Финансы играют огромную роль, как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровне. Как экономический инструмент хозяйствования, финансы способны активно влиять на общественное производство. Количественное влияние характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов, качественное — воздействием финансов на материальные интересы участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений. От степени обеспеченности руководящих органов информацией о состоянии всех звеньев финансового механизма в значительной мере зависят результаты управления финансовыми процессами на всех уровнях экономики.
Основная часть информации о финансовом состоянии хозяйствующих субъектов и регионов России сосредоточена в органах государственной статистики. В последние годы в связи с крупными изменениями в экономике, наблюдается усиленный поиск новых подходов оценки финансового состояния регионов. За последние десять лет статистические формы, характеризующие финансовое состояние субъектов хозяйствования, изменялись практически каждый год, пытаясь охватить и оценить различные стороны их деятельности. Поэтому исследование путей совершенствования статистической методики финансов в целом, представляется весьма актуальным.
Республика занимает лидирующие позиции среди субъектов Дальневосточного федерального округа по основным макроэкономическим параметрам за 2013 г.: I место по инвестициям в основной капитал, II место по объему отгруженной продукции по добыче полезных ископаемых и финансовым результатам деятельности предприятий, III место по валовой продукции сельского хозяйства, по строительству, обороту розничной торговли и объему платных услуг.
По оценке за 2013 год объём ВРП на душу населения в Республике Саха (Якутия) превысит 537 тыс. руб., что на 27,6 % выше, чем средний по ДФО и на 27 % выше, чем средний по стране.
Выделяется алмазодобывающая промышленность. Построены три крупных горно-обогатительных комбината в Якутии «Мир» и «Айхал», «Удачная». В западной части Республики выделены 12 алмазных регионов, из которых в настоящее время промышленное значение имеют Мало-Ботуобинский, Дылдыно-Алакитский и Анабарский. В рамках АК «Алроса» являющаяся в настоящее время монопольным производителем (99,7 %) природных алмазов страны.
Разведанные запасы угля в Якутии (9617,8 млн. т) могут обеспечить добычу в объеме 150 млн. т в год. Угли в основном малозольные и малосернистые, коксующиеся.
Примерно половина разведанных запасов, особенно в восточной части бассейна, залегает на глубине до 300 м, часть из них может отрабатываться открытым способом. Важной отраслью экономики является сельское хозяйство: мясо-молочное, картофельно-овощное, пушно-меховое, оленеводство.
Большая часть грузопотока приходиться на водный транспорт. В период навигации основными транспортными артериями становятся реки (Лена, с притоками Вилюй, Алдан, Яна, Индигирка, Колыма). В северные районы республики грузы доставляются Северным морским путем.
Основные параметры государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2013 год предусмотрены по доходам в сумме 125 953 млн. рублей, расходы составят 130 346,7 млн. рублей. Дефицит государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2013 году составил в сумме 4 654,3 млн. рублей, или 14,5 % к объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия)без учета безвозмездных поступлений.
Республика Саха (Якутия) — регион с благоприятным инвестиционным климатом. Это обусловлено рядом факторов, среди которых:
· выгодное географическое положение, близость рынков сбыта стран АТР;
· значительные запасы сырьевых (в первую очередь — алмазы, золото) и энергетических ресурсов;
· готовность органов государственной власти и органов местного самоуправления вести конструктивный диалог с инвесторами о форме их участия в развитии отраслей экономики и о гарантиях возврата капиталовложений.
Таблица 1
Структура доходов бюджета Республики Саха (Якутии) за 2011, 2012, 2013 г.г. (млн. руб.)
Наименование доходов |
2011 |
2012 |
2013 |
Доходы |
89168 |
98654 |
125953 |
Налоги на прибыль |
13622 |
25593 |
32543 |
Налоги на совокупный доход |
6689 |
6121 |
8920 |
Налоги на имущество |
14409 |
16540 |
21040 |
Государственная пошлина |
692 |
860 |
1820 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
442 |
458 |
972 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
569 |
842 |
1129 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
4256 |
73810 |
89357 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
1230 |
1704 |
2536 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
1295 |
2143 |
13523 |
Безвозмездные поступления |
1282 |
3714 |
5269 |
Всего |
89168 |
89579 |
125953 |
По итогам 2013 года в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило доходов на 125,95 млрд. рублей (110 % к 2012 году), из них налоговые доходы — 59,9 млрд. рублей (115 %), неналоговые — 7,1 млрд. рублей (82 %) и безвозмездные поступления — 58,9 млрд. рублей (110 %). По сравнению с 2012 годом наблюдается рост поступлений по всем основным видам налогов.
Таблица 2
Структура доходов регионального бюджета республики Саха за 2011, 2012, 2013 гг. (тыс. руб.)
Наименование доходов |
2011 |
2012 |
2013 |
Налоговые доходы |
47753 |
51275 |
62405 |
Неналоговые доходы |
10951 |
11856 |
14119 |
Безвозмездные поступления |
25762 |
27727 |
53390 |
Всего |
89168 |
89579 |
125953 |
Структура доходов бюджета в 2011–2013 годах характеризуется увеличением доли налоговых доходов с 41,3 % в 2012 году до 49 % в 2013 году и уменьшением доли неналоговых доходов с 6,5 % до 3,4 %, безвозмездных поступлений с 52,2 % до 47,6 % соответственно.
По сравнению с 2011 годом увеличиваются поступления по: налогу на прибыль организаций (на 2 137,4 млн. рублей), налогу на доходы физических лиц (на 991,8 млн. рублей), налогам, сборам и регулярным платежам (на 558,2 млн.рублей). Уменьшаются поступления по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ (на 340,7 млн. рублей), налогу на имущество (на 54,3 млн. рублей).
Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) составит в 2013 году 6,5 % против 6,0 % в 2011 году. Наибольшую долю в неналоговых поступлениях (65,6 %) составляют прочие неналоговые доходы, которые предусмотрены в сумме 3 509,4 млн. рублей. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности предусмотрены в сумме 545,4 млн. рублей и составляют 10,2 % в общей сумме неналоговых доходов, что на 44,1 млн. рублей больше, чем в 2011 году.
Таблица 3
Структура расходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2011, 2012, 2013 гг. (тыс. руб.)
Наименование доходов |
2011 |
2012 |
2013 |
Общегосударственные вопросы |
7916 |
9485 |
11112 |
Нац. безопасность и правоохранительная деятельность |
3236 |
4652 |
6050 |
Национальная экономика |
3726 |
4342 |
10143 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
9752 |
10720 |
16488 |
Охрана окружающей среды |
367 |
439 |
653 |
Образование |
21100 |
26092 |
32059 |
Культура, кинематография, СМИ |
3700 |
3964 |
5023 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
14812 |
16597 |
18276 |
Социальная политика |
12179 |
13541 |
15131 |
Межбюджетные трансферты |
18906 |
19898 |
50731 |
Всего |
97688 |
101793 |
130346 |
Расходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2013 год составили 130,34 млрд. рублей (117 % к 2011 году). В 2012 году с переходом на программно-целевой метод, государственный бюджет сформирован на основе 37 государственных программ, которые составляют 94,5 % от бюджетных расходов.
За 2013 год поступление в бюджет Республики Саха (Якутия) по налогу на прибыль организаций сократилось по сравнению с 2012 годом на 6,3 млрд. рублей. В том числе поступление налога на прибыль от предприятий, вошедших в КГН, снизилось на 4,6 млрд. рублей (- 41,6 %).
Кроме того, причиной сокращения поступлений по налогу на прибыль является снижение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также возвраты и уменьшения по налогу на прибыль за предшествующие налоговые периоды, поданные налогоплательщиками в 2013 году в сумме 3,9 млрд. рублей
Расходы государственного бюджета за 2013 год составили 130 862,8 млн. рублей, или 95,1 % от уточненной сводной бюджетной росписи. Половина государственного бюджета направлена на финансирование и поддержку социально-культурной сферы — 74 472,2 млн. рублей.
Исполнение бюджета республики в 2013 году прогнозируется с дефицитом в сумме 4 654,3 млн. рублей (1,4 % ВРП и 14,5 % к собственным доходам), в 2012 году — 1 230,8 млн. рублей (0,3 % ВРП и 2,6 % к собственным доходам).
Источниками финансирования дефицита бюджета 2013 года будут выступать:
- разница между суммой привлечения (7 078,0 млн. рублей) и погашения кредитов кредитных организаций (1 000,0 млн. рублей) и погашения кредитов, полученных из федерального бюджета (587,9 млн. рублей), которая составит 5 490,1 млн. рублей;
- изменение остатков средств на счетах на сумму 512,5 млн. рублей;
- иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета на сумму 651,7 млн. рублей.
Целью долговой политики Республики Саха (Якутия) является обеспечение сбалансированности государственного бюджета, безусловное исполнение принятых долговых обязательств, а также проведение консервативной политики в области государственных заимствований.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп.)
2. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ/ М. В. Романовский и др.; под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской, М.: Юрайт-М, 2010.
3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2012–2014 гг».
4. Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2009 г. № 1123-р.
5. Годин А. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 4-е изд., исправ. И доп. — М.: Дашков и К, 2010
6. Бюджетная система России. / Под ред. Г. Б. Поляка, 2009.
7. Бюджетная система РФ: учебник для ВУЗов/ под ред. М. В. Романовского, М.: Юнити, 2010.
8. Ваксова, Е. В. Программа повышения эффективности бюджетных расходов/ Е. Е. Ваксова, В. В. Михеев // Журнал Бюджет. — 2010. — № 9.
9. Волков, В. В. Система правового регулирования статуса государственных и муниципальных учреждений // Муниципальная власть. — 2011. — № 2.