Для каждой семьи рождение ребенка — самое главное и важное событие в семейной жизни. Сразу после рождения ребёнка меняется сама жизнь. Коренным образом меняется организм женщины, пересматриваются жизненные приоритеты семьи. Родители в полной мере начинают ощущать смысл слова «ответственность». Не смотря на различные трудности, которые могут возникать (психологические, материальные), родители стараются приложить максимум усилий, чтобы вырастить своего ребенка достойным человеком, отдавая ему только самое лучшее, а вся забота и переживания в конечном итоге окупаются с лихвой счастливыми моментами и переживаниями, которыми делятся с ними дети.
Совсем по-другому обстоят дела в семьях, в которых рождается ребенок с отклонениями развития (в нашей работе мы рассмотрим легкую и умеренную степень умственной отсталости). Известно, что матери таких детей испытывают больший стресс и эмоциональное напряжение. Они чувствуют себя подавленными, теряют смысл жизни, выбиваются из привычного жизненного цикла. Для них становится непросто принять создавшуюся ситуацию. Сильные эмоциональные переживания матерей вызывают появление в семь физически или психически неполноценного ребенка. При это жизненные позиции матерей начинают очень быстро меняться коренным образом [1].
Рождение ребенка с интеллектуальными нарушениями (а именно умственной отсталостью), неизбежно влечет за собой материнский кризис, динамику которого можно представить четырьмя основными фазами (состояние растерянности беспомощности, страха; период негативизма и отрицания; депрессивное состояние, связанное с осознанием истины; начало социально-психологической адаптации (зрелой адаптации) матерей) [4].
Семья, в которой родился ребенок с умственной отсталостью, находится в условиях психотравматической ситуации. По данным исследования Р. Ф. Майрамяна, сообщения об интеллектуальных нарушениях ребенка вызывает у 65 % матерей острые эмоциональные расстройства, аффективно-шоковые и истерические расстройства, психический стресс приводит к возникновению различных психосоматических расстройств. И со временем он может не только уменьшиться, но даже усилиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком.
Как говорилось нами ранее, основные эмоциональные переживания ложатся на мать ребенка умственной отсталостью, однако и отец претерпевает психоэмоциональные проблемы из-за чего в семья может подвергнуться определенным кризисам в отношениях. Как известно, семьи, воспитывающие детей с умственной отсталостью, довольно часто распадаются. Одной из таких причин ставится эмоциональная нестабильность матери, которая полностью уходит в проблемы ребенка, уделяя всю себя ему, а муж уходит на второй план [6]. Такой отец не видит никаких перспектив развития своего ребенка, а угнетенная и подавленная жена становится ему совершенно неинтересной, а иногда даже может стать объектом раздражения, и он покидает семью.
И наступает новая психологическая травма для матери — это развод. Снова возникают чувства подавленности, ненужности. Многие из матерей начинают винить своих детей во всех бедах жизни [5].
Матери детей с умственной отсталостью чаще всего становятся замкнутыми и малообщительными. Они максимально стараются сузить круг знакомых, ограничить себя от общения с родственниками, в связи с состоянием ребенка и личностными установками [1].
Основной задачей матерей, оказавшихся в таком положении, является преодоление психологического стресса и эмоциональных трудностей. Мать выполняет главную роль в воспитании ребенка, поэтому ей важно сформировать у себя правильную позицию по отношению к своему ребенку, а также знать об основных принципах воспитания детей с умственной отсталостью и активно применять их в повседневной жизни.
Для того, чтобы исследовать степень эмоционального состояния матерей, воспитывающих детей с легкой и умеренной умственной отсталостью, мы проанализировали и отобрали методики, которые более четко и явно отображают данную проблему (Торонтская алекситимическая шкала, методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний (В. Зунга, адаптированная Т. И. Балашовой), исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергера, адаптированная Ю. Л. Ханиным, тест эмоционального интеллекта Люсина и статистические методы (вычислялась описательная статистика, для оценки взаимосвязи переменных использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена)), а также провели анкетирование и небольшую индивидуальную беседу.
В нашем исследовании приняли участие двадцать матерей, из которых лишь десять согласились пройти диагностическую работу, остальные в свою очередь согласились только на беседу, так как диагностическая часть показалась им совершенно неприемлемой и даже оскорбительной. Среди диагностируемых было 9 неполных семей, 2 семьи на грани развода (причиной которого стало появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья), 6 многодетных семей, 2 семьи, состоящие на учете у социальных работников. Многие из матерей злоупотребляют вредными привычками (имеют огромное пристрастие к алкоголю и сигаретам), а также имеют низкий уровень общей культуры. Среди матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, лишь пятеро имеют высшее образование и двое обучаются в данный момент психологическим наукам самостоятельно.
Диагностические исследования показали, что 30 % матерей обладают алекситимическим типом личности (то есть у них снижена способность или обладают затруднениями в выражении эмоциональных состояний и чувств), 50 % — находятся в группе риска (их результаты оказались близки к «алекситимическому» типу, однако выражены более слабо), и только 20 % — показали «неалекситимический» тип личности (что в свою очередь считается нормальным уровнем показателей).
Результаты исследования по выявлению депрессивных состояний показали нам, что 40 % матерей не испытывают депрессивных состояний, 50 % — испытывают легкую депрессию (при таком состоянии у человека нестабильный эмоциональный фон, однако он не сильно затрагивает его повседневные аспекты жизни), в свою очередь 10 % — испытывают умеренную депрессию (обычно признаками такого состояния может стать сильно нарушенный эмоциональный фон, утрата интересов, заниженная самооценка, постоянные переживания чувства вины).
Проведенные нами исследования по изучению тревожности (в нашем исследовании мы рассмотрим лишь ситуативную шкалу тревожности) показали, что 10 % матерей обладают низким уровнем тревожности (такие люди нуждаются в пробуждение в них активности, заинтересованности, заострение и подчеркивание мотивационных компонентов деятельности), 40 % — показали умеренный уровень (такие люди зачастую экспрессивны, испытывают нервозность), 50 % — обладают высоким уровнем тревожности (такие люди зачастую подвержены чувству угрозы и незащищенности, им необходимо формировать в себе уверенность и развивать чувство успеха).
Анализ результатов эмоционального интеллекта по методике Люсина, а именно способности к распознаванию и пониманию своих и чужих эмоций, а также управлению ими, позвонила выявить уровни эмоционального интеллекта по представленным в методике шкалам.
Большая часть матерей имеет умеренный и высокий уровни эмоционального интеллекта. То есть они самостоятельно могут справляться с контролем и управлением как своих чувств и переживаний, так и распознать наличие подобных проблем у другого человека.
Однако, несмотря на это многие умеренные показатели баллов указывают на пограничное состояние между умеренным уровнем и низким, что свидетельствует о наличие проблем. Матери стремятся к пониманию и распознаванию своих чувств, но до конца еще не могут справляться с ними самостоятельно. Многие из матерей, выполняя тест, часто изменяли свои ответы на вопросы, что может указывать на, что матеря боятся признать свои истинные эмоции и чувства. Это можно подтвердить данными из беседы. Многие скрывали свои истинные чувства за навесом: «У меня все хорошо. Я часто испытываю радость и удовлетворенность». Проблемы в управлении своих и чужих эмоций, а также с контролем чувств и переживаний, стало проблемой для небольшой группы испытуемых.
Результаты корреляционного анализа и всех показателей, рассмотренных в исследовании наиболее значимыми оказались понимание эмоций в целом и понимание собственных эмоций. Снижение эмоционального уровня, отсутствие внутренних переживаний, а также непонимание собственных эмоций ведет к нарушениям психоэмоциональной сферы, которое приводит к высокой тревожности, депрессивным состояниям, неумением контролировать и описывать собственные проявления эмоций и переживаний.
Корреляционный анализ полностью подтверждает результаты диагностического исследования степени психоэмоциональных состояний матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью, которые позволяют сделать вывод, что матери подвержены нарушениям психоэмоциональной сферы.
Проведенные нами исследования доказали, что каждая из матерей, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями, в той или иной степени подвержена нарушениям в психоэмоциональной сфере. Нарушение эмоционального фона, наличие депрессивных состояний, а также чувства тревожности позволяют нам сделать вывод о том, что таким матерям необходима профессиональная помощь и поддержка специалистов.
Литература:
1. Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. — М., 2014. — 336 с. ин-т. — Режим доступа: http://mggush.ru/sites/default/files/aktualnye_problemy_obucheniya_i_vospitaniya_lic_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami
2. Бреслав Г. М. Психология эмоций. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с.
3. Стребелева Е. А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с отклонениями в развитии: пособие для педагога-дефектолога и родителей/ Стребелева Е. А., Мишина Г. А.— М.: Парадигма, 2014. — 72 c.
4. Стребелева Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина // Дефектология. — 2005. — № 1. — С. 3-11.
5. Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. [Электронный ресурс]. ин-т. — Режим доступа:
http://kidsunity.org/book/299218_0A5D5_tkacheva_v_v_tehnologii_psihologicheskogo_izucheniya_semey_v.doc
6. Шипицына Л. М., Сорокин В. М. Личностные особенности матерей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта // Вестник Санкт–Петербургского государственного университета. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. 2008. № 3. С. 178–195.