Опыт психотерапии по устранению аффективных расстройств в реабилитации больных после холецистэктомии в условиях санатория | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 30.05.2015

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Куташов, В. А. Опыт психотерапии по устранению аффективных расстройств в реабилитации больных после холецистэктомии в условиях санатория / В. А. Куташов, П. М. Чибисов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 671-673. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19290/ (дата обращения: 15.11.2024).

В данной статье представлен комплекс психотерапевтических мероприятий, направленных на выявление аффективных расстройств. Особое внимание уделено опыту применения краткосрочных и эффективных методик по устранению фантомных болей у больных после холецистэктомии на начальном этапе их пребывания в санатории. Также представлена используемая автором на протяжении многих лет техника гипнотерапии в сочетании с гипнопедией, сугестопедией и методом холодинамики, позволяющая достичь устойчивого терапевтического эффекта и обучить пациентов навыкам саморегуляции для активного участия в процессе реабилитации.

Ключевые слова:аффективные расстройства, реабилитация, саморегуляция, гипнотерапия, гипнопедия, сугестопедия, холодинамика.

 

Актуальность.В современной медицинской практике отмечается тенденция к росту оперативных вмешательств при лечении желчнокаменной болезни [1, 2, 3,5,7, 9]. В связи с тем, что протекание данного заболевания носит изнурительный характер и приводит к возникновению множества аффективных расстройств астенического генеза (в виде раздражительности, тревожной мнительности, нарушений ночного сна и других, которые уже имели место до операции и усугубились после нее, а также появления фантомных болей) проблема изучения и применения успешного опыта по устранению аффективных расстройств у больных после холецистэктомии приобретает особую актуальность и практическую значимость для проведения успешных реабилитационных мероприятий [4, 6, 8,10,11, 12,13,14].

На протяжении ряда лет на базе санатория имени А. Д. Цюрупы в отделении долечивания больных после холецистэктомии проводились групповые оздоровительно-обучающие краткосрочные занятия (4–6 занятий при группе 8–16 человек, прошедших предварительное индивидуальное собеседование). Во время собеседования выявлялись аффективные расстройства, их степень выраженности, формировалась установка на активное участие в процессе реабилитации. Также отбирались пациенты с наличием фантомных болей, проводилось тестирование на внушаемость директивными и не директивными приемами, выявлялись наиболее внушаемые для индукции в группе.

На первом занятии опосредовалась необходимость активного участия пациентов в ходе проведения занятий, давались рекомендации по осознанию организма как самоисцеляющей системы, которой требуется определенная поддержка, демонстрировались больные, у которых мягкодирективной сугестией снималось то или иное неприятное ощущение и боль (создавался эффект психотерапевтического рикошета). В другой группе использовались недирективные формы сугестии для избавления от болей. При этом частично, в результате проявления феномена постгипнотического внушения, имел место директивный компонент.

Всем участникам рекомендовалось сесть удобно, положить правую ладонь и на нее левую на область желчного пузыря, создать ожидание возникновения тепла (термобиоподушка). В результате формирования подобного якоря произошло вытеснение болей. На первом этапе занятия используется сугестопедическая технология. Для достижения состояния релаксации (концертной псевдопассивности) применялся музыкальный фон в 60 тактов или действием ударов метронома (60 ударов в минуту). Возникает состояние сознания на границе между альфа и тетта ритмами, в результате этого создаются условия для квантового волнового скачка, который приводит к ситуации самоисцеления.

Одновременно формируется мыслеобраз, например, в виде зрелого одуванчика, с целью закрепления навыка самоисцеления в долговременную память (что дает возможность самостоятельного воспроизведения).

 При переходе ко второму этапу наводится гипнотический транс методом не директивного воздействия парадоксального характера: предлагается удерживать голову, не опуская ее на грудь, при этом оговаривается, что голова может опуститься и тут же вернутся в исходное положение. В результате этого возникают непроизвольные кивки головы вниз с последующим кратковременным пробуждением и дальнейшим погружением в транс. Подобное продолжается многократно.

За короткое время происходит смена частот работы головного мозга: альфа — тетта — дельта — бетта — альфа — тетта — дельта — бетта и т. д. Кивок головы в таком состоянии дает быстрое восстановление сил и снятие болевых ощущений (данная технология используется в экстремальных условиях при отсутствии возможности сна). Такая практика позволяет добиться хороших результатов, а именно более быстрого снятия фантомных болей, что можно объяснить обрыванием болевых сигналов в ультракоротком гипнозе, которые в итоге воспринимаются как нейтральные.

После завершения занятия совершается обход для доработки, опосредования положительных результатов, коррекции поведения, закрепления результатов. В качестве домашнего задания предлагалось перед сном войти в альфа — тетта состояние, наложив ладони на область желчного пузыря (эффект якоря) и сделать вербальный настрой: «Ночной сон целебный» (три раза, применяя метод интонационных качелей). Сублингвально перед сном пациенты принимали глицин в дозе 600 мг.

Наработанный опыт подтверждает полезность использования альфа — тетта состояния и ултракороткого самогипноза для углубления и повышения качества ночного сна и избавления от кошмарных сновидений.

На последнем занятии проводится закрепление достигнутых результатов (в том числе, посредством теста «пальцевой пробы»), даются рекомендации по продолжению применения наработанной техники саморегуляции в домашних условиях.

Результаты исследования: всего участников 180 человек, из них женщин — 168, мужчин — 12., с фантомными болями — 40 человек, из них женщин — 38 и 2 мужчин. Стойкий положительный эффект наблюдался у 144 пациентов из 180. Фантомные боли полностью исчезли у 20 человек, значительно уменьшились у 12 человек, незначительные результаты у 8 человек.

Выводы: Таким образом, практика применения психотерапевтического комплекса в сочетании альфа — тетта состояния с ультракоротким гипнозом, отработанная в условиях санатория, дает более высокие результаты при устранении аффективных расстройств у больных после холецистэктомии, чем раздельное применение указанных методов. Происходит нормализация функций центральной системы, человек входит в комфортную зону жизни. В целом, достижение устойчивых положительных результатов по устранению аффективных расстройств посредством использования техники гипнотерапии в сочетании с гипнопедией, сугестопедией и методом холодинамики создает благоприятные условия для проведения дальнейших реабилитационных мероприятий.

 

Литература:

 

1.                  Буль П. И. Гипноз и внушение в клинике внутренних болезней — Л.: Медгиз, 1958.

2.                  Вельвовский И. З. Психотерапия в санаторно-курортных условиях// Психотерапия в курортологии — Харьков, 1978.

3.                  Вульф В. Холодинамика — М., 1995.

4.                  Есауленко И. Э., Куташов В. А., Куташова Л. А. Преодоление психологического стресса у студентов-медиков первого года обучения. Монография. Воронеж, 2013. 121с.

5.                  Куташов В. А., Я. Е. Львович, Постникова И. В. Оптимизация диагностики и терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях. Монография. Воронеж, 2009. -200 с.

6.                  Куташов В. А., Барабанова Л. В., Куташова Л. А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.

7.                  Куташов В. А., Самсонов А. С., Будневский А. В., Припутневич Д. Н., Щербак Е. А.. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицуины. — 2014. — Т13,№ 4. — С.993–996

8.                  Лозанов Г. Сугестология и сугестопедия: авотреферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук, Харьков, 1976.

9.                  Маслова Н. В. Нооосферное образование — М.:Ин-т холодинамики, 2002.

10.              Райков В. Л. Психические резервы личности в гипнозе. — Тбилиси: Тбил.ун-тет, 1970.

11.              Рожнов В. Е. Руководство по психотерапии. Изд.3-е, Ташкент, 1985.

12.              Чибисов П. М. Опыт биоадекватного тренинга обучения двигательно-пищевому поведению больных сахарным диабетом в условиях санатория// Актуальные вопросы медицинской реабилитации на современном этапе. — Воронеж, Изд-во: Кварта, 2007.

13.              Чибисов П. М. Опыт ноосферного оздоровления детей в условиях санатория// Сб.28-й международной научно-практической конференции по ноосферному развитию.- Ялта, 2010.

14.              Чибисов П. М. Опыт проведения сугестопедического тренинга в обучении официанток этическим навыкам// Психотерапия в курортологии — Харьков, 1978.

Основные термины (генерируются автоматически): боль, ночной сон, активное участие, альфа, процесс реабилитации, расстройство, ультракороткий гипноз.


Ключевые слова

реабилитация, аффективные расстройства, саморегуляция, гипнотерапия, гипнопедия, сугестопедия, холодинамика

Похожие статьи

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов

Арт-терапия, в т. ч. фототерапия — один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов, который не имеет ограничений и противопоказаний, используется в ходе психотерапии или психологического консультирования ...

Модель коррекционной работы по преодолению дисграфии с использованием нейропсихологического подхода у обучающихся младших классов

В статье рассматриваются методы и приемы коррекции дисграфии у обучающихся младших классов с позиции нейропсихологического подхода.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Реализация нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у младших школьников

В статье авторы анализируют эффективность логопедической работы у школьников младших классов с дисграфией при использовании методов нейропсихологической коррекции.

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Взаимодействие психолога и психиатра в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии на примере лечения панического расстройства.

В статье рассматриваются особенности работы психолога и психиатра с паническим расстройством в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии.

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Когнитивно-поведенческая терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков: обзор методов и подходов

В статье изучены основные характеристики и специфика проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков. Освещаются способы и методы коррекции когнитивно-поведенческой терапии.

Похожие статьи

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов

Арт-терапия, в т. ч. фототерапия — один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов, который не имеет ограничений и противопоказаний, используется в ходе психотерапии или психологического консультирования ...

Модель коррекционной работы по преодолению дисграфии с использованием нейропсихологического подхода у обучающихся младших классов

В статье рассматриваются методы и приемы коррекции дисграфии у обучающихся младших классов с позиции нейропсихологического подхода.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Реализация нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у младших школьников

В статье авторы анализируют эффективность логопедической работы у школьников младших классов с дисграфией при использовании методов нейропсихологической коррекции.

Анималотерапия — как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возрастов

Статья посвящена осмыслению значения роли животных в психологическом развитии человека. В статье ставится задача рассмотреть эффект применения анималотерапии, как метода психокоррекционной работы преимущественно с детьми дошкольного и школьного возра...

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Взаимодействие психолога и психиатра в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии на примере лечения панического расстройства.

В статье рассматриваются особенности работы психолога и психиатра с паническим расстройством в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии.

Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении

В статье рассматривается положительное влияние применения психологом в дошкольном учреждении метода наблюдения наряду с методами и техниками арт-терапии. Анализируя возможности применения этих методов в своей работе, будь то диагностика или коррекцио...

Когнитивно-поведенческая терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков: обзор методов и подходов

В статье изучены основные характеристики и специфика проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков. Освещаются способы и методы коррекции когнитивно-поведенческой терапии.

Задать вопрос