Статья рассматривает важность налогов в экономической политике государств. Указываются условия, при которых государство может эффективно использовать налоги. Отмечается, что одним из признаков государства является наличие налогов и обязательных платежей.
Ключевые слова: налоги, использование налогов государством, налоги и обязательные платежи, основы налоговой системы.
Налоги всегда являлись одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. Однако, государство только тогда может реально использовать налоги через присущие им функции, если в обществе существует атмосфера уважения к налоговому обязательству, которая основывается на понимании необходимости налоговой системы, а также установленных государством правил взимания налогов.
Наличие налогов является одним из признаков государства, и взимание обязательных платежей составляет элемент правового статуса суверенитета государства [1].
Основу налоговой системы составляют налоги и сборы. Налоги формируют бюджет страны, позволяют оплачивать государственные нужды и решать различные социальные задачи.
Рассмотрим основные понятия и их сущность. Гончаренко Л. И. определяет систему налогов и сборов РФ как множество (совокупность) налогов, сборов и пошлин и взаимосвязь между ними [2]. Современные системы налогов и сборов закреплены в Налоговом Кодексе Российской Федерации (НК РФ).
Не следует путать понятие «система налогов и сборов» и понятие «налоговая система». Налоговая система — это совокупность законно установленных налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов ее построения [3].
Согласно ст. 8 НК РФ, «налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [4].
Также согласно ст. 8 НК РФ, «сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности» [4].
Все налоги и сборы в РФ можно разделить на федеральные, региональные и местные. Таким образом, в основу заложен федеративный принцип построения системы налогов и сборов. Согласно ст. 12 НК в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные [4].
К федеральным налогам и сборам относятся:
— налог на добавленную стоимость;
— акцизы;
— налог на доходы физических лиц;
— налог на прибыль организаций;
— налог на добычу полезных ископаемых;
— водный налог;
— сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
— государственная пошлина;
— налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
К региональным налогам относятся:
— налог на имущество организаций;
— налог на игорный бизнес;
— транспортный налог.
К местным налогам относятся:
— земельный налог;
— налог на имущество физических лиц;
— торговый сбор.
Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
В любом современном государстве существует множество различного рода платежей, взносов, сборов и других подобных отчислений граждан и организаций в государственную казну. Но не все из этих отчислений являются налогами. Отличительная черта налога — наличие в нем совокупности определенных признаков.
Признак императивности налога предполагает обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налогов государству налогоплательщиком. То есть налог представляет собой обязательный платеж. Налогоплательщик не вправе отказаться от уплаты налога в бюджет государства. В то же время налогоплательщик не имеет права распоряжаться той частью стоимости, которая должна быть перечислена в государственный бюджет [1].
Индивидуальная безвозмездность налогов означает, что плательщик не может рассчитывать на получение эквивалентной выгоды от государства после уплаты налога.
Законность налогов означает, что их начисление и взимание осуществляются в установленном законом порядке. Как правило, обязанность платить налоги закрепляется в государственных законодательных актах. Налоги взимаются только с законных операций.
Исключительно денежный платеж. То есть средство платежа — валюта Российской Федерации. Натуральные формы налога не предусматриваются.
Публичный и нецелевой характер. Налоги составляют основную часть доходов государства и муниципальных образований. Их основное назначение — финансовое обеспечение внешней и внутренней политики государства, а также обеспечение жизнедеятельности общества.
Относительная регулярность налога подразумевает его уплату в установленные законом сроки [1].
Экономическая сущность налогов проявляется через их функции [6]. Под функциями налогов понимается их назначение. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой налоги выполняют три основные функции: фискальную, регулирующую и контрольную.
Фискальная функция налогов состоит в том, что посредством налогов формируются доходы бюджета. Фискальная функция является исторически первой. Она отражает причину возникновения налогов: необходимость создания материальной основы для существования государства и выполнения им своих функций.
Регулирующая функция налогов заключается в том, что налоги — это один из инструментов воздействия государства на социально-экономическое развитие общества.
Контрольная функция налогов состоит в следующем. Она позволяет государству вести контроль за хозяйственной деятельностью экономических субъектов, а также обоснованностью их источников дохода и расхода финансовых средств [2].
Государство всегда было заинтересовано в обеспечении стабильности и предсказуемости налоговой системы, упрощении процедуры уплаты налогов, так как от этого во многом зависит доходная часть бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Таким образом, налоги и налогообложение можно рассматривать как средство по стимулированию экономического роста в стране, создание благоприятных условий для деловой активности.
Литература:
- Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / В. Г. Пансков. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 474 с. — (Высшее образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535557/ (дата обращения: 17.02.2024).
- Гончаренко Л. И. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. И. Гончаренко [и др.]; ответственный редактор Л. И. Гончаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 489 с. — (Профессиональное образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541361/ (дата обращения: 16.02.2024).
- Крохина Ю. А. Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. — 6-е изд., перераб. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2024. — 568 с. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.ru/catalog/product/2123355 (дата обращения: 16.02.2024). — Режим доступа: по подписке.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) [Электронный ресурс]: от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (дата обращения: 15.02.2024). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная система: учебник для вузов / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 671 с. — (Высшее образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545077/ (дата обращения: 17.02.2024).