Механизмы оптимизации расходной части бюджета Республики Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 05.01.2016

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Протопопов, А. В. Механизмы оптимизации расходной части бюджета Республики Саха (Якутия) / А. В. Протопопов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 466-469. — URL: https://moluch.ru/archive/105/25000/ (дата обращения: 14.11.2024).



 

Оптимизация расходов государственного бюджета РС(Я) представляет собой комплексный процесс объективного и обоснованного воздействия на параметры бюджета с целью обеспечения роста финансового потенциала республики — основы социально-экономического развития субъекта федерации.

Современные расходы на государственное управление возникли из сумм, которые были предусмотрены для личного вознаграждения за государственную службу. Позже появились регулярные выплаты профессиональным чиновникам.

Неконтролируемые увеличение расходов на содержание чиновничьего аппарата за последние десятилетия привели к колоссальному росту их численности и увеличению бюджетных расходов на указанные цели. Но как показывает практика, увеличение численности административно-управленческого персонала приводит не только к росту административных расходов, но и препятствует принятию своевременных решений и внедрению инновационных технологий.

В целях сокращения расходов на государственное управление приняты различные решения на федеральном и республиканском уровнях власти по оптимизации функций государственного управления и повышению эффективности их обеспечения. Проводится административная реформа, направленная на сокращение государственных расходов и улучшение качества государственного управления.

Проводимые в рамках реформы мероприятия призваны обеспечить эффективное государственное управление, прежде всего, с учетом совершенствования планирования мероприятий, а также обоснованности и прозрачности произведенных расходов.

В рамках проведения указанной реформы необходимо проводить работу по существенному сокращению доли неэффективных расходов. Этого можно достичь, в том числе, за счет более обоснованного планирования и распределения средств на оказание государственных услуг (работ), более рационального и экономного использования бюджетных средств учреждениями, передачи оказания части государственных услуг в рыночный сектор (при перепрофилировании или ликвидации соответствующих учреждений).

Основными механизмами по оптимизации являются:

­                   Сокращение численности государственных служащих, путем сравнения федерального уровня и другого региона;

­                   Ликвидация легковых машин, оказывающих услуги, которые не направлены на реализацию функций органов государственной власти.

Для того, чтобы оптимизировать расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» рассмотрим численность государственных органов и органов местного самоуправления для сокращения затрат на обеспечение государственных служащих.

 

Таблица 1

Численность государственных органов и органов местного самоуправления за 2014 г.

Показатели

Финансируемый за счет Фед. бюджета

Финансируемый за счет конс. бюджета РС(Я)

Финансируемый за счет конс. бюджета Приморского края

Отклонение (стр.2-стр.3)

Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления на 10 тыс. чел. постоянного насления

153,6

205,3

179,8

25,5

Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления

2 211 899

19 643

34 766

-15 123

 

По официальным данным Федеральной службы государственной статистики (Далее — Росстат) численность работников государственных органов и органов местного самоуправления в целом по Российской Федерации за 2014 год составляет 2 211 899 человек, в том числе по Республике Саха (Якутия) — 19 643 человек, в Приморском крае — 34 766. Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления на 10 тыс. человек постоянного населения по Российской Федерации составляет 153,6 человек, по Республике Саха (Якутия) — 205,3 человека, в Приморском крае — 179,8. Таким образом, по республике отмечается превышение численности работников государственных органов и органов местного самоуправления, чем в целом по России и в Приморском крае. Если произвести пересчет численности работников данной категории на уровень численности Приморского края, то в республике необходимо сократить данный показатель на 12,4 % или на 25,5 человек на 10 тыс. человек постоянного населения Республики Саха (Якутия).

 

Таблица 2

Исполнение консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) по разделу Общегосударственные вопросы за 2014 г.

Наименование

Консолидированный бюджет РС(Я)

Государственный бюджет РС(Я)

Уд. доля гос. бюджета, %

Общегосударственные вопросы

15 341

6 470

42,2

в том числе:

 

 

 

Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования

836

193

23,1

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований

459

365

79,5

Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций

4 206

360

8,6

Судебная система

408

408

100

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов финансового (финансово-бюджетного) вздора

1 126

544

48,3

Обеспечение проведения выборов и референдумов

388

368

94,8

Международные отношения и международное сотрудничество

700

700

100

Фундаментальные исследования

116

116

100

Резервные фонды

0

0

-

Другие общегосударственные вопросы

7 802

4 117

52,8

 

Расходы консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2014 год по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» составили 15 341 млн. рублей, из них расходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) — 6 470 млн. рублей, или 42 %. Если принять 42 % от общей численности работников государственных органов и органов местного самоуправления по Республики Саха (Якутия), то численность работников государственных органов, финансируемых из государственного бюджета, составит 8 284 человека. Расходы государственного бюджета на одного работника государственного органа составят 781 тыс. рублей.

В целях приведения численности работников государственных органов к федеральному уровню численности, то необходимо будет сократить на 12,4 %, или на 1 027 человек. При этом, расходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» сократятся на 802 млн. рублей.

В целях сокращения расходов на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, находящегося на балансе Государственного бюджетного учреждения Управления делами Администрации Главы и Правительства Республики Саха (Якутия) предлагается проект эффективности использования служебных легковых автомобилей.

Проект предусматривает сокращение количества закрепленных служебных автомобилей и расширение практики применения «системы по вызову» автотранспортного обслуживания работников органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия). Количество органов исполнительной власти Республики Саха (Якутии) составляет 50 министерств и ведомств.

Предлагается сократить число легковых автомобилей, фактически оказывающих транспортные услуги ведомствам, на одну единицу (для учреждений, содержащих более одного автомобиля).

Рассмотрим структуру затрат на содержание 40 служебных легковых автомобилей, подлежащие к сокращению (в расчете на год). (таб. 3)

 

Таблица 3

Структура затрат на содержание 40 служебных легковых автомобилей, подлежащие к сокращению (в расчете на год)

Количество единиц

Зарплата с начислением (тыс. руб.)

Проезд в отпуск

(тыс. руб.)

Горюче-смазочные материалы

(тыс. руб.)

Расходы на ЖКУ

(тыс. руб.)

Прочие

(тыс. руб.)

Всего

(тыс. руб.)

1 единица (автомобиль)

661,2

30,2

217,4

34,5

45

988.3

40 единиц (автомобиль)

26 448

1 208

8 696

1 380

1 800

39 532

 

На основании расчета (таб. 3) экономия бюджетных средств, в связи с сокращением 40 служебных автомобилей, может составить 39 532 тыс. руб. в год. Сокращение количества автомобилей влечет за собой сокращение их водителей. Затраты на мероприятия по сокращению численности представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Затраты на мероприятия по сокращению численности

Количество единиц

Среднемесячная зарплата, уведомление работника за 2 месяца, (тыс. руб.)

Расходы на компенсации за неиспользуемый отпуск

(тыс. руб.)

Средний заработок, сохраняемый на период трудоустройства

Всего

(тыс. руб.)

1 единица

(автомобиль)

110,2

62,6

165,3

338,1

40 единиц

(автомобиль)

4 408

2 504

6 612

13 524

 

При расчете экономического эффекта следует учесть не только сокращение затрат на содержание 40 служебных легковых автомобилей и по сокращению численности, но и выручку от реализации 40 легковых автомобилей, которая составит 32 000 тыс. руб. (из расчета 800 тыс. руб. за одну машину).

На основании вышеизложенного общий экономический эффект проекта составит 58 008 тыс. руб.

Кроме того, предлагается рассмотреть в дальнейшем отказ от служебных машин на летний период. Речь идет примерно о полутора месяцах — часть июля и весь август. За счет этого можно сократить расходы на 5 %.

 

Таблица 5

Характеристика бюджета до и после изменения расходов за 2014 г.

Показатели

До изменения, млн. руб.

После изменения, млн. руб.

Отклонение, %

Доходы ВСЕГО:

155 216

155 216

-

Расходы ВСЕГО:

158 853

157 993

0,5

в том числе

Общегосударственные вопросы

6 471

5 611

13,3

ДЕФИЦИТ/ПРОФИЦИТ

-3 637

-2 777

23,6

 

Подводя итог можно констатировать уменьшения затрат раздела «Общегосударственные вопросы» на 860 млн. рублей. Из этого следует, что расходы бюджета Республики Саха (Якутия) составят 157 993 млн. рублей и уменьшения дефицита на 860 млн. рублей, или на 23,6 %.

Таким образом, принятые меры оптимизации расходов приведут к сбалансированности бюджета, эффективности расходов раздела «Общегосударственные вопросы» и сохранению объема государственного долга на безопасном уровне.

 

Литература:

 

  1.                Белоножко М. Л., Государственные и муниципальные финансы: учебник — СПб: ИЦ «Интермедия», 2014. — 208 с.
  2.                Григорьев П. В., Управление и контроль за расходами в системе федерального бюджета. — М.: Лаборатория Книги, 2012–141 с.
  3.                http://www.sakha.gov.ru/minfin — Официальный сайт Министерства финансов РС(Я)!
Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, местное самоуправление, орган, автомобиль, Приморский край, расход, численность работников, государственное управление, государственный бюджет, сокращение численности.


Похожие статьи

Бюджетный дефицит Республики Саха (Якутии) и его влияние на экономику

Направления повышения эффективности и результативности бюджетных расходов

Бюджетные и налоговые показатели Республики Саха (Якутия) и их структура за ряд лет

Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости организаций Республики Коми

Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутии) и Республики Татарстан

Этапы внедрения внутреннего финансового контроля с учетом специфики бюджетных учреждений

Механизм формирования региональной инвестиционной политики в Республике Татарстан и рекомендации по ее совершенствованию

Анализ основных причин образования налоговой задолженности по СФО на современном этапе

Тенденции развития законотворческой инициативы в Республике Башкортостан

Проблемы управления средним профессиональным образованием в Республике Бурятия и пути их решения

Похожие статьи

Бюджетный дефицит Республики Саха (Якутии) и его влияние на экономику

Направления повышения эффективности и результативности бюджетных расходов

Бюджетные и налоговые показатели Республики Саха (Якутия) и их структура за ряд лет

Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости организаций Республики Коми

Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутии) и Республики Татарстан

Этапы внедрения внутреннего финансового контроля с учетом специфики бюджетных учреждений

Механизм формирования региональной инвестиционной политики в Республике Татарстан и рекомендации по ее совершенствованию

Анализ основных причин образования налоговой задолженности по СФО на современном этапе

Тенденции развития законотворческой инициативы в Республике Башкортостан

Проблемы управления средним профессиональным образованием в Республике Бурятия и пути их решения

Задать вопрос