Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутии) и Республики Татарстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 12.06.2015

Статья просмотрена: 918 раз

Библиографическое описание:

Винокурова, Н. П. Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутии) и Республики Татарстан / Н. П. Винокурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 397-400. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20220/ (дата обращения: 19.12.2024).

Россия — страна со сложной экономической и политической судьбой. Периодически экономика нашей страны, а вместе с ней, и ее бюджетная политика оказываются в критических ситуациях. В связи с чем, исследование бюджетной системы Российской Федерации представляет сегодня для нас определенный интерес.

Консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами — согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации [1]. Это имеет значение для прогнозирования социально-экономического развития страны в целом и ее территориальных подразделений, а также для формирования взаимоотношений с выше — и нижестоящими органами власти (межбюджетных отношений).

Консолидированный бюджет субъекта РФ не утверждается законодательным органом данного субъекта РФ. Он представляет собой статистический свод бюджетных показателей, отражающих обобщенные данные по расходам и доходам, источникам поступления финансовых средств и направлениям их использования на территории конкретного субъекта РФ [2].

Главной проблемой консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации является нехватка собственных денежных средств. У большинства субъектов Российской Федерации наибольшую долю доходов занимают безвозмездные перечисления.

Для сравнительного анализа были взяты данные о бюджетах двух субъектов РФ: Республики Саха (Якутии) и Республика Татарстан, за 2013 год.

Консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) за 2013 год исполнен по доходам в сумме 135 533 млн. рублей, или 103 % к уточненному плану (с ростом к 2012 году на 10 %), и по расходам — в сумме 164 088 млн. рублей. Дефицит составил 10 243 млн. рублей. Консолидированный бюджет Республики Татарстан за 2013 год — 208 335 млн. рублей, или 103 % к уточненному плану (со снижением к 2012 году на 1 %).

Рис. 1.

 

Рис. 2.

Примечание: Диаграммы составлены самостоятельно на основе данных из информационно-аналитического раздела официального сайта Министерства финансов РФ.

 

Дефицит составил 1 219 млн. рублей. Поступления налоговых и неналоговых доходов за 2013 год в РС (Я) составили 71 338,73 млн. рублей со снижением на 0,3 % к уровню 2012 года, а в Республике Татарстан составили 168 319 млн. рублей с ростом на 3 % к уровню 2012 года (в среднем по Российской Федерации рост на 10 %).

За 2013 год бюджету Республики Саха (Якутия) перечислены средства федерального бюджета в сумме 60 325,43 млн. рублей с ростом к уровню 2012 года на 20 %. В Республику Татарстан были перечислены в размере 36 384 млн. рублей со снижением к уровню прошлого года на 23 %.

Удельный вес безвозмездных поступлений (без учета субвенций) в общем объеме доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) (без учета субвенций) в 2013 году составил 39 %. В Республике Татарстан — 14 %.

За 2013 год бюджету Республики Саха (Якутия) перечислены дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в сумме 51 358 млн. рублей и дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 3 726 млн. рублей, в Республику Татарстан — 3 711 млн. рублей [6].

В 2013 году завершилась реализация «Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011–2013годы». Коллегия отметила, что по предварительным итогам завершения 3 лет реализации задачи «Программы повышения эффективности бюджетных расходов» были в основном решены, что обеспечило преемственность развития системы управления региональными финансами и создало качественно новую базу для разработки новой программы в данной сфере. Одной из ключевых задач повышения эффективности бюджетных доходов и расходов является открытость и прозрачность бюджета. В целях реализации данного принципа создан Единый портал бюджетной системы Республики Саха (Якутия) [7].

Несмотря на снижение темпов роста в текущем году, Республика Татарстан обеспечивает стабильное поступление доходов, сообщил Радик Гайзатуллин. Начиная с 2012 года, объем отчислений Республики Татарстан налоговых и неналоговых доходов с территории республики в федеральный бюджет увеличивается, и рост за этот период составил 172 %. Ежегодно Республика Татарстан занимает лидирующие позиции среди регионов ПФО.

По словам Радика Гайзатуллина, в 2013 году происходило дальнейшее усиление социальной направленности бюджета всех уровней. В целом исполнение бюджетов всех уровней, характеризуется положительной динамикой.

В Республике Татарстан имеется стойкая положительная динамика доходов бюджета региона, однако существует ряд проблем, решение которых требует разработки конкретных мероприятий и последовательности их выполнения. Одной из таких проблем является значительное расхождение между объемами запланированных доходов и суммами фактически собранных поступлений. Немаловажной проблемой исполнения доходов бюджета Республики Татарстан является ритмичность бюджетных поступлений [8].

Доходы субъектов РФ формируются за счет собственных средств и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в их собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие налоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

Следует отметить важность консолидированного бюджета для бюджетного планирования и прогнозирования. Он разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответственного уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей федерального, региональных и местных бюджетов. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов.

 

Литература:

 

1.         «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция)

2.         Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2011–2013 годах»

3.         Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А. C. Нешитой.- Дашков и К, 2012. — 334 с.

4.         Кузнецова О. С. Формирование налоговых доходов местных бюджетов: направления модернизации / О. С. Кузнецова // Финансы и кредит № 481.2012.-С. 49–54

5.         Марченко Г. Н. Проблемы сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в условиях финансово-экономического кризиса/ Марченко Г. Н. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. — 2013. — № 01.- С. 36–38.

6.         Консолидированный бюджет РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin21.htm

7.         Официальный информационный портал РС (Я) [Электронный ресурс]: http:// www.sakha.gov.ru/.

8.         Официальный сайт Президента Республики Татарстан [Электронный ресурс]: http://www.president.tatarstan.ru/.

Основные термины (генерируются автоматически): Татарстан, Российская Федерация, Якутия, доход, рубль, субъект РФ, Республика, бюджетная система, государственная власть субъектов РФ, федеральный бюджет.


Похожие статьи

Бюджетные и налоговые показатели Республики Саха (Якутия) и их структура за ряд лет

Сравнительный статистический анализ доходов и расходов потребителей по субъектам Российской Федерации

Анализ дифференциации населения по уровню доходов (на примере Республики Саха (Якутия)

Сравнение показателей дифференциации доходов субъектов Дальневосточного Федерального округа

Механизмы оптимизации расходной части бюджета Республики Саха (Якутия)

Сравнительный анализ социально-экономического развития субъектов Дальневосточного федерального округа

Анализ и оценка динамики доходов населения в Республике Саха (Якутия)

Анализ структуры промышленности Пермского края на основе данных статистической отчетности

Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости организаций Республики Коми

Бюджетный дефицит Республики Саха (Якутии) и его влияние на экономику

Похожие статьи

Бюджетные и налоговые показатели Республики Саха (Якутия) и их структура за ряд лет

Сравнительный статистический анализ доходов и расходов потребителей по субъектам Российской Федерации

Анализ дифференциации населения по уровню доходов (на примере Республики Саха (Якутия)

Сравнение показателей дифференциации доходов субъектов Дальневосточного Федерального округа

Механизмы оптимизации расходной части бюджета Республики Саха (Якутия)

Сравнительный анализ социально-экономического развития субъектов Дальневосточного федерального округа

Анализ и оценка динамики доходов населения в Республике Саха (Якутия)

Анализ структуры промышленности Пермского края на основе данных статистической отчетности

Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости организаций Республики Коми

Бюджетный дефицит Республики Саха (Якутии) и его влияние на экономику

Задать вопрос