Встатье раскрывается актуальность проблемы анализа стратегического управления доходами предприятия в современных российских условиях, которые подвержены многочисленным фундаментальным факторам, которые ведут к поиску организациями способов улучшения эффективности стратегического управления доходами. В статье выделены основные цели стратегического управления доходами организации. Проведен анализ выполнения плана по стратегическому управлению доходами. Для обоснования эффективности стратегического управления доходами и расходами за определенный период времени (финансовый год) проведен структурно-динамический анализ доходов и расходов промышленного предприятия на примере конкретной организации.
Ключевые слова: стратегическое управление, доходы, расходы, цели, факторы, анализ.
Современное стратегическое управление как организацией в целом, так и непосредственно доходами, базируется на человеческом потенциале, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, которые отвечают вызову со стороны окружения и позволяют достичь конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом поставленных целей и задач [1].
В рамках проведения анализа стратегического управления доходами перед промышленным предприятием стоят следующие цели:
обеспечение увеличения доходов с сохранением высокого качества производимой продукции;
обеспечение снижения расходов с сохранением высокого качества производимой продукции;
обеспечение снижения затрат на единицу произведенной продукции при увеличении объемов производства и реализации;
обеспечение соответствия фактически полученных данных с запланированными показателями;
обеспечение максимально высокого уровня отдачи от использования ресурсов и др.
Ключевым инструментом анализа данного этапа является «дерево целей» (рисунок 1). Благодаря ему, управленцы могут корректировать миссию, цели и структуру «дерева целей», которые отвечают за дальнейшее развитие деятельности предприятия [3].
Рис. 1. Дерево целей промышленного предприятия
Как видно из дерева целей, представленного на рисунке 1, у Завода бурового оборудования есть четкая миссия, для достижения которой поставлены конкретные цели. Для выяснения достижения поставленных целей, необходимо сравнить запланированные и фактические значения следующих показателей: валовая прибыль (маржинальный доход); рентабельность валовой прибыли; прибыль от продаж; чистая прибыль; затраты на 1 руб. реализованной продукции; return on current assest (ROCA) — рентабельность оборотных активов, return on fixed assest (ROFA) — рентабельность внеоборотных активов; return on shareholders equity — рентабельность собственного капитала; earnings per ordinary share — чистая прибыль на акцию (таблица 1). Для примера используем данные АО «Завод бурового оборудования».
Таблица 1
Сопоставление плана результативности вобласти стратегического управления доходов АО «Завод бурового оборудования» 2018 года сфактом
Стратегические задачи |
Ключевые показатели |
План 2018 |
Факт 2018 |
Максимизация прибыли |
Валовая прибыль (маржинальный доход), млн. руб. |
220 |
183 |
Рентабельность валовой прибыли, % |
32 |
29 |
|
Прибыль от продаж, млн. руб. |
87 |
61 |
|
Чистая прибыль, млн. руб. |
45 |
30 |
|
Минимизация затрат |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. |
87 |
71 |
Оптимизация финансовых коэффициентов |
Return on current assest (ROCA) — Рентабельность оборотных активов, % |
13 |
7 |
Return on fixed assest (ROFA)- Рентабельность внеоборотных активов, % |
24 |
20 |
|
Return on shareholders, equity — Рентабельность собственного капитала, % |
22 |
14 |
|
Earnings per ordinary share – Чистая прибыль на акцию, руб. |
2558 |
1709 |
Как видно из таблицы 1, ни один из ключевых показателей по максимизации прибыли не достиг запланированного уровня, однако задача по минимизации затрат выполнена и ключевой показатель данной задачи достиг лучшего уровня, чем было запланировано изначально. А именно затраты на 1 рубль реализованной продукции составили всего 71 рубль, что на 16 рублей меньше запланированных. Для более точного определения эффективности стратегического управления доходами проводится также структурно-динамический анализ доходов и расходов, на основе которого делаются выводы об успешности достижения целей [4].
На достижение основных целей стратегического управления доходами предприятия прежде всего влияют следующие факторы внешней среды:
покупатели;
ситуация на рынке;
поставщики;
конкуренты и др.
Каждый из перечисленных факторов анализируется и делаются выводы о значимости их влияния на стратегическое управление доходами. Так, анализ покупателей проводится посредством задавания таких вопросов, как «Кто является крупнейшим покупателем?»; «Кто считается наиболее «выгодным» покупателем?»; «Кто признается наиболее привлекательным потенциальным покупателем?» и др [5].
При анализе ситуации на рынке используются статистические данные и такие показатели как емкость рынка, прирост (падение) объема рынка, доля рынка предприятия, прирост (падение) доли рынка предприятия.
Для анализа конкурентной среды может использоваться модель пяти сил Портера, PEST– анализ, матричные методы, и прочее [2].
К внутренним факторам, влияющим на стратегическое управление доходами, относятся ресурсы финансовые, материальные, человеческие, производственные, интеллектуальные, информационные, управленческие, технологические и другие.
ОАО «Завод бурового оборудования», используя внутренние источники роста, решает вопросы импортозамещения в части производства и поставок буровых установок и бурового инструмента для российских добывающих и геологоразведочных компаний.
В соответствии с ранее поставленными задачами дирекция по исследованиям и разработке продолжает создание новых востребованных на рынке продуктов, для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов. Сервисная служба предприятия своевременно выявляет ошибки и неисправности, которые исправляются. В связи с расходами на производственный персонал, а также на аппарат управления, улучшается качество производимой продукции АО «Завод бурового оборудования».
Результатом анализа стратегического управления доходами предприятия должны быть альтернативные варианты его перспективной стратегии или методы по корректировке текущего стратегического плана. Постоянное отслеживание динамики потребительских рынков и мировой экономической конъюнктуры, а также мониторинг качественной деятельности персонала — это одни из ключевых факторов важнейшего аспекта анализа стратегического управления доходами современного предприятия.
Литература:
- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. — 5-е изд. — М.:2014. — 576с.
- Енина Е. П., Кузьмичева М. К. Формирование и реализация системы стратегического управления на наукоемком предприятии // Экономинфо. — 2017. — № 1–2. — С. 21–23.
- Лытнева Н. А., Ярош О. Н. Анализ стратегического управления развитием организаций в современных российских условиях // Символ науки. –2017. — Т. 1. № 2. — С. 90–93.
- Муравьева Н. Н., Кан М. В. Показатели эффективности управления расходами в коммерческих организациях // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2017. — № 5. — С. 174–177.
- Никифорова, Н. А. Управленческий анализ: учебник для магистров / Н. А. Никифорова. — Москва: Издательство Юрайт, 2013. — 442 с.