Бюджетный дефицит является одной из наиболее серьезных проблем финансовой системы. Существует множество причин бюджетного дефицита, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, увеличение затрат на оборону, массовый выпуск ничем не подкрепленных денег, рост теневого сектора экономики. Одной из наиболее актуальных задач экономической политики страны и ее регионов является сокращение бюджетных дефицитов. Анализ показателей бюджетного дефицита служит основным фактором, характеризующим финансовое положение регионов России на современном этапе развития и является необходимым условием для проведения грамотной экономической политики в регионах РФ.
Таблица 1
Динамика бюджетного дефицита в РС(Я) (млн. руб)
Год |
Расходы |
Доходы |
Дефицит/профицит |
2009 |
90679 |
92687 |
2009 |
2010 |
101223 |
104485 |
3762 |
2011 |
121584 |
126138 |
4554 |
2012 |
143783 |
140187 |
-3596 |
2013 |
131429 |
124878 |
-6550 |
2014 |
143962 |
133586 |
-10375 |
Рис. 1.
Увеличение расходов бюджета связано с крупными государственными вложениями в развитие экономики и не является отражением кризисных проявлений экономических процессов. (см. таблицу 2)
Таблица 2
Сравнительный анализ расходов гос. бюджета 2011 и 2012 гг.
2011 |
2012 |
|
Расходы (млн.руб) |
121584,4 |
143783,0 |
в том числе на: |
||
общегосударственные вопросы |
9485,0 |
11916,3 |
из них на обслуживание государственного и муниципального долга |
724,1 |
783,5 |
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
4705,4 |
3192,9 |
защита населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона |
536,7 |
1104,2 |
обеспечение противопожарной безопасности |
1431,9 |
1752,9 |
национальная экономика |
17604,0 |
21994,8 |
из нее на: |
||
сельское хозяйство и рыболовство |
6832,3 |
8295,1 |
лесное хозяйство |
1013,0 |
962,6 |
транспорт |
1019,1 |
2529,0 |
связь и информатика |
380,2 |
707,2 |
другие вопросы в области национальной экономики |
1819,9 |
1498,0 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
16448,1 |
19353,4 |
охрана окружающей среды |
653,2 |
752,5 |
социально-культурные мероприятия |
71906,1 |
85690,5 |
образование |
32878,1 |
40347,0 |
культура, кинематография и средства массовой информации |
5221,6 |
6336,8 |
здравоохранение, физическая культура и спорт |
18528,7 |
21553,5 |
социальная политика |
15277,7 |
17453,2 |
Исходя из таблицы, можно сделать вывод о том, что объем расходов государственного бюджета в 2012 году значительно превышает объем расходов 2011 года. Отчисления на обслуживание транспорта увеличились вдвое, также увеличились расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, Больше средств было выделено на реализацию программ по увеличению общего коэффициента рождаемости и программ по снижению общего коэффициента смертности. В связи с чрезвычайными ситуациями в лесных массивах в 2011 году, в 2012 усилено обеспечение противопожарной безопасности. В области здравоохранения утверждена программа государственного регулирования цен на лекарственные препараты ГУП «Сахамедпром» Республики Саха (Якутия). Целью данной программы было снижение цен на лекарственные препараты путем бюджетного субсидирования производства. Для увеличения доли сельского хозяйства в ВРП Республики Саха (Якутия) реализовано государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012–2016 годы». В рамках данной программы были сделаны отчисления из бюджета на поддержку малых форм хозяйствования и повышение качества жизни сельского населения.
Бюджетные ассигнования бюджета республики были направлены также на развитие креативной экономики, путем государственной поддержки издания кинопродукции, а также издания ГУП НКИ «Бичик» социально значимой, научно-популярной, образовательной, детской литературы. Были выделены средства на реализацию мероприятий, направленных на поддержку предпринимательства, туризма и занятости населения. Республикой была оказана финансовая поддержка творческих проектов по созданию, сохранению и распространению ее культурных ценностей. Правительством РС(Я), в сфере образования, выделены деньги на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования негосударственными общеобразовательными учреждениями. Часть бюджета пошла на реализацию мероприятий, направленных на решение социальных задач инвалидов и ветеранов, обеспечение безопасности незащищенных слоев населения. В план государственного бюджета также вошли затраты на подготовку к V Международным спортивным играм «Дети Азии».
Смена бюджетного профицита бюджетным дефицитом в 2012 году привела к росту государственного долга РС(Я). Наибольшую долю долга составили ценные бумаги и государственные гарантии- 13 728 707 тыс. рублей. Задолженность вышестоящему бюджету составила 1 136 539 тыс. рублей.
Таблица 3
Информация о состоянии государственного долга Республики Саха (Якутия) на 1 января 2013 года
Вид обязательства |
Остаток на 1 января 2013 года |
Ценные бумаги |
8 200 000 |
Кредиты |
|
Государственные гарантии |
5 528 707 |
Прочие долговые обязательства |
|
ВСЕГО |
13 728 707 |
Задолженность вышестоящему бюджету, в том числе: |
|
Бюджетный кредит для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) |
262 389 |
Бюджетный кредит для частичного покрытия дефицита бюджета |
600 000 |
Бюджетный кредит на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений РС(Я) |
274 150 |
ВСЕГО |
1 136 539 |
ИТОГО |
14 865 246 |
Такой бюджетный дефицит и вызванный им государственный долг скорее становятся следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в экономике РС(Я), а также и в социальной сфере. Исходя из всего вышенаписанного, можно сделать вывод о том, что в Республике Саха (Якутия) ведется грамотная бюджетная политика в отношении регулирования дефицита бюджета. Политика финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком и совершенствование механизма управления внутренним долгом.