ФГОСы третьего поколения предполагают компетентностный, личностно-ориентированный подход к системе обучения, бóльшую самостоятельную работу студентов, индивидуализацию образования, направленную на реализацию творческих возможностей, стимулирование интереса и мотивации к усвоению знаний и формированию компетенций. Новые подходы в педагогике и методике обучения, развитие технологических достижений приводят к разработке различных учебных программ с использованием интернет-технологий.
Интернет включает два основных компонента:
1. формы телекоммуникации:
- асинхронная (форум, электронная почта, тематические рассылки и т. д.);
- синхронная (видео/аудио конференции, чат, виртуальный класс, SKYPE и т. д.).
2. информационные ресурсы.
Основными коммуникационными возможностями Skype-технологий являются:
- видео звонки пользователям сети Skype;
- звонки на городские и мобильные номера;
- текстовый чат;
- возможность создания голосовых и текстовых конференций;
- формирование сообществ по интересам.
В настоящее время Skype-технологии активно используются в обучении иностранным языкам. Их применение позволяет:
- индивидуализировать процесс обучения;
- создать комфортную атмосферу общения;
- общаться с носителями языка/сверстниками;
- учиться у профессоров с мировым именем;
- обмениваться информацией в реальном времени (видео-занятия, обмен текстовыми файлами и т. д.)
- преодолеть языковой барьер;
- развивать навыки восприятия иноязычной речи на слух;
- увеличивать словарный запас;
- улучшать грамматические навыки;
- вырабатывать правильное произношение;
- усилить мотивацию изучения иностранного языка [1, 2, 3].
В учебном процессе использование Skype-технологий возможно для проведения:
- консультаций;
- индивидуальных и групповых занятий;
- сетевых элективных курсов по иностранному языку;
- вебинаров;
- веб-квестов;
- олимпиад;
- аудио/видео конференций и телемостов, как с российскими, так и с зарубежными сверстниками и т. д.
Несмотря на очевидные преимущества, общение по Skype связано с рядом сложностей:
- возможные технические проблемы (нестабильность качества передачи изображения и звука, затрудненная обратная связь и т. д.);
- фоновый шум;
- слишком беглая речи собеседника;
- сильный акцент;
- обилие незнакомых слов и сложных грамматических конструкций;
- нехватка «живого общения» [4].
Таким образом, Skype является вспомогательным техническим средством обучения в образовательном процессе, предоставляющим возможность внедриться в среду общения. Использование Skype-технологий позволяет пополнить словарный запас активной и пассивной лексикой современного иностранного языка, развить умения диалогического общения, повысить эффективность изучения иностранного языка.
Литература:
1. Горошко Е. И. Виртуальное групповое обучение (с использование Skype-технологий) как средство реформирования магистерских программ университетов // Образовательные технологии и общество. 2010. Т. 13. № 2. С. 289–301.
2. Ермолова Т. В. Скайп-технологий в дистанционном обучении английскому языку студентов с особыми образовательными потребностями // В сборнике: Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение) Материалы межведомственной научно-практической конференции. Под редакцией Б. Б. Айсмонтаса, В. Ю. Меновщикова. Москва, 2011. С. 150–151.
3. Морозова Е. С. Использование возможностей программы скайп в обучении // В сборнике: Устойчивое развитие: вопросы экономики, права, экологии, социологии, образования, управления проектами Сборник научных статей по итогам всероссийской заочной научно-практической конференции. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт проектного менеджмента». Санкт-Петербург, 2013. С. 114.
4. Прохорова С. Н. Использование скайп-технологий в дистанционном обучении // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2014. № 3. С. 83–86.