Введение. В мире постоянно возникают различные чрезвычайные ситуации. Они делятся на:
- Природные (землетрясения, ураганы, наводнения, сели, цунами);
- Техногенные;
- Биолого-социальные (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии);
- Биолого-политические (теракты).
Одним из видов техногенных аварий являются транспортные аварии. Они в свою очередь подразделяются на:
- Аварии на железнодорожном транспорте;
- Аварии на автомобильном транспорте;
- Аварии на водном транспорте;
- Аварии на воздушном транспорте.
В настоящее время железная дорога является одним из самым крупных грузоперевозчиков страны. Также ежедневно услугами железнодорожного транспорта пользуется более 100 000 человек в стране. К сожалению, этот способ передвижения не обходится без жертв, т. к. периодически на железных дорогах возникают различного рода аварии.
Основная часть. Причинами железнодорожных аварий являются:
2. Наезды поездов на автомобильный транспорт, велосипедистов. Случается по причине нарушения правил пересечения железнодорожных переездов транспортными средствами.
3. Ошибки диспетчера: невнимательность, халатность, отсутствие постоянного контроля за движением поездов. В результате состав может выехать на занятый путь, что приведет к столкновению и возникновению ЧС.
4. Особую категорию составляют подвижные составы, загруженные сильно действующими ядовитыми веществами (СДЯВ). В случае столкновения или схода с рельсов такого состава, ущерб оказывается очень велик, так как нужно ликвидировать не только саму катастрофу, но и последствия, наносимые СДЯВ.
5. Пожары и взрывы являются ещё одной причиной аварий на железнодорожном транспорте. Часто пожары возникают в вагонах из-за неосторожного обращения с огнем. В 26 % случаев пожары возникают из-за неисправности электрооборудования.
6. Природные условия могут оказать негативное воздействие на железнодорожные пути. Ураганы, землетрясения, наводнения, оползни приводят к повреждению путей, обрыву электрических проводов, ухудшению видимости, разрушению мостов. [1]
За 2013 год произошло 17 аварий грузовых и пассажирских поездов (в 2012–14 аварий). Погибло 2 человека, пострадало 153.
Анализируя транспортные аварии 2013 года, можно построить диаграмму, которая показывает процентное соотношение аварий на каждом виде транспорта.
Рис.1. Соотношение аварий на воздушном, водном, железнодорожном и автомобильном транспорте за 2013 г.
Как видно из рис. 1, железнодорожный транспорт занимает третье место (после аварий на автомобильном и воздушном транспорте) по количеству аварий из всех транспортных аварий за 2013 год.
Основные профилактические правила:
- По возможности занимать вагоны, находящиеся в середине поезда, купе, расположенное ближе к выходу из вагона, нижние полки. По статистике эти места более безопасные.
- При движении поезда не высовываться из окон, не открывать наружные двери.
- Без крайней необходимости не срывать стоп-кран.
- Запрещено останавливать поезд на мосту, в тоннелях и в местах, где может осложниться эвакуация.
- Курить только в установленных местах;
- Не возить с собой опасные химические вещества;
- Не включать в электросеть вагона бытовые приборы;
- При появлении дыма или запаха гари, немедленно оповестить проводника.
Действия при железнодорожной аварии
При возникновении чрезвычайной ситуации займите устойчивое положение. Держитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Держать мышцы напряженными нужно до полной остановки поезда. Сразу после остановки железнодорожного транспорта покидайте вагон через дверь или аварийные выходы (окна), так как высока вероятность пожара. Если пожар уже начался, то перед тем как выйти в коридор, приготовьте защитные маски для дыхания (платки, шапки, куски ткани, смоченные водой). Выбравшись из поезда, по возможности, помогайте спасателям и остальным пассажирам. [2]
Заключение. Железнодорожный транспорт является одним из самых безопасных способов передвижения. Однако одна крупная авария может повлечь за собой сотни тысяч жертв. Поэтому не стоит забывать о правилах поведения в поездах и всегда помнить о действиях в случае ЧС.
Литература:
1. Учебник спасателя [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://gimsyaroslavl.narod.ru/Rescuer/Rescuers_Guidebook/ch149_railcrash.htm, свободный (дата обращения:15.05.2015)
2. КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.culture.mchs.gov.ru/rules/man_made_disaster/transport_accidents/train_accidents/, свободный (дата обращения: 15.05.2015)