Сущность, функции и виды налогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 11.06.2015

Статья просмотрена: 4429 раз

Библиографическое описание:

Глущенко, Я. С. Сущность, функции и виды налогов / Я. С. Глущенко, М. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.4 (91.4). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20102/ (дата обращения: 16.12.2024).

Налогообложение относят к числу давно известных методов регулирования доходов и источников увеличения государственных средств.

В истории на каждом этапе эволюции общества понятие «налог» изменялось наряду с развитием теории функционирования государства, его целей, форм существования и методов управления обществом. Определение налога пополнялось новыми деталями или же оно существенно видоизменялось:

— налог является средством распределения бюджетных расходов среди индивидуумов в соответствии с их возможностями платить налоги;

— налог- это изъятие денежных средств, осуществляемое в принципиальном порядке государственной властью, имеющее целью покрыть расходы общества и распределить их между гражданами в соответствии с возможностями каждого;

— под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащей им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из множества определений налога следует, что налог характеризуется всего лишь как практическая форма движения денежных средств от производителя к государству.

Налоги формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере. Сама структура, масштабы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного государственного воздействия на темпы и пропорции накопления общественного капитала, позволяют контролировать практически весь совокупный капитал.

Еще Адамом Смитом были сформулированы четыре главных требования к налоговой системе, которые справедливы и в настоящее время:

1.       Подданные государства должны, по возможности соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства...

2.       Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, — все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...

3.       Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его...

4.       Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства.

Как видно А. Смит основывался на таких принципах налогообложения, как:

1)      равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

2)      определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

3)      простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

4)      не отягощенность, то есть умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

А. Смит выделил три основных источника налогообложения: «Все налоги и всякий основанный на них доход, — все оклады, пенсии, ежегодные рентные доходы всякого рода, — в конечном счете получаются из того или другого из этих трех первоначальных источников дохода и выплачиваются непосредственно или посредственно из заработной платы, из прибыли с капитала или из ренты с земли». Указанные источники налогообложения — заработная плата, прибыль, доход и кадастровая стоимость — остаются основными компонентами налоговой базы и в современном мире.

Через использование различных налогов, их ставок, способов налогообложения государство достигает определенные цели, актуальные на данном этапе развития. Из этого следует, что налоги выполняют некоторые функции. Именно в них выражается сущность налога. Функции налогов помогают показать, какую роль они играют в социально-экономическом развитии государства.

Существуют разнообразные взгляды по поводу количества и качественного содержания функций налогов.

В целом же, вся налоговая система выполняет ряд важнейших функций:

1.      Фискальная функция, смысл которой заключается в том что, взимаемые налоги являются источником государственных финансовых ресурсов, накоплением материальных благ, необходимых для дальнейшего распределения на определенные нужды государства. Фискальная функция формирует базу доходов бюджетов страны. Здесь же кроется определенная проблема, возможность и желание уплаты налогов гражданами напрямую зависит от уровня дохода населения, что может снизить уровень уплаты налогов в период кризиса и экономической нестабильности.

2.      Регулирующая функция, которая связана с перераспределением собранных средств на дальнейшие нужды государства, а так же направления средств в отдельные отрасли и сферы народного хозяйствования. Также данная функция регулирует уровень дохода различных слоев населения.

3.      Социальная функция. Данная функция имеет тесную связь с фискальной и регулирующей функцией, так как налоговой базой в данном случае будет являться имущество и доходы физических и юридических лиц. Смысл этой функции заключается в том, что большую часть данного налога уплачивают люди с высоким уровнем дохода. Полученные денежные средства в большей степени перераспределяются в пользу малоимущих слоев населения в виде различных выплат и оказываемой материальной помощи со стороны государства.

4.      Контрольная функция. Она создает базу для наблюдения и контроля за стоимостными пропорциями в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономической системы. Но данная функция ни как не связана с налоговым контролем осуществляемым органами государственного контроля.

Только комплексный учет всех функций налогов может гарантировать успешную налоговую политику, создаст из налогов эффективный механизм влияния на экономику страны.

От величины налоговых поступлений зависит, сможет ли государство выполнить возложенные на него функции. В определенной степени суммы поступлений налогов в бюджетную систему зависят от налоговых органов, которые, в свою очередь, осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Проанализировав разные точки зрения на понимание сущности налога и определив его основные функции, можно сказать, что:

1)       налог является экономической ценностью для современного государства и способствует поддержанию жизнедеятельности населения;

2)       налог следует рассматривать как существенный элемент финансовой и экономической политики государства. С помощью налогов в стране устанавливаются стимулирующие либо дестимулирующие условия для развития бизнеса и обеспечения имущественного положения граждан.

Налоги достаточно разнообразны по видам и создают довольно разветвленную совокупность. Стремление унифицировать налоги и попытки сократить количество их видов не венчались успехом. Возможно, это происходит по той причине, что уместнее вместо одного большого налога взимать множество, которые менее заметны и чувствительными для населения страны.

Налоги разделяют на различные группы по множеству признакам:

1)      прямые и косвенные (в зависимости от источника их взимания);

2)      пропорциональные, прогрессивные, регрессивные (в зависимости от налоговых ставок);

3)      государственные и местные (в зависимости кто взимает налог, и в какой бюджет).

Важным вопросов при определении влияния налогов на экономику страны является соотношение прямых и косвенных налогов.

Прямые налоги взимаются напрямую с дохода налогоплательщика, так что налогоплательщик ощущает их в виде недополученного дохода.

Косвенные налоги взимаются другим, менее заметным способом, а именно посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, которые оплачивают покупатели. Это в большей степени налог на добавленную стоимость. Основную массу косвенных налогов возлагают на потребителей через повышение цен. Косвенные налоги хорошо подходят для фискальных целей. Все косвенные налоги по своей сути являются регрессивными, иногда пропорциональными. Введение косвенных налогов поддерживается в основном теми, кто считает, что налоговая система слишком прогрессивна или что налогообложение дохода весьма отрицательно влияет на инвестиционные стимулы, так как они действуют на уровень потребления и из-за них уменьшаются сбережения.

Основной аргумент в выгодность прямых налогов — это их прогрессивность. Посредством прямых налогов можно достичь более справедливого распределения доходов и налогового бремени. Поэтому они обладают наименьшей тенденцией неблагоприятного размещение ресурсов внутри негосударственного сектора. Дополнительным преимуществом прямых налогов является их восприимчивость к росту и спаду в экономике. Помимо этого некоторые из прямых налогов- встроенные стабилизаторы.

Снижение прямых налогов и увеличение косвенных повлияет на структуру национального дохода от потребления в сторону сбережения. С другой стороны, косвенное налогообложение является фактором, который действует против настоящего и будущего потребления, что сокращает внутренний рынок. А также, косвенное налогообложение отрицательно действует на совокупный спрос и повышение цен.

Налог является пропорциональным, если налоговая ставка постоянна, не зависит от объема дохода и от масштаба объекта налогообложения.

Налог является прогрессивным, если налоговая ставка повышается по мере возрастания размера объекта налогообложения.

Ставка регрессивного налога, обратно, уменьшается по мере повышения объекта налогообложения. Такой налог используют для стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.

В зависимости от того, кто взимает налог и куда, т. е. в какой бюджет он поступает, налоги подразделяются на: государственные и местные. В свой черед, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются, согласно статьи 12 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Они образуют основу доходной части федерального бюджета и, так как это высокодоходные источники, с их помощью поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных. В Российской Федерации, как и во многих странах, источники, которые приносят наибольший доход, сосредоточиваются в федеральном бюджете.

К региональным налогам относятся налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

К местным налогам относятся налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, мы видим, что в Российской Федерации трехуровневая система налогообложения.

 

Литература:

 

1.                  Миляков Н. В. Налоги и налогообложение.- М.: Инфра-М, 2011.- 365 с.

2.                  Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 20 февраля 2015 г. М.: Проспект, Кно-Т17 Рус, 2015. — 600 с.

3.                  Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации.- М.: МЦФЭР, 2010.- 427 с.

Основные термины (генерируются автоматически): налог, Российская Федерация, налоговая система, Налоговый Кодекс, функция, заработная плата, какой бюджет, косвенное налогообложение, налоговая база, налоговая ставка.


Задать вопрос