В данной статье рассматривается роль налогов в экономике государства, их сущность, функции, основные виды и методы регулирования.
Ключевые слова: налог, налогообложение, инфляция, социальная дифференциация, теории
This article examines the role of taxes in the state economy, their nature, functions, main types and methods of regulation.
Keywords: tax, taxation, inflation, social differentiation, theory
Налоги — это обязательные платежи, принятые государством взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки для целей пополнения всех уровней бюджета страны.
Налоги являются важным и неотъемлемым элементом жизни каждого человека, следовательно, от налогов зависит и уровень жизни населения, и успешная деятельность предприятий, а значит и государства в целом.
Исторически, возникновение налогов связывают со становлением и развитием государственности, с самыми первыми общественными потребностями, а также с возникновением необходимости формирования централизованного фонда для осуществления деятельности государства. Налоги являются частью не только денежных, но и финансовых отношений. Это объясняется тем, что государству для полноценного функционирования необходимы финансовые ресурсы для осуществления им своих функций.
В общем, сущность налогообложения состоит в изымании государством части ВВП у налогоплательщиков в виде обязательных платежей в государственную казну, формируя бюджет РФ.
Экономическая сущность налоговых отношений заключается во взаимосвязи интересов государства с коммерческими интересами налогоплательщиков независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности.
При помощи налоговых сборов государство осуществляет свои функции. Функция налога — это меры, которые осуществляет государства для развития и поддержания стабильности нашей страны.
Единого мнения касаемо функций налогов не существует, поэтому приведем самые основные:
1. Фискальная;
Данная функция позволяет осуществить главную цель налогов, а именно сформировать и перераспределить финансовые ресурсы, определяет формирование бюджета государства на всех уровнях.
При реализации фискальной политики, государство регулирует социально — экономические процессы, осуществляет контроль над финансово — хозяйственной деятельностью организаций и граждан.
2. Распределительная (социальная);
Суть данной функции состоит в передаче средств нуждающимся, менее защищенным гражданам, за счет более «сильных», обеспеченных слоев населения и выступает в качестве социальной помощи.
3. Контрольная;
С помощью этой функции государство сопоставляет поступления в бюджет со своими потребностями, оценивает эффективность налогов в целом, определяет необходимость в реформировании налоговой и бюджетной политики.
4. Регулирующая;
Данная функция означает, что налоги выступают инструментом в распределении налоговых платежей между элементами налоговых отношений.
Регулирующая функция позволяет поддерживать стабильность доходов разных групп населения. В основном это происходит через систему льгот.
5. Поощрительная;
Пояснение данной функции вытекает из вышесказанной, а именно то что поощрение государства заключается в предоставлении различного вида льгот, тем самым отмечая особые заслуги граждан.
Регулирующая и фискальная функции имеют противоречие, которое заключается в том, что одна предусматривает увеличение налогов, а другая их снижение соответственно.
Кроме того, в налоговой системе существует экономический механизм системы налогообложения, который обеспечивает заинтересованность экономических субъектов в достижении большего дохода. Для этого используются такие элементы налогов, как ставки, льготы, сроки уплаты.
Благодаря данному механизму решается ряд важных задач, а именно:
‒ Насыщения услугами и товарами рынка потребления;
‒ Ускорения научно-технического прогресса;
‒ Возможность обеспечения различных социальных потребностей населения;
Влияние налогов на экономику страны происходит с определенным опозданием, так как осуществляется через участие государства в распределении и перераспределении ВВП.
Государство регулирует не только отношения по взиманию налоговых обязательств, но и отношений иных ситуаций в отношении налогообложения. В данном случае речь идет об ускорении накопления капитала в тех отраслях, где просматривается наибольшая перспектива с точки зрения научно-технического прогресса, а также в малорентабельных и непривлекательных, но социально необходимых сферах производства.
Определив основные функции налогов, можно сказать, что:
1) налог — экономическая ценность государства, способствующая его развитию;
2) налог необходимо рассматривать как существенный элемент финансовой и экономической политики государства, устанавливающий стимулирование предпринимательского сектора.
Налоги разделяют на различные группы по признакам:
1) прямые и косвенные (по источнику взимания);
2) пропорциональные, прогрессивные, регрессивные (в зависимости от налоговых ставок);
3) государственные и местные (в зависимости кто взимает налог, и в какой бюджет).
При определении влияния налогов на экономику страны определяется соотношение прямых и косвенных налогов. Прямые налоги — это налоги, взимающиеся непосредственно с доходов налогоплательщика. Косвенные налоги взимаются через надбавки к ценам на товары и услуги, оплачивающиеся покупателями, которые вводит государство. Все косвенные налоги являются регрессивными, иногда пропорциональными. Положительная сторона прямых налогов — это их прогрессивность. С помощью прямых налогов возможно сгладить распределения доходов и налоговой нагрузки. Поэтому они обладают наименьшей тенденцией неблагоприятного размещение ресурсов внутри негосударственного сектора. Налог является пропорциональным, если налоговая ставка постоянна, не зависит от объема дохода и от масштаба объекта налогообложения. Налог является прогрессивным, если налоговая ставка повышается по мере возрастания размера объекта налогообложения. Ставка регрессивного налога уменьшается по мере повышения объекта налогообложения. Такой налог используют для стимулирования роста дохода, прибыли, имущества. В зависимости от того, кто взимает налог и куда, то есть в какой бюджет он поступает, налоги подразделяются на федеральные, региональные, местные.
К федеральным относятся налоги и сборы, которые подлежат обязательному взиманию по всей территории РФ.
В региональные включаются налоги и сборы, которые, уплачиваются на территориях отдельных областей РФ.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, которые представляют интересы граждан на территории конкретных городов.
Таким образом, с целью воздействия на экономическую активность и охвата всех видов доходов налогоплательщиков разрабатываются различные налоговые взимания, которые отличаются между собой по объектам, формам, условиям уплаты. Помимо этого, множество принятых форм налогов существенно сглаживают налоговую нагрузку на экономику в целом. В ходе анализа макроэкономических теорий определена прямая зависимость между изменением налоговой нагрузки и уровнем инфляции, социальной дифференциации. Довольно часто практикуется разделение между кредитно-денежной и налоговой политикой, которые полностью регулируют экономическую конъюнктуру любой страны. Это применяется для того, чтобы направить наиболее подходящий из методов регулирования в ту область, где он наиболее необходим и эффективен. Дифференциация налоговых и денежных методов берет основу в классических экономических теориях, описывающих связь между инфляцией и ростом денежной массой при неизменном росте доходов и скорости обращения денег.
Данная ситуация может изменяться при помощи методов, как кредитно-денежной, так и налоговой политики. Однако, налоговая политика представляет собой более эффективный инструмент управления инфляцией. Так как к основным причинам появления инфляционных процессов способствует резкое повышение налогового бремени субъектов экономической деятельности, производящих продукцию, которая выступает сырьем для производства большинства товаров в экономике. При росте налоговой нагрузки повышаются цены в различных отраслях экономики. Если данные отрасли относятся к производящим продукцию для малоимущего слоя населения, то возникает резкая социальная дифференциация.
В статье была изучена роль системы налогообложения в экономике государства. Налоги, прежде всего, представляют собой совокупность финансовых отношений, которые складываются в процессе перераспределения доходов, необходимых для решения общегосударственных задач. При определенных условиях налоговая политика может быть таким же эффективным инструментом борьбы с инфляцией, как и кредитно-денежная.
Литература:
- Алиев Б. Х. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Алиев Б. Х., Мусоева Х. М., Абдулголимов А. М.— Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 438 c.
- Евстигнеев Е. Е. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. пособие / Е. Е. Евстигнеев, Н. Г. Викторова. — М.: Проспект, 2015. — 520 с.
- Ёлгина, Е. Налоги за два часа [Электронный ресурс]/ Ёлгина Е. М.: Альпина Паблишер, 2013. — 192 с. — ISBN 978–5-9614–4287–8.
- Ксенофонтов А. А. Структура основных налогов и сборов России [Электронный ресурс]: монография/ Ксенофонтов А. А.— Электрон. текстовые данные. — М.: Палеотип, 2012. — 124 c.
- Павлова Е. В., Гафаров З. М. Развитие регулирования банковской ликвидности в Российской Федерации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2015. № 2 (21). С. 54–56.
- Павлова Е. В., Дорожко Д. А. Материнский (семейный) капитал в Российской Федерации: проблемы получения и использование // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 1 (16). С. 56–59.
- Павлова Е. В., Дорожко Д. А. Безработица как социально-экономическое явление в современной экономике. Проблемы безработицы в Российской Федерации и меры по её снижению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 3 (18). С. 29–31.
- Павлова Е. В. Анализ автомобильного рынка России и дилерской сети LADA // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015. № 2 (21). С. 51–54.
- Павлова Е. В. Перспективы развития биржевого товарного рынка России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 1 (16). С. 60–63.
- http://nalog-nalog.ru/ — Налоговые новости и статьи.