Особенности стратегического управления государственными и муниципальными учреждениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 15.06.2015

Статья просмотрена: 6808 раз

Библиографическое описание:

Малыгина, Т. Ю. Особенности стратегического управления государственными и муниципальными учреждениями / Т. Ю. Малыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20397/ (дата обращения: 26.12.2024).

В исследовании рассматривается стратегическое управление в качестве универсального подхода, применяемого к самым различным объектам (в том числе и к государственным и муниципальным учреждениям). Выделяются особенности и специфика учреждений государственного и муниципального сектора, которые необходимо учитывать для повышения эффективности реализации стратегического управления в данном секторе.

Ключевые слова: государственные и муниципальные учреждения, эффективность стратегического управления, особенности управления, стратегия.

 

В период глобализации, информатизации, новых технологических, политических и финансовых реалий организациям приходится постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, в связи с чем, все более активное применение находит стратегическое планирование.

На фоне этого и ввиду структурных проблем в государственном и муниципальном секторе в настоящее время всё чаще органы государственной и муниципальной власти ставят перед подведомственными им учреждениями задачу по разработке планов долгосрочного развития.

Очевидно, что стратегический менеджмент является универсальным подходом и может применяться к самым различным объектам (в том числе и к государственным и муниципальным предприятиям). Однако примеров эффективной реализации стратегий развития коммерческими предприятиями в разы больше, чем примеров реализации стратегических планов государственными и муниципальными предприятиями.

О причинах, приводящих к таким результатам, и об особенностях стратегического управления государственными и муниципальными предприятиями и пойдёт речь в данном исследовании.

О специфике стратегического управления на предприятиях государственного и муниципального сектора писало не так много авторов. Среди них можно отметить работы [1, 2, 3, 4, 5]. Несколько чаще встречаются исследования, которые посвящены особенностям управления государственными и муниципальными организациями в целом.

Методы и приемы стратегического управления, отличающиеся своей результативностью и эффективностью в коммерческом секторе, достаточно комфортно могут быть адаптированы к построению долгосрочных планов в государственных и муниципальных учреждениях. Однако зачастую шаблоны стратегических планов коммерческих организаций применяются к предприятиям государственного и муниципального сектора без учета специфики их деятельности, структурных особенностей. Именно это и приводит к неэффективной реализации стратегий развития государственных и муниципальных организаций.

Государственные и муниципальные предприятия от коммерческих организаций отличают, прежде всего, масштабы и качество целей, ответственность, отчетность и подходы к оценке результатов деятельности.

В качестве ключевых особенностей стратегического управления государственными и муниципальными предприятиями можно выделить следующие:

1.                  Стратегическое управление в государственных и муниципальных учреждениях характеризуется большей направленностью на цели и миссию по сравнению с ориентацией на правила и методы. Большое внимание уделяется мониторингу результатов, полученных в процессе реализации стратегий развития.

2.                  Отсутствие опыта по разработке стратегических планов, а также недостаточная квалификация персонала являются существенной проблемой, возникающей в стратегическом управлении на предприятиях государственного и муниципального сектора.

Руководители государственных и муниципальных предприятий, их заместители имеют профильное деятельности учреждения образование и зачастую не владеют экономическими и управленческими навыками, необходимыми в процессе стратегического планирования. Даже если наличие экономического образования является для них обязательным, его получение обычно превращается в простую формальность.

При этом для привлечения специалистов в области стратегического управления со стороны, у учреждений чаще всего нет финансовых возможностей.

3.         Ключевые цели государственных и муниципальных учреждений связаны не с получением прибыли, а с решением социально значимых задач (таких как: образование, здравоохранение, социальная защита, культура, обеспечение безопасности граждан и др.). Это переводит ключевые финансовые цели, в рамках стратегии, в область повышения качества оказываемых услуг и снижение их себестоимости.

4.         Бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений предполагает строго установленные сметы расходов, что снижает гибкость стратегического управления, тем самым, уменьшая возможности оперативного маневрирования в условиях быстро изменяющихся обстоятельств. Достигать высокого уровня качества выполняемых организацией функций в подобных условиях видится достаточно проблематичным.

5.         Для предприятий государственного и муниципального сектора характерна относительная стабильность и защита вышестоящими структурными подразделениями, органами управления. Это является положительным моментом для самого предприятия. Однако такая стабильность и уверенность в том, что предприятие не обанкротится, порождает отсутствие мотивации персонала к выполнению стратегических планов. Новые функциональные задачи в рамках реализации стратегии развития предприятия воспринимаются персоналом, как дополнительная нагрузка к основным задачам. Объем работы растет, а заработная плата остается той же. Ведь мотивация в государственных и муниципальных учреждениях крайне редко основывается на денежном вознаграждении, как правило, это стимулы нематериального характера (такие как стабильность, престиж, возможность карьерного роста и пр.).

6.         Ключевые цели развития государственных и муниципальных учреждений определяются профильными федеральными, региональными и муниципальными стратегиями, программами и концепциями. Естественно, стратегические планы развития учреждений не могут противоречить этим планам и формулируются на их основе.

7.         Государственные и муниципальные учреждения гораздо в большей степени подвержены внешнему контролю, нежели коммерческие. В рамках действующего законодательства их деятельность должна быть максимально открытой и публичной. К большинству коммерческих предприятий подобные требования не предъявляются.

8.         Внутренняя и внешняя среда государственных и муниципальных учреждений отличаются высокой стабильностью и определенностью. В первом случае это объясняется тем, что деятельность подобных учреждений строго регламентирована (есть типовые штатные расписания, отраслевые регламенты по начислению заработной платы, требования по ведению бухгалтерского учета, проведению торгов и т. д.). Стабильность внешней среды объясняется упоминаемыми ранее отраслевыми государственными, региональными и муниципальными стратегиями, программами и концепциями.

Ключевые различия в элементах стратегического управления между учреждениями государственного и муниципального сектора и коммерческими организациями представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ключевые различия в организации стратегического управления между государственными и муниципальными учреждениями и коммерческими организациями

Элементы стратегического управления

Учреждения государственного и муниципального сектора

Коммерческие организации

Бюджетирование

Бюджет регламентирован

Определяется руководством, исходя из финансовых показателей

Мотивация персонала к реализации стратегии

Низкая

Зависит от профессионализма руководства

Главные цели

Социально значимые функции

Связаны с получением прибыли

Внешняя и внутренняя среда

Относительно стабильны, в силу действия регламентирующих документов

Подвержены частым изменениям

Контроль и оценка результатов деятельности

Осуществляется специальными органами, населением, гражданами

Находится в компетенции непосредственного руководителя

Квалификация персонала

Как правило, наличие только профильного образования

Непрерывное обучение, повышение квалификации, совершенствование техники решения проблем

Ориентация, направленность

На цель и миссию, мониторинг результатов

На правила и процедуры, оценку затрат

Формирование стоимости услуг

Устанавливается на основе директивных решений, исходя из возможностей бюджета

Чаще всего определяется на основе рыночных механизмов

 

Таким образом, при разработке планов развития предприятиям государственного и муниципального сектора важно учитывать ряд специфических особенностей. Четко сформулированная миссия организации, правильно распределенные кадры, получение максимальной отдачи от квалифицированных работников умственного труда, повышение эффективности их труда — важные аспекты в процессе стратегического управления государственными и муниципальными предприятиями, которым нельзя не уделять внимание.

Построение эффективного стратегического управления на предприятиях государственного и муниципального сектора — приоритетная государственная задача, поскольку они являются важнейшими элементами полноценного функционирования общества и призваны удовлетворять общественно значимые потребности.

 

Литература:

 

1.         Ажаханова Д. С. Современные подходы к стратегическому управлению/ Ажаханова Д. С. // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. — Новосибирск, 2013. — № 19 — С. 16–18.

2.         Гапоненко, Александр Лукич. Стратегическое управление: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент орг». / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 464 с.

3.         Ермолина Л. В. Место и роль оценки стратегической эффективности в процессе управления предприятием/ Л. В. Ермолина // Вестник Самарского государственного университета. — Самара, 2013. — № 7 (108) — С. 30–36.

4.         Назаров В. П. Стратегическое планирование как важнейший фактор повышения эффективности государственного управления/ В. П. Назаров // Власть. — Москва, 2013. — № 12 — С. 4–11.

5.         Шмарин А. П. Анализ потенциальных рисков при реализации конкурентных стратегий предприятия/ А. П. Шмарин // Известия ОГАУ. — Оренбург, 2012. — № 5 — С. 173–176.

Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое управление, муниципальный сектор, предприятие, учреждение, внешняя среда, заработная плата, мониторинг результатов, особенность управления, стратегическое планирование, универсальный подход.


Ключевые слова

стратегия, стратегия., государственные и муниципальные учреждения, эффективность стратегического управления, особенности управления

Похожие статьи

Территория образовательной организации как стратегический ресурс

Данная статья посвящена вопросам управления территорией образовательной организации. Автор рассматривает территорию образовательной организации (давая ей определение) как стратегический ресурс, эффективность которого может быть измерена количественны...

Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе

В статье раскрываются проблемы управления строительными организациями на современном этапе развития экономики. Анализируются возможности использования процессного подхода при управлении строительной организацией в целях повышения эффективности ее фун...

Современные действенные методы управления образовательной организацией

Авторы в данной статье делятся собственным опытом по анализу системы управления образовательной организации, а также действенными методами по направлениям развития учебного заведения. Эта тема становится особенно актуальной с переходом страны на рыно...

Проблемы стратегического планирования в Российской Федерации на муниципальном уровне

В Российской Федерации действует такой механизм, как стратегическое планирование, который направлен на эффективное и сбалансированное достижение целей в рамках социально-экономического развития страны и ее регионов. При достаточно долгой истории разв...

Управление проектами и программами стратегического развития компании

В настоящее время крайне важно использовать инновационные подходы к управлению развитием экономического субъекта. К числу передовых методов управления относится и стратегическое управление развитием через инструменты проектов и программ. Применение д...

Стратегическое управление доходами предприятия

В статье раскрывается актуальность проблемы анализа стратегического управления доходами предприятия в современных российских условиях, которые подвержены многочисленным фундаментальным факторам, которые ведут к поиску организациями способов улучшения...

Особенности применение социальных технологий ВСОКО в управлении качеством образовательного процесса

В статье рассматривается проблема выбора технологии ВСОКО для повышения эффективности управления качеством образовательного процесса. Рассматриваются вопросы применения мониторинга и микроисследования как социальных технологий управления качеством об...

Инструменты проектного управления в государственном секторе

В научной статье рассмотрены основные инструменты проектного управления в государственном секторе. Актуальность исследования обусловлена тем, что для государства важным выступает применение проектного подхода к решению стратегически важных задач, а и...

Характер и экономические аспекты управления в сфере культуры

Актуальность статьи обусловлена современным значением управления социокультурной и экономической деятельностью учреждений культуры, которую данные учреждения способны и должны осуществлять в процессе функционирования на федеральном, региональном горо...

Модель проектного управления для решения региональных проблем обеспечения пожарной безопасности

Статья посвящена особенностям проектного управления в области обеспечения пожарной безопасности. В работе показано, что проектное управление как инструмент госрегулирования активно используется в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа...

Похожие статьи

Территория образовательной организации как стратегический ресурс

Данная статья посвящена вопросам управления территорией образовательной организации. Автор рассматривает территорию образовательной организации (давая ей определение) как стратегический ресурс, эффективность которого может быть измерена количественны...

Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе

В статье раскрываются проблемы управления строительными организациями на современном этапе развития экономики. Анализируются возможности использования процессного подхода при управлении строительной организацией в целях повышения эффективности ее фун...

Современные действенные методы управления образовательной организацией

Авторы в данной статье делятся собственным опытом по анализу системы управления образовательной организации, а также действенными методами по направлениям развития учебного заведения. Эта тема становится особенно актуальной с переходом страны на рыно...

Проблемы стратегического планирования в Российской Федерации на муниципальном уровне

В Российской Федерации действует такой механизм, как стратегическое планирование, который направлен на эффективное и сбалансированное достижение целей в рамках социально-экономического развития страны и ее регионов. При достаточно долгой истории разв...

Управление проектами и программами стратегического развития компании

В настоящее время крайне важно использовать инновационные подходы к управлению развитием экономического субъекта. К числу передовых методов управления относится и стратегическое управление развитием через инструменты проектов и программ. Применение д...

Стратегическое управление доходами предприятия

В статье раскрывается актуальность проблемы анализа стратегического управления доходами предприятия в современных российских условиях, которые подвержены многочисленным фундаментальным факторам, которые ведут к поиску организациями способов улучшения...

Особенности применение социальных технологий ВСОКО в управлении качеством образовательного процесса

В статье рассматривается проблема выбора технологии ВСОКО для повышения эффективности управления качеством образовательного процесса. Рассматриваются вопросы применения мониторинга и микроисследования как социальных технологий управления качеством об...

Инструменты проектного управления в государственном секторе

В научной статье рассмотрены основные инструменты проектного управления в государственном секторе. Актуальность исследования обусловлена тем, что для государства важным выступает применение проектного подхода к решению стратегически важных задач, а и...

Характер и экономические аспекты управления в сфере культуры

Актуальность статьи обусловлена современным значением управления социокультурной и экономической деятельностью учреждений культуры, которую данные учреждения способны и должны осуществлять в процессе функционирования на федеральном, региональном горо...

Модель проектного управления для решения региональных проблем обеспечения пожарной безопасности

Статья посвящена особенностям проектного управления в области обеспечения пожарной безопасности. В работе показано, что проектное управление как инструмент госрегулирования активно используется в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа...

Задать вопрос