Автомобильные дороги Республики Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 29.12.2016

Статья просмотрена: 1461 раз

Библиографическое описание:

Григорьев, С. И. Автомобильные дороги Республики Саха (Якутия) / С. И. Григорьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37534/ (дата обращения: 16.11.2024).



Основная проблема — отсутствие сформированной опорной сети автомобильных дорог круглогодичного действия, вследствие которого не имеется постоянного выхода на единую дорожную сеть страны.

Основная цель — провести анализ развития сети автомобильных дорог в Республике Саха (Якутия).

Задачи для достижения цели:

1) Краткая характеристика административно-территориального деления РС(Я);

2) Анализ дорожной сети Республики Саха (Якутия);

3) Анализ инвестиций на дорожную отрасль в РС(Я) по годам;

Актуальность: развитие и расширение сети автомобильных дорог РС(Я).

Объект исследования: дорожная сеть Республики Саха (Якутия).

Предмет исследования: оптимизация управления развитием сети автомобильных дорог РС(Я).

1) Краткая характеристика административно-территориального деления Республики Саха (Якутия).

Современное административно-территориальное деление Якутии установлено законом Республики Саха (Якутия) от 6 июля 1995 года З № 77−I «Об административно-территориальном делении Республики Саха (Якутия)».

На 1 января 2014 года в Якутии насчитывалось 445 муниципальных образований:

− 2 городских округа;

− 34 муниципальных района;

− 48 городских поселений;

− 361 сельское поселение [6].

2) Анализ дорожной сети Республики Саха (Якутия).

Сеть автомобильных дорог на территории республики имеет протяжённость свыше 42 тыс. км, из которых более половины представлены временными (сезонными) дорогами — автозимниками. Она включает 36 тыс. км (85 %) дорог общего пользования, из них с твёрдым покрытием — 12 тыс. км (33 %). Для республики, в её масштабах, характерно слабое развитие дорожной сети, территориальная изолированность отдельных дорог, а также значительное развитие ведомственной дорожной сети, которая фактически выполняет функции автодорог общего пользования. Транспортной связью по автодорогам с твёрдым покрытием обеспечены только 18 улусов (районов) из 34. Результаты исследования консалтинговой компании «Геограком» подтверждают, что транспортная дискриминация в республике достигает 100 % [1], что находится на одном уровне со странами Африки, где практически все население живет за гранью бедности. Отсутствие необходимой сети дорог с твердым покрытием является главным сдерживающим фактором в экономическом и социальном развитии республики. Одной из главных причин низкого социального уровня является транспортная изолированность, а не разница в доходах как считалось раньше [2, 4].

Анализ протяженности автомобильных дорог в РС(Я) по годам:

Рис. 1. Протяженность автомобильных дорог в РС(Я) по годам [5]

Рис. 2. Протяженность по видам автомобильных дорог в РС(Я) по годам [5]

Сеть автомобильных дорог региона весьма неоднородна по техническим параметрам и по плотности. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием по Республике Саха (Якутия) в 2014 г. составляла 3,7 км на 1000 кв. км, тогда как по Российской Федерации этот показатель равен 60 км на 1000 км2 территории. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования на 2014 г. составляла 42,404 тыс. км, что при протяженности общероссийской сети автомобильных дорог общего пользования (1450 тыс. км) составляет всего 2,92 %. Этого явно недостаточно для Республики — обширного региона, площадь которого составляет 3,084 млн кв. км, или 18 % (17,1 млн кв. км) всей территории России.

3) Анализ инвестиций на дорожную отрасль в РС(Я) по годам.

Рис. 3. Структура федеральных и региональных дорог [7]: красный индикатор — федеральные дороги; синий индикатор — региональные дороги

С учетом инфляции (в 2015 году составляет 12 %) структура потребностей инвестиций в инфраструктуру на 2015–2020 года составит:

Рис. 4. Структура потребностей инвестиций в инфраструктуру на 2015–2020 года

Заключение.

Низкий уровень развития и содержания дорожной сети региона приводит к снижению средней скорости движения, возникновению заторов на автомобильных дорогах, снижению транспортной доступности некоторых населенных пунктов, увеличению себестоимости перевозок, перерасходу горюче-смазочных материалов.

Недостаток финансовых ресурсов предложено восполнять как за счет бюджетных средств, так и за счет взимания платы за проезд через пункты пропуска через границу Российской Федерации и введение сбора платы за проезд большегрузных транспортных средств по автомобильным дорогам.

Развитие автодорог станет опорной точкой для экономического прорыва республики, а с ее строительством начнется реализация крупных инвестиционных проектов, прежде всего угольных. Автозимники, как правило, функционируют с декабря по март или апрель (зависит от погодных условий). Кроме того, развитие автодорог может иметь не только федеральный, но, а также и международный оттенок за счет экономического сотрудничества и торговли с другими регионами и странами.

Литература:

  1. Бугроменко В. Н. Транспортная дискриминация населения: пути решения проблемы // Промышленная политика в Российской Федерации. — 2003. — № 1. — С. 8–22.
  2. Данканич С. А. Неравенство доходов населения: виды и последствия // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 3 (39). — С. 34.
  3. Стручков А. А. // Тезисы докладов XII Международной выставки — форума Дороги России XXI века. — Якутск, 2012. — С. 18.
  4. Хисамутдинов И. А. Основы экономики и теории рынка: учеб. пособие. — Уфа: УГНТУ, 2010. — С. 563–567.
  5. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]: сайт, Режим доступа: www.gks.ru/free_doc/new_site/business/trans-sv/t2–2.xls
  6. Википедия [Электронный ресурс]: сайт, Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
  7. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012–2016 годы».
Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, дорога, общее пользование, твердое покрытие, дорожная сеть Республики Саха, Республика Саха, административно-территориальное деление Республики Саха, дорожная отрасль, Краткая характеристика, Российская Федерация.


Задать вопрос