Данная статья посвящена анализу действующего законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения. Выявление эффективных механизмов регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения обуславливает целесообразность проведения аналитического исследования правовых проблем, возникающих в данной сфере. Объектом исследования в настоящей статье выступают правоотношения, возникающие в процессе регулирования правового статуса земель сельскохозяйственного назначения.
Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, земельное законодательство, территориальное планирование, оборот земель.
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой одну из наиболее важных составляющих земельного фонда Российской Федерации и обладают большой ценностью в масштабах страны ввиду их уникальной способности по производству продуктов жизнеобеспечения населения. Главным законом Российской Федерации — Конституцией — установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В связи с этим регулирование оборота такой категории земель должно осуществляться с учетом публичных интересов.
Решение проблемы упорядочения правоотношений, связанных с землями сельскохозяйственного назначения имеет исключительное значение в рамках принимаемых Правительством Российской Федерации и Минсельхозом России мер по совершенствованию оборота и повышению эффективности использования таких земель, а также по наведению порядка в регулировании земельных отношений. [1]
Объектами земельных отношений, согласно статье 6 Земельного Кодекса Российской Федерации являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и их части. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным Кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие идентифицировать ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. [2]
По статистическим данным, на 1 января 2013 г. большая доля земель сельскохозяйственного назначения находилась в государственной и муниципальной собственности — 257,8 млн. га, или 66,8 % земель категории, в собственности граждан — 114,3 млн. га (29,6 % площади категории), в собственности юридических лиц — 14,0 млн. га (3,6 %).
Из всех земель России, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения на 1 января 2013 г. приходилось 96,5 % (128,3 млн. га), из них 74,0 % (94,9 млн. га) составили земельные доли граждан в общей собственности на землю. [3]
За последние пятнадцать лет земельное законодательство в Российской Федерации претерпело значительные изменения, что оказало большое влияние на развитие земельных правоотношений.
Современное земельное законодательство основывается на следующих законах: Конституция Российской Федерации, Гражданский и Земельный кодексы, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ряд федеральных законов, дополняющих и уточняющих его, а также иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, и др. На муниципальном уровне оборот земель сельскохозяйственного назначения не регулируется.
Так, Конституцией РФ установлено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, нормативной базой в данном случае являются федеральные законы и не противоречащие им законы субъектов Российской Федерации.
В связи с тематикой данной статья, особое внимание стоит уделить федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и практике его применения. [4]
Данный федеральный закон был принят Государственной Думой 26 июня 2002 г. По оценкам современных экспертов, это значимое событие в истории Российской Федерации с начала проведения земельной реформы, но, к сожалению, запоздалое. Многие положения на начальном этапе не были приняты или относились в ведение других законодательных актов. [5]
Данный закон определяет круг участников правоотношений, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, их права и обязанности. Также в законе обозначены способы перераспределения земельных участков и земельных долей между собственниками, властными органами и иными лицами. Основные способы — это купля-продажа, аренда (в том числе аренда земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности), наследование, передача в уставной капитал.
Очевидно, что земельные участки сельскохозяйственного назначения являются весьма специфичным объектом гражданских правоотношений. Оборот данных земельных участков осложнен ограничением на участие в нем иностранных лиц.
Также определенные сложности вызывает преимущественное право на приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации. Прежде всего, сложность заключается в участии в обороте недобросовестных лиц. Недобросовестность может выражаться в совершении мнимых сделок с целью последующего отчуждения ценных сельскохозяйственных земель, в результате чего может быть нанесен материальный и экологический вред стране и обществу.
Следует отметить, что действие закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», несмотря на название данного закона, распространяется не на все категории земель сельскохозяйственного назначения. Оборот участков, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Принципы, закрепленные в Законе об обороте земель, являются неотъемлемой частью основных положений земельного законодательства и развивают их в части, касающейся оборота земель сельскохозяйственного назначения. Один из принципов Закона об обороте земель гласит, что к отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной Законом об обороте земель, применяются нормы иных федеральных законов.
В числе других федеральных законов, регулирующих в той или иной мере рассматриваемые отношения, можно назвать ряд федеральных законодательных актов. Некоторые из них прямо указаны в Законе об обороте земель: Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве» (в ред. от 18 июля 2005 г.), Федеральный закон N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Можно выделить также группу законов прямо не названных, но без которых реализация норм Закона об обороте земель представляется невозможной.
Так, Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в ред. от 17 апреля 2006 г.) в ст. 7 содержит закрытый перечень случаев, носящих исключительный характер, при наступлении которых допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков (в составе таких земель) из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случае консервации земель. [6]
Законодатель определяет земли сельскохозяйственного назначения как земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Все земли в Российской Федерации классифицируются по видам разрешенного использования. Под видом разрешенного использования принято понимать виды, способы и характер использования земель.
По результатам анализа нормативно-правовых актов в сфере разграничения земельных участков по видам разрешенного использования, усматривается необходимость внесения изменений.
Так, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Министерством экономического развития Российской Федерации. [7] Данный классификатор предлагает 19 видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Вид разрешенного использования с кодом 1.16 — «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» подразумевает ведение сельского хозяйства. В расшифровке указывается, что данный вид подразумевает производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.
Если толковать смысл термина «личное подсобное хозяйство» буквально, то можно сделать вывод о том, что в данном случае подразумевается не предпринимательская деятельность, а мероприятия, направленные на удовлетворение потребностей граждан, проживающих преимущественно в сельской местности. При этом расшифровка данного вида разрешенного использования не предполагает строительство объектов капитального строительства, т. е. жилых домов.
По мнению автора, представляется логичным внесение изменений классификатор, в частности, предлагается разрешить строительство капитальных сооружений (жилых домов) на участках, предназначенных для личного подсобного хозяйства. Такие поправки будут способствовать уменьшению нагрузки на судебную систему в части исков о ликвидации незаконных самовольных построек, а также могут поспособствовать повышению привлекательности и доступности ведения натурального хозяйства для населения.
Литература:
1. Бондаренко С. И. Нормативно-правовое регулирование совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения // «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель», N 6, июнь 2012 г.
2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ // «Российская газета», N 211–212, 30.10.2001
3. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения / отв. ред. И. Е. Манылов. — М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2013. С. 3.
4. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // «Российская газета», N 137, 27.07.2002
5. Столяров В. М. Земельные доли в аграрной экономике России // «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель», N 12, декабрь 2011 г.
6. Ялбулганов А. А. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения // «Гражданин и право», N 12, декабрь 2006 г.
7. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» // «Российская газета», N 217, 24.09.2014.