Строительная отрасль является одной из важнейших отраслей экономики, играющей ключевую роль в развитии страны и обеспечении населения жильем, социальной и производственной инфраструктурой. Эффективная реализация строительных проектов невозможна без четкого нормативно-правового регулирования, охватывающего все этапы строительного производства — от проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию.
В данной статье рассматриваются основные нормативно-правовые акты, регулирующие строительную деятельность в Российской Федерации, а также основные требования, предъявляемые к участникам строительного процесса. Особое внимание уделяется градостроительному кодексу РФ, техническим регламентам и стандартам, определяющим правила проведения строительных работ и требования к качеству построенных объектов.
Изучение нормативно-правового регулирования строительного производства позволит получить целостное представление о правовых основах функционирования строительной отрасли и ключевых аспектах, на которые должны обращать внимание организации, осуществляющие строительную деятельность.
Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование организации строительного производства.
Цель:
Обеспечить упорядоченную и эффективную организацию строительного производства в соответствии с действующим законодательством.
Основными целями нормативно-правового регулирования строительного производства являются:
- Обеспечение безопасности строительства и эксплуатации зданий и сооружений:
— Установление обязательных требований к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, эксплуатации и сносу объектов капитального строительства.
— Регулирование порядка проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
— Обеспечение пожарной, промышленной, экологической безопасности.
- Повышение качества строительной продукции:
— Определение технических характеристик и параметров строительных материалов, изделий, конструкций.
— Установление обязательных требований к строительным процессам и технологиям.
— Регламентация порядка осуществления строительного контроля и надзора.
- Создание условий для развития строительной отрасли:
— Определение административных процедур в сфере строительства.
— Регулирование отношений между участниками строительной деятельности.
— Поддержка инновационного развития строительных технологий.
Таким образом, основная цель нормативно-правового регулирования строительной сферы — обеспечение надежности, безопасности и качества объектов строительства, а также создание необходимых условий для развития строительной отрасли.
Практика административно-правовой организации управления в сфере градостроительной деятельности сформировала следующую систему форм и методов государственного управления:
1 Проектная документация
Нормативно-правовое регулирование проектной документации в строительном производстве
Федеральный уровень
— Градостроительный кодекс Российской Федерации (ст. 48–55)
— Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ст. 13–15)
— Постановление Правительства РФ № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (с изменениями и дополнениями)
Региональный уровень
— Территориальные строительные нормы (ТСН)
— Региональные законы и нормативные акты о градостроительной и проектной деятельности
Муниципальный уровень
— Правила землепользования и застройки (ПЗЗ)
— Местные нормативы градостроительного проектирования (МНГП)
Ведомственные нормы
— СНиП (строительные нормы и правила)
— СП (своды правил)
— ГОСТы (государственные стандарты)
— Нормы и правила проектирования, разработанные отраслевыми министерствами и ведомствами
Другие нормативные документы
— Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ)
— Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 21.1101–2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации»
Состав проектной документации
В соответствии с нормами проектирования, проектная документация должна содержать следующие разделы:
— Пояснительная записка
— Схема планировочной организации земельного участка (ПОЗУ)
— Архитектурные решения
— Конструктивные и объемно-планировочные решения
— Инженерное оборудование, сети инженерно-технического обеспечения
— Перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов
— Сведения об инженерных изысканиях
— Проект организации строительства (ПОС)
— Проект производства работ (ППР)
— Смета на строительство
— Другие разделы, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ
Экспертиза проектной документации
Перед началом строительства необходимо пройти экспертизу проектной документации. Она проводится аккредитованными организациями и нацелена на проверку соответствия проекта нормативным требованиям.
Ответственность за несоответствие проектной документации
Ответственность за несоответствие проектной документации возлагается на:
— Проектировщика
— Заказчика
— Подрядчика
— Эксперта (при наличии недобросовестной экспертизы)
Санкции за нарушение требований к проектной документации могут включать:
— Отказ в выдаче разрешения на строительство
— Приостановление или прекращение строительства
— Штрафы и уголовную ответственность в особо тяжких случаях
2 Организация строительной площадки
Организация строительной площадки и нормативно-правовое регулирование строительного производства включает в себя ряд ключевых аспектов:
Подготовительные работы :
— Отведение земельного участка под строительство в соответствии с земельным законодательством.
— Оформление разрешительной документации (разрешение на строительство, проектная документация и т. д.).
— Проведение инженерных изысканий и согласование результатов с контролирующими органами.
Организация строительной площадки :
— Обеспечение безопасности проведения работ (ограждение, освещение, противопожарные средства и т. д.).
— Создание необходимой инфраструктуры (подъездные пути, склады, бытовые помещения и т. д.).
— Размещение временных зданий и сооружений.
— Организация складирования и хранения материалов, конструкций и оборудования.
Нормативно-правовое регулирование :
— Законодательные акты (Градостроительный кодекс РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства РФ).
— Технические регламенты, своды правил, национальные стандарты.
— Ведомственные нормативные документы (СНиПы, ГОСТы, МДС и т. д.).
— Региональные и муниципальные нормативные акты.
Требования к безопасности :
— Соблюдение правил по охране труда и технике безопасности.
— Обеспечение пожарной безопасности и защиты окружающей среды.
— Выполнение санитарно-гигиенических норм и требований.
Контроль и надзор :
— Государственный строительный надзор.
— Ведомственный и производственный контроль.
— Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Строгое соблюдение нормативно-правовых требований на всех этапах организации строительной площадки и проведения строительных работ является обязательным условием для успешной реализации любого строительного проекта.
3 Безопасность строительного производства
Безопасность строительного производства регулируется широким кругом нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Основными документами, определяющими требования к обеспечению безопасности на строительных объектах, являются:
Трудовой кодекс РФ — содержит общие требования по охране труда, обязанности работодателя по созданию безопасных условий труда.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» — устанавливает правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, в том числе и строительных.
СНиП 12–03–2001 «Безопасность труда в строительстве . Часть 1. Общие требования» и СНиП 12–04–2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть Строительное производство» — содержат детальные требования по обеспечению безопасности при строительстве, монтаже, ремонте и реконструкции зданий и сооружений.
Приказы и постановления Минтруда РФ , Ростехнадзора, других контрольно-надзорных органов — регламентируют требования по организации работ повышенной опасности, применению средств индивидуальной защиты, проведению обучения и инструктажей и т. д.
Строгое соблюдение требований данных документов, а также постоянный контроль со стороны работодателя, органов надзора и самих работников, являются ключевыми факторами обеспечения безопасности на стройплощадках.
Заключение
В ходе проведенного анализа было выявлено, что нормативно-правовое регулирование строительного производства в Российской Федерации представляет собой комплексную систему различных законодательных актов и нормативных документов. Данная система охватывает широкий спектр вопросов, связанных с организацией и осуществлением строительной деятельности, включая земельные отношения, проектирование, строительно-монтажные работы, ввод объектов в эксплуатацию и др.
Основу данной системы составляют такие ключевые нормативно-правовые акты, как Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и другие. Кроме того, важную роль играет система технических регламентов, строительных норм и правил, которые определяют обязательные требования к безопасности, качеству и надежности возводимых объектов.
Вместе с тем, анализ показал, что действующая нормативно-правовая база строительной сферы характеризуется определенной фрагментарностью и наличием некоторых пробелов, что создает сложности в правоприменительной практике. В связи с этим представляется необходимым дальнейшее совершенствование законодательства в данной области с целью обеспечения более эффективного регулирования строительной деятельности в Российской Федерации.
Литература:
- Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 926/пр от 29 декабря 2023 года «Об утверждении Плана поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства» (с изменениями на 4 марта 2015 года) / Электронный фонд «Техэксперт» –URL: http://docs.cntd.ru/document/420245345 (дата обращения — 10.01.2024 г.).
- Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» / Информационно-правовой портал «Гарант»– URL: http://docs.cntd.ru/document/420245345https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/ (дата обращения — 10.02.2024 г.).
- СП 331.1311500.2017 Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах / Электронный фонд «Техэксперт» — URL: http://docs.cntd.ru/document/556793894 (дата обращения — 20.04.2024 г.).
- СП 333.1311500.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели на различных стадиях жизненного цикла / Электронный фонд «Техэксперт» — URL: http://docs.cntd.ru/document/556793897 (дата обращения — 20.12.2019 г.).
- СП 328.1325800.2017 Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели / Электронный фонд «Техэксперт» — URL: http://docs.cntd.ru/document/556793891 (дата обращения — 20.12.2023 г.).