В статье авторы рассматривают применение нового стандарта ФСБУ 5/2019 для субъектов малого предпринимательства.
Ключевые слова: запасы, бухгалтерский учет, ФСБУ 5/2019, упрощенные способы учета, малое предпринимательство.
С 2021 года стал обязательным к применению Приказ Минфина России от 15.11.2019 г. № 180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» [3], изданный взамен ранее действующему Приказу Минфина России от 09.06.2001 г. № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01». Кроме того, утрачивают силу и методические указания по учету данных активов в организациях. Новый стандарт разработан на основе МСФО (IAS) 2 «Запасы», который был введен в действие приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н., из-за чего возникает значительная разница между старым и новым российскими стандартами.
Наиболее значимым в рамках внедряемого ФСБУ 5/2019 [3] является впервые появление определения «Запасы» для целей бухгалтерского учета. Так, в соответствии со стандартом, под запасами понимаются активы, которые потребляются или реализуются в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев. Привлекает внимание, что в этом определении акцент делается на то, что в первую очередь запасы являются активами, а не имуществом. Это говорит о значении запасов в рамках формирования бухгалтерской отчетности. В то же время понятия активов и имущества в целях бухгалтерского учета не являются равнозначными.
ФСБУ 5/2019 [3] вводит критерии признания в бухгалтерском учете запасов, при этом они должны соблюдаться одновременно:
— затраты, понесенные в связи с приобретением или созданием запасов, обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией (достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана);
— определена сумма затрат, понесенных в связи с приобретением или созданием запасов, или приравненная к ней величина.
К запасам относятся следующие объекты:
Рис. 1. Состав запасов по ФСБУ 5/2019 [3]
Запасы как объект бухгалтерского учета входит в состав оборотных активов организаций любой сферы деятельности и масштабов, в том числе субъектов малого предпринимательства.
Законодательно закрепленное определение и структурный состав субъектов малого предпринимательства даны в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2]. Например, субъектами малого предпринимательства могут быть индивидуальные предприниматели, а также хозяйственные общества, товарищества, партнерства, кооперативы (производственные и потребительские), крестьянские (фермерские) хозяйства.
В данном законодательстве прописаны критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства:
- среднесписочная численность за предыдущий год не более 100 человек;
- доход за предыдущий год без НДС по данным налогового учета не более 800 млн. руб.;
- ограничительные доли организаций в уставном капитале субъекта малого предпринимательства.
Бухгалтерское законодательство (ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) [1] определяет перечень организаций, которые имеют право применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В соответствующий перечень включены в том числе субъекты малого предпринимательства.
В той же статье п. 5 Закон 402-ФЗ [1] ограничивает некоторые субъекты применять упрощенные способы, например, микрофинансовые организации или организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту.
Организации, у которых есть право на упрощенный бухгалтерский учет, могут учитывать запасы с рядом послаблений (п. 2, 14, 17, 32 ФСБУ 5/2019 «Запасы») [3]. Варианты применяемых упрощенных способов в отношении учета запасов необходимо прописать в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Микропредприятия, вне зависимости от применяемой системы налогообложения, вправе не применять ФСБУ 5/2019 в соответствии с п. 2 указанного стандарта. Тогда затраты на приобретение и создание, которые должны были включаться в стоимость запасов, следует признавать расходом отчетного периода.
При приобретении запасов неденежными средствами хотя бы частично, организация без всяких послаблений должна учитывать их по стоимости, которую может определить, а именно:
- справедливой стоимости передаваемого имущества, прав, работ или услуг;
- справедливой стоимости полученных запасов;
- балансовой стоимости передаваемого имущества, прав, работ или услуг.
При определении справедливой стоимости передаваемого или получаемого актива возникают сложности. Пункт 14 ФСБУ 5/2019 регламентирует делать это в порядке, который установлен в МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости». Однако субъект малого предпринимательства вправе не рассчитывать справедливую стоимость, а отражать запасы по балансовой стоимости передаваемых активов, что упрощает работу бухгалтеров.
Пункт 17 ФСБУ 5/2019 [3] предусматривает упрощение определения фактической себестоимости запасов при приобретении. Организации, применяющие упрощенные учетные способы, имеют право определять себестоимость запасов без учета скидок или иных уступок поставщика, а также не дисконтировать отсроченные платежи на срок более 12 месяцев. Выбрав этот способ, организация вправе определять себестоимость запасов только по той сумме, которую она заплатила поставщику. Все прочие расходы по приобретению запасов она вправе признать расходом в периоде несения. Это касается расходов на доставку и доведение запасов до пригодного состояния, оценочного обязательства по утилизации и прочих затрат.
Это послабление упрощает работу бухгалтера, которому не придется распределять расходы на доставку и прочие затраты между разными запасами, которые, к примеру, доставлены одним транспортом.
Субъекты малого предпринимательства могут отказаться от создания резерва под обесценения запасов, как и раньше (п. 32 ФСБУ 5/2019) [3]. В старом стандарте упрощенный способ отражен в пункте 25.
Таким образом, основные упрощения в учете запасов по ФСБУ 5/2019 [3] касаются формирования стоимостной оценки актива в части признания, последующей оценки при обесценении. Выбор конкретного упрощенного способа необходимо зафиксировать нормативно в стандарте экономического субъекта.
Литература:
- О бухгалтерском учете: Федер. закон РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ: (ред. от 26.07.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ: (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс».
- Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета «Запасы» (ФСБУ 5/2019): Приказ Минфина России от 15.11.2019 г. № 180н // СПС «КонсультантПлюс».