Особенности упрощенной системы ТСЖ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 03.06.2015

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Спесивцева, А. Л. Особенности упрощенной системы ТСЖ / А. Л. Спесивцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1002-1004. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19729/ (дата обращения: 17.12.2024).

Рассмотрен вопрос о том, какую систему налогообложения следует применять для ТСЖ. Приведены особенности применения упрощённой системы ТСЖ.

Ключевые слова: упрощенная система учета и налогообложения, ТСЖ, бухгалтерский учет

 

Важный вопрос, который должно решить каждое ТСЖ, заключается в том, чтобы выбрать оптимальный режим налогообложения. Варианты следующие:

-        перейти на УСН (при условии, что ТСЖ отвечает всем критериям гл. 26.2 НК РФ) и выбрать соответствующий объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов);

-        применять традиционную систему налогообложения (ТСО), определившись со способом признания доходов и расходов — методом начислений (ст. ст. 271, 272 НК РФ) или кассовым методом (ст. 273 НК РФ).

Конечно, нельзя забывать о том, что вплоть до конца 2012 г. отдельные виды деятельности ТСЖ (в частности, оказание бытовых услуг) могут подлежать обложению единым налогом на вмененный доход (ведь применение ЕНВД станет добровольным только после 01.01.2013) [1, с.5].

Забегая вперед, отметим, что в первую очередь выбор системы налогообложения принципиален для тех ТСЖ, которые кроме основной деятельности ведут деятельность, приносящую доход, поскольку операции, осуществляемые в рамках именно этой деятельности, образуют налоговую базу как при применении УСН, так и при ТСНО. Причем у налогоплательщиков, применяющих УСН, есть два явных преимущества. Первое — отсутствие обязанности по уплате налога на имущество (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Второе — возможность исчислять страховые взносы по пониженному тарифу (подробнее об этом будет рассказано далее). То, что «упрощенцы» не исчисляют НДС, в данном случае значения не имеет, поскольку и при ТСНО у товариществ есть все основания не платить этот налог.

Фактически проблема выбора сводится к сопоставлению налоговой базы по налогу на прибыль при ТСНО и по единому налогу при УСН.

Упрощенная система налогообложения относится к специальным налоговым режимам и регулируется гл. 26.2 НК РФ. Чтобы перейти на УСН с 1 января, ТСЖ должно направить с 1 октября до 30 ноября текущего года заявление в налоговую инспекцию либо сразу после постановки на учет в налоговом органе. Товарищества, применяющие УСН, уплачивают единый налог ежеквартально, вместо трех налогов: НДС, налога на прибыль и налога на имущество. При этом сохраняется уплата страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Единым налогом при упрощенной системе облагаются либо доходы, либо доходы минус расходы. ТСЖ вправе выбрать любой из двух способов, но решение нельзя изменить в течение всего налогового периода [2].

Доход считается полученным, когда деньги поступили в ТСЖ (в банк или в кассу). Полный перечень доходов, учитываемых при расчете единого налога, приведен в ст. 250 НК. Доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, не учитываются.

Расходы отражаются в учете только по факту их оплаты. Расходы, которые учитываются при расчете единого налога, приведены в ст. 346.16 НК РФ. Все они, кроме расходов на приобретение основных средств, должны быть экономически оправданны и соответствовать определенным критериям, установленным в гл. 25 НК РФ. Расходы на приобретение основных средств при такой системе налогообложения учитываются в особом порядке.

В качестве объекта налогообложения стоит выбрать тот вариант, который связан с меньшим размером единого налога. Рассмотрим вариант, когда Н1 < Н2.

Напишем это выражение в развернутом виде:

0,06Д < 0,15 (Д — Р), т. е. 0,06 Д < 0,15Д — 0,15Р,

откуда получаем

0,15Р < 0,09Д.

Или, разделив это выражение на 0,15,

Р < 0,6Д.

Этот вариант объекта налогообложения выгоден, если расходы составляют величину, меньшую чем 60 % доходов, а в условиях деятельности ТСЖ соотношение Р < 0,6Д всегда соблюдается. Поэтому первый вариант объекта налогообложения для ТСЖ выгоден.

Согласно ч. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в течение 2012–2013 гг. пониженные тарифы страховых взносов в размере 20 % (в Пенсионный фонд) (против обычных 30 %) применяются по отношению к плательщикам, указанным в п. 8 ч. 1 данной статьи. В этом п. 8 говорится об организациях, применяющих УСН и осуществляющих в качестве основного такой вид деятельности, в частности, как управление недвижимым имуществом.

В силу ч. 1.4 ст. 58 вид деятельности признается основным при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 % в общем объеме доходов.

Сумма доходов при этом определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Воспользоваться в 2013 г. пониженными тарифами страховых взносов могли все ТСЖ независимо от того, целевыми поступлениями или доходами от реализации считали они платежи собственников помещений.

Причина в том, что обязательные платежи собственников помещений ТСЖ на содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги относятся к доходам от деятельности ТСЖ по управлению недвижимым имуществом (Письма ФСС РФ от 18.12.2012 N 15–03–11/08–16893, от 03.04.2012 N 15–03–18/08–3638).

При использовании варианта объекта налогообложения «доходы» из суммы начисленного единого налога вычитается сумма страховых взносов в ФСС и Пенсионный фонд, а также сумма пособий по листкам временной нетрудоспособности. При этом сумма налога на должна быть уменьшена более чем на 50 % (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

Авансовый платеж по налогу рассчитывается нарастающим итогом с начала года и уплачивается по итогам каждого квартала. Перечислять их нужно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В конце года рассчитывается общая сумма единого налога, который уплачивается не позднее 31 марта следующего года.

Налоговая декларация по налогу, форма которой утверждена Приказом МНС России от 21.11.2003 N БГ-3–22/647, сдается в налоговую инспекцию каждый квартал до 25 числа следующего за отчетным месяца. Годовая декларация представляется до 31 марта года, следующего за отчетным.

Для налогоплательщиков, утративших в течение года право на дальнейшее применение УСН, налоговый период по единому налогу — это отчетный период, который предшествует кварталу, начиная с которого такие налогоплательщики переходят на общий режим налогообложения.

При этом налоговые декларации по единому налогу, представленные указанными налогоплательщиками за предыдущий отчетный период, приравниваются к налоговым декларациям, представленным ими за налоговый период.

В этом случае обязанности по представлению налоговых деклараций за такой налоговый период у налогоплательщиков не возникает.

ТСЖ, применяющие УСН, согласно НК РФ, обязаны:

-        соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 4 ст. 346.11);

-        представлять в установленные сроки статистическую отчетность (п. 4 ст. 346.11);

-        исполнять обязанности налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11).

У ТСЖ как налогового агента, применяющего УСН, возникают следующие обязанности:

-        по НДФЛ — при выплате доходов физическим лицам (гл. 23 НК РФ);

-        по НДС — при аренде муниципального или государственного имущества у органов местного самоуправления или государственной власти (п. 3 ст. 161 НК РФ) либо при расчетах за товары, работы, услуги, приобретенные на территории РФ у иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете в РФ (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ);

-        по налогу на прибыль — при выплате доходов иностранным организациям (ст. 310 НК РФ).

Кроме того, ТСЖ, работающее по УСН, обязано представлять в налоговые органы всю необходимую отчетность по НДФЛ, НДС, налогу на прибыль в случае, если им исполнены обязанности налогового агента.

Налоговый учет при упрощенной системе налогообложения ведется с помощью книги учета доходов и расходов, форма которой утверждена Приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3–22/606.

Кроме того, бухгалтерскую отчетность (как квартальную, так и годовую) необходимо представлять в органы статистики по месту регистрации организации.

В соответствии с п. 5 ст. 243 Кодекса некоммерческие организации должны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования сведения (отчеты) по форме 4-ФСС РФ.

В Пенсионный фонд некоммерческие организации, как и коммерческие, ежегодно подают сведения о застрахованных лицах (персонифицированный учет).

 

Литература:

 

1.                  Синянская Е. Р. Бухгалтерский учет и анализ: учеб. пособие. Екатеринбург.: Изд-во Урал. ун-та, 2013. 358 с.

2.                  Консультант Плюс: Жилищный кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс]: № 188-ФЗ федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2004 г. (в ред. от 28.12.2013). URL: http://www.consultant.ru/popular/housing/utm_campaign=law_doc&utm_source=ya.direct&utm_medium=cpc&=utm_content=Housing %20Code&utm_term=dec

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, единый налог, Пенсионный фонд, налоговый период, ТСЖ, вид деятельности, доход, налог, расход, Российская Федерация.


Ключевые слова

бухгалтерский учет, упрощенная система учета и налогообложения, ТСЖ

Похожие статьи

Учет и контроль доходов и расходов в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения

Раскрываются особенности формирования дохода и расхода в организации, которая применяет упрощенную систему налогообложения. Раскрывается суть упрощенной системы налогообложения. Приводятся основные проблемные вопросы в области формирования дохода и р...

Налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей с применением упрощенной системы налогообложения

В данной статье автор приводит критерии, не позволяющие организациям и индивидуальным предпринимателям перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН), порядок перехода на УСН, а также налоговые ставки УСН.

Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения

В статье раскрываются преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения.

Обоснование выбора объекта налогообложения при применении упрощенной системы предприятиями малого бизнеса Российской Федерации

Авторы исследовали теоретические и методологические аспекты применения упрощенной системы налогообложения субъектами малого предпринимательства. Представлен алгоритм расчета сумм единого налога предприятия, применяющего упрощенную систему налогооблож...

Административная ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе

В настоящее статье дается характеристика административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Анализируются проблемы, возникающие на практике и предлагаются меры по совершенствования законодательства России в данной с...

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

В статье рассмотрена форма налогового контроля — налоговый мониторинг. Выявлены отличительные черты характерные налоговому мониторингу. Рассмотрен процесс проведения налогового мониторинга с учетом изменений, вносимых в Налоговый кодекс Российской Фе...

Нормативно-правовое регулирование налогообложения субъектов малого предпринимательства

В статье определены параметры классификации организаций как субъектов малого бизнеса. Также рассмотрены особенности режимов налогообложения, которые могут применяться представителями малого бизнеса.

Специфика учета доходов и расходов торговых организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения

В статье раскрывается вопрос особенности формирования доходов и расходов, а также принцип расчета налога на прибыль при упрощённой системе налогообложения и вопрос аудиторской проверки малых предприятий.

Актуальные вопросы финансового учета запасов субъектов малого предпринимательства

В статье авторы рассматривают применение нового стандарта ФСБУ 5/2019 для субъектов малого предпринимательства.

Некоторые аспекты правового регулирования дистанционной торговли

В статье проведен анализ правовых норм, посвященных регулированию дистанционной торговли на территории России. Рассмотрена проблема правового регулирования определения факта инициирования заключения договора купли-продажи дистанционным способом.

Похожие статьи

Учет и контроль доходов и расходов в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения

Раскрываются особенности формирования дохода и расхода в организации, которая применяет упрощенную систему налогообложения. Раскрывается суть упрощенной системы налогообложения. Приводятся основные проблемные вопросы в области формирования дохода и р...

Налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей с применением упрощенной системы налогообложения

В данной статье автор приводит критерии, не позволяющие организациям и индивидуальным предпринимателям перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН), порядок перехода на УСН, а также налоговые ставки УСН.

Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения

В статье раскрываются преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения.

Обоснование выбора объекта налогообложения при применении упрощенной системы предприятиями малого бизнеса Российской Федерации

Авторы исследовали теоретические и методологические аспекты применения упрощенной системы налогообложения субъектами малого предпринимательства. Представлен алгоритм расчета сумм единого налога предприятия, применяющего упрощенную систему налогооблож...

Административная ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе

В настоящее статье дается характеристика административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Анализируются проблемы, возникающие на практике и предлагаются меры по совершенствования законодательства России в данной с...

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

В статье рассмотрена форма налогового контроля — налоговый мониторинг. Выявлены отличительные черты характерные налоговому мониторингу. Рассмотрен процесс проведения налогового мониторинга с учетом изменений, вносимых в Налоговый кодекс Российской Фе...

Нормативно-правовое регулирование налогообложения субъектов малого предпринимательства

В статье определены параметры классификации организаций как субъектов малого бизнеса. Также рассмотрены особенности режимов налогообложения, которые могут применяться представителями малого бизнеса.

Специфика учета доходов и расходов торговых организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения

В статье раскрывается вопрос особенности формирования доходов и расходов, а также принцип расчета налога на прибыль при упрощённой системе налогообложения и вопрос аудиторской проверки малых предприятий.

Актуальные вопросы финансового учета запасов субъектов малого предпринимательства

В статье авторы рассматривают применение нового стандарта ФСБУ 5/2019 для субъектов малого предпринимательства.

Некоторые аспекты правового регулирования дистанционной торговли

В статье проведен анализ правовых норм, посвященных регулированию дистанционной торговли на территории России. Рассмотрена проблема правового регулирования определения факта инициирования заключения договора купли-продажи дистанционным способом.

Задать вопрос