратегиями, программами и концепциями. Естественно, стратегические планы развития учреждений не могут противоречить этим планам и формулируются на их основе.
7. Государственные и муниципальные учреждения гораздо в большей степени подвержены внешнему контролю, нежели коммерческие. В рамках действующего законодательства их деятельность должна быть максимально открытой и публичной. К большинству коммерческих предприятий подобные требования не предъявляются.
8. Внутренняя и внешняя среда государственных и муниципальных учреждений отличаются высокой стабильностью и определенностью. В первом случае это объясняется тем, что деятельность подобных учреждений строго регламентирована (есть типовые штатные расписания, отраслевые регламенты по начислению заработной платы, требования по ведению бухгалтерского учета, проведению торгов и т. д.). Стабильность внешней среды объясняется упоминаемыми ранее отраслевыми государственными, региональными и муниципальными стратегиями, программами и концепциями.
Ключевые различия в элементах стратегического управления между учреждениями государственного и муниципального сектора и коммерческими организациями представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ключевые различия в организации стратегического управления между государственными и муниципальными учреждениями и коммерческими организациями
Элементы стратегического управления |
Учреждения государственного и муниципального сектора |
Коммерческие организации |
Бюджетирование |
Бюджет регламентирован |
Определяется руководством, исходя из финансовых показателей |
Мотивация персонала к реализации стратегии |
Низкая |
Зависит от профессионализма руководства |
Главные цели |
Социально значимые функции |
Связаны с получением прибыли |
Внешняя и внутренняя среда |
Относительно стабильны, в силу действия регламентирующих документов |
Подвержены частым изменениям |
Контроль и оценка результатов деятельности |
Осуществляется специальными органами, населением, гражданами |
Находится в компетенции непосредственного руководителя |
Квалификация персонала |
Как правило, наличие только профильного образования |
Непрерывное обучение, повышение квалификации, совершенствование техники решения проблем |
Ориентация, направленность |
На цель и миссию, мониторинг результатов |
На правила и процедуры, оценку затрат |
Формирование стоимости услуг |
Устанавливается на основе директивных решений, исходя из возможностей бюджета |
Чаще всего определяется на основе рыночных механизмов |
Таким образом, при разработке планов развития предприятиям государственного и муниципального сектора важно учитывать ряд специфических особенностей. Четко сформулированная миссия организации, правильно распределенные кадры, получение максимальной отдачи от квалифицированных работников умственного труда, повышение эффективности их труда — важные аспекты в процессе стратегического управления государственными и муниципальными предприятиями, которым нельзя не уделять внимание.
Построение эффективного стратегического управления на предприятиях государственного и муниципального сектора — приоритетная государственная задача, поскольку они являются важнейшими элементами полноценного функционирования общества и призваны удовлетворять общественно значимые потребности.
Литература:
1. Ажаханова Д. С. Современные подходы к стратегическому управлению/ Ажаханова Д. С. // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — Новосибирск, 2013. — № 19 — С. 16–18.
2. Гапоненко, Александр Лукич. Стратегическое управление: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент орг». / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 464 с.
3. Ермолина Л. В. Место и роль оценки стратегической эффективности в процессе управления предприятием/ Л. В. Ермолина // Вестник Самарского государственного университета. — Самара, 2013. — № 7 (108) — С. 30–36.
4. Назаров В. П. Стратегическое планирование как важнейший фактор повышения эффективности государственного управления/ В. П. Назаров // Власть. — Москва, 2013. — № 12 — С. 4–11.
5. Шмарин А. П. Анализ потенциальных рисков при реализации конкурентных стратегий предприятия/ А. П. Шмарин // Известия ОГАУ. — Оренбург, 2012. — № 5 — С. 173–176.