Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия)

Экономика и управление
27.03.2017
1514
Поделиться
Библиографическое описание
Чучайцева, А. Л. Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) / А. Л. Чучайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 380-381. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41091/.


В данной статье проводится анализ налога на доходы физических лиц в формировании дохода бюджета РФ и государственного бюджета РС(Я). Рассмотрены динамики поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, консолидированный бюджет РФ, государственный бюджет Республики Саха (Якутия)

Keywords: tax on personal income, the consolidated budget of Russia, the state budget of the Republic of Sakha (Yakutia)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. [2]

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль.

Важнейшим определяющим моментом налога на доходы физических лиц является то, что объектом обложения по данному налогу служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

НДФЛ самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налога на доходы физических лиц — по нормативу 85 процентов.

В бюджеты городских поселений зачисляется налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 процентов. [1]

Таким образом, налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогом, полностью поступает в местные и региональные бюджеты.

По итогам 2016 года в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило доходов 164,33 млрд. рублей (-2,01 % к 2015 году), из них налоговые доходы — 102,86 млрд. рублей (-4,63 %), неналоговые — 10,47 млрд. рублей (-17,56 %) и безвозмездные поступления — 50,99 млрд. рублей (-22,66 %). По сравнению с 2015 годом наблюдается снижение поступлений по всем основным видам налогов.

Таблица 1

Динамика поступлений налога на доходы физических лиц вРеспублике Саха (Якутия) за 2014–2016гг.

Годы

НДФЛ, млрд. руб.

Удельный вес вбюджете РС(Я),%

2014

17,29

19

2015

29,31

27

2016

20,6

20

За анализируемый период удельный вес налога на доходы физических лиц в 2015 году показывает больший результат.

Таблица 2

Поступление НДФЛ вконсолидированный бюджет РФ ив государственный бюджет РС(Я) за 2014–2016гг., млрд. руб. [3]

Бюджеты

2014г.

2015г.

2016г.

Абсолютное отклонение (±)

Относительное отклонение (%)

2015 г.к 2014 г.

2016 г.к 2015 г.

2015 г.к 2014 г.

2016 г.к 2015 г.

Поступление НДФЛ

Консолидированный бюджет РФ

2702,6

2807,8

2592,1

+105,2

-215,7

+3,89

-7,68

Государственный бюджет РС(Я)

17,29

29,31

20,6

-12,02

-8,71

+69,52

-29,72

Всегоᅜ налоговыеᅜ доходы

Консолидированный бюджетᅜ РФ

19450,6

21153,3

20633

+1702,7

-520,3

+8,75

-2,46

Государственный бюджет РС(Я)

90,47

107,85

102,86

+17,38

-5

+19,21

-4,63

Доля НДФЛ в налоговых доходах, %

Консолидированный бюджет РФ

13,89

13,27

12,56

-0,62

-0,71

-4,46

-5,35

Государственный бюджет РС(Я)

19,11

27,18

20,03

+8,07

-7,15

+42,23

-26,31

Из таблицы 2 видно, что в 2015 г., по сравнению с 2014 г., поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ выросло на 3,89 %, в государственный бюджет РС(Я) — на 69,52 %, а в 2016 г. снизилось на 7,68 в консолидированный бюджет РФ и на 29,72 % в бюджет РС(Я). Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ от налогов в 2015 г. составила в консолидированном бюджете 13,27 %, что на 0,62 % меньше, чем в 2014 г, а в 2016 г. — 12,56 %, что на 0,71 % меньше, чем в 2015 г. Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в бюджет РС(Я) в 2015 г. составила 27,18 %, что на 8,07 % больше, чем в 2014 г., а в 2016 г. — 20,03 %, что на 7,15 % меньше чем в 2015 г. Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет РС(Я) увеличилось в 2015 г. по сравнению с 2014 г., а также в 2016 г. Наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации в 2015 г.

Таким образом, на сегодняшний день, НДФЛ в большей степени выполняет фискальную функцию. Однако, надеемся, что через определенное время прогрессивное налогообложение все-таки будет введено. Во-первых, об этом свидетельствует социально-экономическая направленность политики России. Во-вторых, признание эффективности прогрессивного обложение НДФЛ в большинстве экономически развитых стран. В-третьих, Правительство будет вынуждено ввести прогрессивную ставку подоходного налога физических лиц в связи со стремительным увеличением разницы между доходами бедных и богатых слоев населения. И если не предпринимать действенных мер, то через некоторое время это приведет к дестабилизации общественно-политической ситуации в стране.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
  2. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Майбуров И. А. — М.: 2011. — 558 с.
  3. Официальный сайт — Единый портал бюджетной системы Российской Федерации — http://budget.gov.ru/.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
налог на доходы физических лиц
консолидированный бюджет РФ
государственный бюджет Республики Саха (Якутия)
Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 380-381):
Часть 4 (cтр. 295-393)
Расположение в файле:
стр. 295стр. 380-381стр. 393

Молодой учёный