Изучение влияния стиля мышления матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, на субъективную картину жизненного пути | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.06.2015

Статья просмотрена: 262 раза

Библиографическое описание:

Гадельшина, Г. Р. Изучение влияния стиля мышления матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, на субъективную картину жизненного пути / Г. Р. Гадельшина, Л. Ф. Фатихова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1719-1722. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19760/ (дата обращения: 19.12.2024).

< >В данной статье отражены результаты исследования влияния стиля мышления матерей, которые воспитывают детей с расстройствами аутистического спектра, на временные характеристики субъективной картины жизненного пути.

< >Ключевые слова: < >субъективная картина жизненного пути, стиль мышления, матери, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра.

< > 

< >В современном мире отчетливо наблюдается тенденция увеличения количества детей с различными формами нарушений физического и психического развития. При этом во многом благодаря средствам массовой информации, в последние десятилетия возрос интерес к детям с аутизмом.

< >В соответствии с Международной классификации болезней 10-го пересмотра, которая принята в Российской Федерации, детский аутизм входит в группу «Общие расстройства психологического развития» (< >F< >84) и подразделяется на < >F < >84.0 Детский аутизм (Классический аутизм, или синдром Каннера); < >F < >84.1 Атипичный аутизм; < >F < >84.2 Синдром Ретта; < >F < >84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста; < >F< >84.5 Синдром Аспергера. Для данной группы расстройств характерно наличие качественных нарушений, проявляющихся, главным образом, в социальном взаимодействии и процессах коммуникации. Для детей с аутистическими расстройствами свойственны сложности в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченные, стереотипные комплексы интересов и действий, которые выступают в качестве средств аутостимуляции [6].

< >Дети с РАС — это категория детей с наиболее тяжелыми и труднокоррегируемыми нарушениями. Невозможно достигнуть полноценной социализации таких детей, если не приобщить к данному процессу членов его семьи, и в первую очередь родителей. Однако семья ребенка, имеющего проблемы в развитии, испытывает достаточное количество проблем и кризисов. Они проявляются не только в трудностях в материальном плане, но и в возрастающих со временем психологических и эмоциональных нагрузках. У членов семьи повышается риск возникновения стрессов, депрессий и других проблем [4].

< >Отечественные исследователи О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг отмечают особую ранимость членов семьи ребенка с аутизмом. Среди семей, имеющих детей с другими тяжелыми нарушениями развития, семьи аутичных детей выделяются напряженностью своих переживаний, поскольку осознание болезненного состояния ребенка, тяжесть его нарушений в различных сферах жизнедеятельности часто наступает для родителей неожиданно [7].

< >В особом состоянии находится мать ребенка с аутизмом. Для неё характерно одновременное сочетание отвержения ребенка на когнитивном уровне и принятия на эмоциональном уровне. У матерей, воспитывающих детей с РАС, выявляется высокий уровень депрессий, раздражительности и эмоционального истощения [3].

< >Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в данном случае с РАС, представляет для семьи ребенка сильный психотравмирующий фактор. Жизнь матерей, воспитывающих детей с РАС, меняется кардинальным образом: они посвящают свою жизнь ребенку, замыкаются на своих проблемах, уходят с работы, ограничивают круг своего общения [7]. Безусловно, всё это не может не отразиться на их самосознании и на таком компоненте самосознания, как субъективная картина жизненного пути (далее СКЖП).

< >Б. Г. Ананьев отмечает, что «субъективная картина жизненного пути в самосознании человека всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах» [2]. Универсальными её компонентами являются события, из которых состоит реальная жизнь человека.

< >В. Р. Манукян выделяет следующие компоненты СКЖП: пространственно-временной, эмоционально-оценочный, когнитивно-оценочный и мотивационно-смысловой. Также она отмечает, что на СКЖП оказывают влияние возраст, пол, образование, субъектно-личностные качества взрослого, к которым относится и стиль мышления [5].

< >Под стилем мышления А. А. Алексеев и Л. А. Громова подразумевают «открытую систему интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей». Формирование стиля мышления начинается в детском возрасте, затем он в течение всей жизни развивается. Существуют различные классификации стилей мышления в зависимости от того, какой критерий был взят за основание. В нашем исследовании мы использовали классификацию А. Харрисона и Р. Брэмсона (перевод и адаптация выполнены А. А. Алексеевым и Л. А. Громовой), которые выделили пять основных стилей мышления: синтетический, идеалистический, прагматический, реалистический и аналитический [1].

Цель нашего исследования заключается в выявлении содержания субъективной картины жизненного пути матерей, воспитывающих детей с РАС, и влияния на неё стиля мышления.

Мы предположили, что на субъективную картину жизненного пути матерей, которые воспитывают детей с аутистическими расстройствами, оказывает такой фактор, как стиль мышления.

Для выявления степени влияния стиля мышления матерей, воспитывающих детей с РАС, на СКЖП мы использовали следующие диагностические методики:

1)                 «Анкета для матерей» для получения информации о матерях (возраст, образование, семейное положение, профессиональный статус) и их детях (пол, возраст, степень адаптации, степень интеграции в образовательную среду, мнение матери о поведении ребенка и особенностях взаимодействии с нею);

2)                 метод психосемантического исследования (модифицированный вариант методики Ч. Осгуда «Семантический дифференциал») для изучения представления испытуемых матерей о себе в таких сферах жизнедеятельности как «Я в семье», «Я с друзьями» и «Я с ребенком, имеющим РАС»;

3)                 методика «Семантический дифференциал времени» (Л. И. Вассерман с соавторами) для изучения когнитивных и эмоциональных компонентов в субъективном восприятии личностью прошлого, настоящего и будущего;

4)                 опросник «Стиль мышления» (русскоязычная адаптированная версия опросника InQ Р. Брэмсона и А. Харрисона; перевод и адаптация выполнены А. А. Алексеевым и Л. А. Громовой).

Проверка истинности поставленной гипотезы осуществлялась с помощью однофакторного дисперсионного анализа. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием компьютерной программы Microsoft Excel/

Экспериментальная работа проводилась на базе Центра детского развития Благотворительного образовательного фонда «Мархамат» города Уфа Республики Башкортостан. В исследовании участвовали 22 матери в возрасте от 26 до 51 года, воспитывающие детей с РАС в возрасте от 4 до 15 лет.

Результаты исследования индивидуальной категориальной структуры личности матерей показывают, что матери, воспитывающие детей с РАС, имеют позитивные представления о себе в семье, с друзьями и с ребенком с аутизмом. В результате вычисления среднего арифметического, наибольший показатель выявлен по шкале «Я с ребенком». Это свидетельствует о наличии симбиотической связи между матерью и ребенком. Другим членам семьи оказывается меньшее по сравнению с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра, внимание и забота. Наименьший показатель выявлен по шкале «Я друзьями», что указывает на ограничение социальных контактов матери и семьи в целом в связи с рождением и воспитанием больного ребёнка.

В ходе результатов исследования представления матерей о своем прошлом, настоящем и будущем по методике «Семантический дифференциал времени» было выявлено, что у восьми матерей наблюдается негативное восприятие своего прошлого, настоящего и будущего. Для них характерно пессимистичное отношение к своему прошлому, неудовлетворенность актуальной жизненной ситуацией и определенные сомнения и неуверенность, которые проявляются в их представлениях о будущем. Для 63,6 % матерей характерно позитивное оценивание своего прошлого, настоящего и будущего времени.

Результаты изучения предпочитаемого стиля мышления и привычного способа задавать вопросы и принимать решения матерей, воспитывающих детей с РАС, по опроснику «Стиль мышления» показали, что у 4-х матерей преобладает идеалистический стиль мышления, у 3-х матерей — прагматический, у 7-ми матерей — аналитический стиль мыслительной деятельности, у 8-ми матерей выявлен реалистический стиль мышления. Для идеалистического стиля мышления свойственна склонность к интуитивным, глобальным оценкам; представители этого стиля обладают широким взглядом на вещи, не останавливая свое внимание на деталях; они ориентируются в своих решениях на субъективные и социальные факторы. Представители прагматического стиля мышления при решении проблем склонны демонстрировать постепенный, «кусочечный» подход с целью как можно быстрее получить конкретный, но ограниченный результат. Представителей аналитического склада ума отличает выдержанный логически, методичный, тщательный и осторожный стиль решения проблем. Мышление, которое свойственно реалистам, характеризуется конкретностью и установкой на коррекцию, исправление ситуации, для того чтобы достичь определенного результата [1].

Дисперсионный анализ по результатам исследования влияния стиля мышления на СКЖП матерей, воспитывающих детей с РАС, посредством опросника «Стиль мышления» Р. Брэмсона и А. Харрисона, показал, что стиль мышления не оказывает влияния на такие компоненты СКЖП, как представление матери о себе в различных сферах жизнедеятельности: в семье, с друзьями, с ребёнком, имеющим диагноз «РАС», при этом он влияет на временные характеристики СКЖП матерей, то есть на восприятие своего прошлого, настоящего и будущего. Так, матери с преобладанием идеалистического, реалистического и аналитического стилей мышления позитивно оценивают своё настоящее, а матери с прагматическим стилем мышления негативно воспринимают свое состояние в настоящем времени. При оценке своего прошлого матери с идеалистическим и аналитическим стилями мышления склонны позитивно оценивать события своего прошлого, в отличие от матерей с прагматическим и реалистическим стилями мыслительной деятельности. Оценивая будущее время и события, которые ещё не произошли, матерям с идеалистическим, реалистическим и аналитически стилями мышления характерно оптимистическое видение своего будущего, чего нельзя сказать о матерях с прагматическим стилем мышления. Им присуще пессимистичное видение своего будущего. В целом матери с идеалистическим, реалистическим и аналитическим стилями мышления позитивно воспринимают свой жизненный путь, а матери с прагматическим стилем мышления негативно и пессимистично воспринимают и оценивают события своей жизни, жизненный путь, составляющие основу субъективной картины жизненного пути. Полученные результаты позволяют предположить, что более всего в психологической и психотерапевтической помощи со стороны специалистов психологической службы нуждаются матери с прагматическим стилем мышления.

Таким образом, матери, воспитывающие ребенка с РАС, являются активными участниками его сопровождения. От их эмоционального состояния, уровня личностного развития и других факторов зависит успешность включения ребенка с данным расстройством в социальную среду. Не только детям, но и матерям, которые воспитывают детей с РАС, необходима поддержка со стороны специалистов психологической службы, которые могут оказывать дифференцированную психологическую и психотерапевтическую помощь в зависимости от стиля мышления матери.

< > 

< >Литература:

< > 

1.                  Алексеев, А.А., Громова, Л. А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. — СПб.: Экономическая школа, 1993. — 352 с.

2.                  Ананьев, Б. Г. Человек как объект познания. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 340 с.

3.                  Карвасарская, И. Б. Психологическая помощь аутичной семье/ И. Б. Карвасарская// Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии: материалы III съезда РПА и науч.-практ. конф. (Курск, 20–23 окт., 2003 г.). — Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. — 271 с.

4.                  Левченко, И.Ю., Ткачева, В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. — М.: Просвещение, 2008. — 239 с.

5.                  Манукян, В. Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода/ Автореферат кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / В. Р. Манукян. — СПб., 2003. — 217 с.

6.                  Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. — М.: ACADEMIA, 2008. — 408 с.

7.                  Никольская, О.С., Баенская, Е.Р., Либлинг, М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 8-е. — М.: Теревинф, 2014. — (Особый ребенок). — 288 с.

8.                  Печникова, Л. С. Особенности взаимодействия матери с ребенком, больным ранним детским аутизмом (РДА)// Материалы международной научно-практической конференции памяти К. С. Лебединской: Тез. докл. — М., 1995. — С. 100–102.

Основные термины (генерируются автоматически): мать, ребенок, жизненный путь, стиль мышления, субъективная картина, прагматический стиль мышления, аналитический стиль, РАСА, расстройство, Детский аутизм.


Ключевые слова

субъективная картина жизненного пути, стиль мышления, матери, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра., воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра

Похожие статьи

Особенности субъективной картины жизни матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

В статье обобщаются результаты исследования, направленного на изучение субъективной картины жизни матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Полученные результаты позволяют говорить об изменении и трансформации субъективной...

Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье представлены теоретические аспекты исследования особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра. В результате данного исследования был выявлен уровень сформированности экспрессивной речи дошкольников с р...

Формирование воображения у дошкольников с ранним детским аутизмом в процессе работы со сказкой

В данной статье рассматривается формирование воображения у дошкольников с ранним детским аутизмом в процессе работы со сказкой. Автором определен ряд противоречий, проанализировано понятие «воображение», выделены психологические особенности и педагог...

Изучение сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями

В статье представлен анализ исследования особенностей сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями, выделены уровни освоения социально-бытовых навыков у младших ...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...

Система коррекционно-логопедической работы по формированию потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра

Официальная статистика говорит о том, что в последнее время значительно выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются варианты формирования потребности в речевом общении у таких детей, их включение ...

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР

В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении

В статье описываются условия психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с внедрением инклюзивной практики в дошкольных ...

Похожие статьи

Особенности субъективной картины жизни матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

В статье обобщаются результаты исследования, направленного на изучение субъективной картины жизни матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Полученные результаты позволяют говорить об изменении и трансформации субъективной...

Исследование особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра

В статье представлены теоретические аспекты исследования особенностей экспрессивной речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра. В результате данного исследования был выявлен уровень сформированности экспрессивной речи дошкольников с р...

Формирование воображения у дошкольников с ранним детским аутизмом в процессе работы со сказкой

В данной статье рассматривается формирование воображения у дошкольников с ранним детским аутизмом в процессе работы со сказкой. Автором определен ряд противоречий, проанализировано понятие «воображение», выделены психологические особенности и педагог...

Изучение сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями

В статье представлен анализ исследования особенностей сформированности социально-бытовых навыков младших школьников с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями, выделены уровни освоения социально-бытовых навыков у младших ...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...

Система коррекционно-логопедической работы по формированию потребности в речевом общении у детей с расстройствами аутистического спектра

Официальная статистика говорит о том, что в последнее время значительно выросло количество детей с расстройствами аутистического спектра. В данной статье рассматриваются варианты формирования потребности в речевом общении у таких детей, их включение ...

Специфика отношений родителей с детьми, имеющими нарушения слуха

В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, отношения родителей с детьми с ОВЗ (в частности с детьми с нарушением слуха). Описывается механизм динамики чувств родителей глухих и слабослышащих детей, рассматриваются качест...

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Значение и особенности индивидуального подхода при работе с детьми с ЗПР

В статье рассмотрены особенности использования индивидуального подхода в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Выделена роль личности ребенка с ЗПР в формировании подходов к воспитанию и обучению, сп...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении

В статье описываются условия психолого-педагогического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с внедрением инклюзивной практики в дошкольных ...

Задать вопрос