В статье рассматриваются стратегии и приемы для развития метапредметных навыков у учащихся на уроках информатики. Ключевые направления рассматриваемых приемов является развитие у учащихся навыков работать с большим объемом информации.
The author of the article examines specific strategies and ways of developing students’ meta-subjective skills on the ICT lessons. Key approaches study how to involve learners’ skills development to enhance with large volumes of imformation.
Современные цели образования должны обеспечивать такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться» [1]. После окончания школы ученик без учителя должен уметь не просто находить нужную информацию, но и анализировать информацию и отбирать главное, и уметь «самоуобучаться». Метапредметные навыки обеспечивают формирование универсальных учебных действий. Под универсальными учебными действиями понимают способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1].
Как научить думать ученика «шире» и «глобальнее», как расширить границы его сознания, так, чтобы он мог анализировать свою деятельность и самостоятельно определять, что ему необходимо чтобы понять еще непонятое, неузнанное. Для современного школьника изучение основ ИКТ является ключевым. Не секрет, что сегодня почти 100 % школьников пользуются гаджетами, и эти технологии должны лишь способствовать учебному процессу, в руках грамотного учителя с хорошей ИКТ-компетентностью. Другой вопрос как правильно их использовать и какие методические технологии наиболее приемлемы на уроках информатики для развития метакогнитивности у учеников. Одной из часто встречающихся проблем в школьной системе: это неумение работать с огромным потоком информации, отбирать важное и оставлять ценное рациональное зерно.
К метапредметным технологиям относятся следующие технологии:
- диалогового взаимодействия;
- развития критического мышления;
- педагогических мастерских;
- кейс-технологии;
- проектные;
- исследовательские;
- развивающего обучения и др.
Информатика относится к предметам естественнонаучного цикла и является фундаментальным ядром современного образования. При этом происходит:
- Поэтапное формирование понятий «информация», «система», «алгоритм» и других важных представлений.
- Развитие системных представлений на основе усвоения школьниками представлений о связях и отношениях объектов реальной действительности между собой и возникающих при этом системных эффектах.
- Формирование алгоритмического похода к решению текстовых задач, что является наиболее значимой проблемой в процессе обучения в старших классах.
- Единство и согласованность «по горизонтали» и «вертикали» с другими дисциплинами используемого в УМК учебного материала (межпредметная интеграция).
- Практическая направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребенка работы с информацией (ее анализ, синтез и разные способы поиска, хранения, обработки и передачи).
Возникает вопрос о выборе наиболее эффективных способов достижения предполагаемых образовательных результатов. Исследования (Дж. Куика, Л.Н Лесохиной, Т. В. Назаренко, А. А. Окунева, М. А. Холодной [2, 3] и других) показали, что наилучшего результата можно добиться, применяя метакогнитивные образовательные технологии. Метакогнитивные образовательные технологии — это технологии, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности; способствующие формированию метапознания и развитию метакогнитивных способностей [4,5]. То есть, это технологии, направленные на достижение метапредметных, личностных результатов.
Ошибочно считать, что на уроках информатики ученики работают только изучением новых прикладных программ. Интернет, как огромный источник информации дает доступ к любой информации, в том числе и возможность самостоятельного изучения новых программ. Поэтому, умение работать с текстовой информацией является «метанавыком», который необходимо развивать на уроке. В таблице 1 представлены стратегии, которые можно рекомендовать использовать не только на уроках информатики.
Таблица 1
Стратегии приемы для развития метапредметных навыков
Развитие прогностических и аналитических способностей |
|||||||||||||||||
Стратегия «Верите ли Вы?». |
Верные и неверные утверждения Ключевые слова. |
Работа с текстовой информацией любого рода |
|||||||||||||||
Прием «Бортовой журнал» Гудлат |
Организация деятельности по изучаемой теме, путем заполнения таблицы: Что мне известно по данной теме, Что нового я узнал из текста, Предположения, Новая информация |
Работа с учебным текстом |
|||||||||||||||
Активизация мыслительной деятельности путем актуализации имеющихся знаний |
|||||||||||||||||
Стратегия Инсерт (самоактивизирующаяся системная разметка |
Маркировка текста по мере его чтения: “ √ ” — уже знал “ + ” — новое “ — ” — думал иначе “? ” — не понял, есть вопросы |
Работа с учебным текстом |
|||||||||||||||
Прием «Толстые» и «тонкие» вопросы |
Составление тонких и толстых вопросов при работе с информацией
Используется на любых стадиях технологии. |
Работа с текстовой информацией любого рода |
|||||||||||||||
Прием Кластеры Дж. Воган, Т. Эстес |
Графическое оформление в определенном порядке смысловых единиц текста в виде грозди |
Работа с информационным текстом |
|||||||||||||||
Таблицы: а) «ПМИ» Э. де Боно Б) «З. Х. У». Д. Огл |
При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: П — «+» стороны явления, М — «-» стороны явления, И — информация, которая заинтересовала,
|
Работа с «сухими» и «информационно-насыщенными» текстами |
|||||||||||||||
Развитие аналитических способностей и способности к сравнению и сопоставлению информации |
|||||||||||||||||
г) Концептуальная таблица |
По горизонтали: то, что подлежит сравнению. По вертикали: черты и свойства, по которым происходит сравнение.
|
Работа с текстовой информацией любого рода |
|||||||||||||||
д) Сводная таблица Дж.Белланс |
Категории сравнения — понятия, ключевые слова, темы… Линии сравнения — характеристики, по которым происходит сравнение.
Заполняется на стадии осмысления или рефлексии. |
Работа с большим количеством информации |
|||||||||||||||
Развитие системно-аналитических способностей и целостного восприятия текста при чтении и изучении информации |
|||||||||||||||||
Денотатный граф Д. Х. Вагапова |
1. Выделение ключевого слова (понятия). 2. Выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его признак. 3. Дробление ключевого слова — «веточки». 4. Соотнесение «веточки» с ключевым словом. |
Работа с учебным текстом |
|||||||||||||||
Перекрестная дискуссия. Олверман. |
Основные этапы: 1. Формулировка вопросов. 2. Составление таблицы для записи. 3. Составление списка аргументов, обмен. 4. Формулировка вывода. Вопрос — проблема
|
Работа с текстовой информацией любого рода |
|||||||||||||||
Активизация мыслительных навыков и учебных умений путем систематизации информации |
|||||||||||||||||
Работа в группах а) «Зигзаг» Аронсон, Джонсон и Холубек, Каган |
Основаны на принципе взаимообучения: члены рабочей группы становятся экспертами в определенных областях изучаемой темы, готовят презентацию и обучают других участников по каждой теме. |
Работа с информационным текстом |
|||||||||||||||
б) «Зигзаг-2» Славин |
· «Рабочая» группа получает текст и просматривает его; · Группе предлагается 5 разл. вопросов по данному тексту; · «Специалисты» по отдельным вопросам объединяются в «экспертные» группы; · «Экспертная» группа обсуждает вопрос и готовит презентацию ответа для «рабочей» группы; · Вернувшись в «рабочие» группы, эксперты отвечают на «свои» вопросы; |
Работа с текстовой информацией небольшого объема |
|||||||||||||||
Развитие навыков решения проблемных ситуаций |
|||||||||||||||||
Стратегия «IDEAL» — стратегия решения проблем при чтении текста Дж.Брэмсфорд Адаптация: Загашев И. О. |
|
Работа с текстовой информацией, содержащей проблемную ситуацию |
|||||||||||||||
Стратегия «Fishbone» Модель постановки и решения проблемы. |
На «верхних костях» рыбы формулируется проблема (признаки). На «нижних костях» скелета рыбы фиксируются факты, подтверждающие существование этой проблемы. |
Работа с проблемной текстовой информацией |
|||||||||||||||
Организация и активизация мыслительной деятельности на стадии рефлексии при письме |
|||||||||||||||||
Стратегия «RAFT» — стратегия письменной рефлексии |
|
Работа с текстовой информацией любого рода. Создание текста. |
|||||||||||||||
В ходе работы в рамках этих приемов метакогнитивной технологии учащиеся овладевают различными способами самостоятельной деятельности, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления опыта работы с разного рода информацией [6]. Указанные технологии также способствуют формированию целостного мировоззрения и мировосприятия; комплексному развитию метакогнитивных умений.
Главным приобретением использования метакогнитивных педагогических технологий в обучении становится развитие способности самостоятельно учиться и способности к непрерывному самообразованию.
Таким образом, использование метакогнитивных технологий как средства достижения метапредметных результатов образования позволяет повысить эффективность образовательного процесса в целом, обеспечивает формирование важнейшей компетенции личности — умения учиться [7].
Литература:
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159с.
2. Окунев А. А. Речевое взаимодействие школьника и взрослого в структуре Нового образования. — СПб.: Издательство «Скифия», 2006. — 464 с.
3. Холодная М. А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одно из направлений индивидуализации обучения // Школьные технологии. 2000. № 4. С. 13–16.
4. Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. — СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 48с.
5. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. Пособие. — СПб. КАРО, 2009–144с.
6. Казачкова Т. Б. Технологии диалогового взаимодействия как средство индивидуально-личностного развития учащихся и педагогов /Материалы Шестых межрегиональных педагогических чтений, посвященных памяти И. Я. Лернера. В 2ч. Ч.1. — Владимир: ВГГУ. 2010.- С.309.
7. Иваньшина Е. В. Метакогнитивные образовательные технологии как средство достижения метапредметных результатов образования — http://www.erono.ru/art/?ELEMENT_ID=1666 (24/09/2014)