Взаимодействие психолога и психиатра в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии на примере лечения панического расстройства. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (527) июль 2024 г.

Дата публикации: 11.07.2024

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Попова, Е. А. Взаимодействие психолога и психиатра в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии на примере лечения панического расстройства. / Е. А. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/527/116528/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются особенности работы психолога и психиатра с паническим расстройством в процессе осуществления когнитивно-поведенческой терапии.

Ключевые слова: паническое расстройство, панические атаки, КПТ ПА, психолог и психиатр, когнитивно-поведенческая терапия, взаимодействие психолога и психиатра.

Паническое расстройство — это форма тревожного расстройства, характеризующаяся внезапным и необоснованным появлением панических атак (ПА). Паническая атака, в свою очередь, характеризуется внезапным чувством интенсивного страха, которое может сопровождаться физиологическими симптомами: учащенное сердцебиение, тошнота, дрожь, потливость, головокружение и т. д. [1]. Главная мысль, заставляющая паниковать при этом, что ситуация будет развиваться без твоего сознательного участия и влияния, и ты не сможешь ее контролировать. Дополнительное беспокойство вызывает мысль о том, что паническая атака может случиться на публике, или, наоборот, там, где невозможно получить помощь (поэтому в присутствии близких симптомы могут не появляться).

Теперь познакомимся с особенностями именно когнитивно-поведенческой модели психотерапии. Специфика КПТ найти автоматические мысли «когниции», травмирующие психику и приводящие к снижению качества жизни, заменить их на конструктивные и жизнеутверждающие. Задача терапевта — определить эти когниции, так как сам человек относится к ним как к «обычным» и «само собой разумеющимся» мыслям, поэтому принимает их за истину. Консультация в когнитивно-поведенческой терапии — это равноправный диалог психолога и клиента, где оба принимают активное участие. Главная концепция КПТ — научить человека самостоятельно и своевременно выявлять и исправлять собственные психологические проблемы. [2].

Перед началом работы над ПА человеку следует пройти медицинское обследование, чтобы исключить соматические проблемы. Далее, когда объективные причины выявлены, но всё-таки требуется помощь психолога и психиатра, преступают к терапии.

Терапию панического расстройства можно разделить на 2 этапа: работа с острым состоянием (устранение симптоматики методами краткосрочной терапии) и работа с глубинными причинами (трансформация личности методами долгосрочной терапии). [6].

На сегодняшний день самым действенным видом лечения ПА является сочетание медикаментозной и когнитивно-поведенческой терапии. Исследования выявили, что сочетание психологической и психиатрической помощи даёт максимальный эффект и минимум рецидивов. В таком случае психолог и психиатр взаимодействуют в рамках комбинированной терапии, чтобы обеспечить клиенту комплексное лечение. [3].

Работа психолога заключается в создании атмосферы принятия и понимания, чтобы расслабить клиента, и далее начать работу над мышлением, поведенческими стратегиями и эмоциями. Он также информирует о том, что панические атаки не угрожают жизни и являются физиологичными. Психолог обучает техникам релаксации и копинг-стратегиям. Вначале клиент опирается на психолога, но постепенно специалист возвращает ему опору на самого себя. Это снижает тревожный фон клиента, подготавливает к работе на глубинном уровне. У человека появляется ресурс для личностных изменений.

Психиатр, в свою очередь, назначает лекарства, например, антидепрессанты или успокоительные для облегчения симптомов панического расстройства и стабилизации нервной системы. Он также проводит регулярные консультации с клиентом для корректировки дозировок лекарств, оценки эффективности лечения и общего самочувствия. При временной поддержке препаратов терапия с психологом становится наиболее эффективна, так как у клиента появляется ресурс для работы. Он начнет лучше переносить проявления расстройства. [4].

Помощь психиатра требуется, если есть признаки депрессии. Такое бывает, если человек долго живет с паническим расстройством. Также при условии, что клиент не справляется со своим состоянием, ПА представляют угрозу его беспрепятственного и полноценного взаимодействия с социумом. Постоянная фоновая тревожность и беспокойство, которые мешают вам выполнять повседневные задачи; избегание ситуаций или мест, которые вызывают панические атаки; проблемы со сном и аппетитом; мысли о смерти, самоубийстве или аутоагрессии — тоже яркие звоночки к тому, чтобы обратиться к врачу. [1].

Таким образом, психолог и психиатр работают сообща, обмениваясь информацией о клиенте и согласовывая свои подходы. Важно, чтобы они имели общее видение проблемы и коммуницировали, чтобы обеспечить оптимальное лечение панического расстройства. Психолог специализируется на психологических аспектах, понимании поведенческих шаблонов и разработке психологических стратегий. Психиатр же лечит преимущественно с помощью медикаментозного воздействия. Кроме того, существуют тесные связи между психическими и физическими заболеваниями. Вместе они объединяют свои знания и навыки, чтобы обеспечить наиболее эффективное лечение, работая как единая команда. [5].

Литература:

  1. Чутко Л. С., Сурушкина С. Ю. Паническое расстройство. Клинические особенности и подходы к лечению // Терапевтический архив. 2014. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/panicheskoe-rasstroystvo-klinicheskie-osobennosti-i-podhody-k-lecheniyu (дата обращения: 02.07.2024).
  2. Ольга Е. Когнитивно-поведенческая терапия и паническая атака [Электронный ресурс] URL: https://www.b17.ru/article/366266/?ysclid=lyacp70266730131599 (дата обращения: 04.07.2024)
  3. Балакина О. Н. Организационные аспекты работы психолога в системе оказания психиатрической помощи // Научное обозрение. Медицинские науки. — 2016. — № 2. — С. 5–11; URL: https://sciencemedicine.ru/ru/article/view?id=845 (дата обращения: 06.07.2024).
  4. Резниченко М. Ю., Солондаев В. К. — Направления совместной работы врача-психиатра и психолога // Ананьевские чтения- 2004: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения- 2004» / Под ред. Л. А. Цветковой, Г. М. Яковлева. — СПб.: Изд. С.-Петербургского университета, 2004. С. 187–188.
  5. Щедринская О. М., Снарская Е. Ю. — Сотрудничество психолога и психиатра в поддержке пациента и его семьи. Барьеры и решения https://www.familyland.ru/library/sciencearticle/sciencearticle_334.html (дата обращения: 06.07.2024)
  6. Паническое расстройство: алгоритм работы в КПТ-подходе + таблицы Петров Александр Александрович https://www.b17.ru/article/294013/ (дата обращения: 05.07.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): паническое расстройство, когнитивно-поведенческая терапия, клиент, психиатр, паническая атака, психолог, работа.


Ключевые слова

панические атаки, когнитивно-поведенческая терапия, паническое расстройство, КПТ ПА, психолог и психиатр, взаимодействие психолога и психиатра

Похожие статьи

Расстройство пищевого поведения у современной молодёжи, стратегии работы методами когнитивно-поведенческой терапии

В статье изучены основные причины развития расстройства пищевого поведения у современной молодёжи, а также техники и методы когнитивно-поведенческой терапии при работе с этой проблемой.

Перспективы в нейропсихологический реабилитации афазии

Статья посвящена речевым нарушениям и методикам их реабилитации. Существуют разные формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных, но для качественного восстановления речевых процессов необходимо их комбинировать. Они должны вкл...

Использование нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений

В статье рассматривается тяжелые нарушения речи. Значимость нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений. Результаты обследования нейропсихологической диагностики.

Особенности применения логотерапии в работе с тревожным клиентом

В статье автор определяет понятие тревожности, раскрывает особенности такого направления в психотерапии как логотерапия, а также приводит пример психотерапевтической работы с тревожным клиентом методами логотерапии.

Регрессионная терапия как метод коррекции тревожных и депрессивных расстройств

В статье автор описывает ключевые особенности регрессионной терапии как эффективного метода коррекции тревожных и депрессивных расстройств.

Когнитивно-поведенческая терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков: обзор методов и подходов

В статье изучены основные характеристики и специфика проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков. Освещаются способы и методы коррекции когнитивно-поведенческой терапии.

Нервная булимия. Этиология. Лечение

В статье описан современный взгляд на этиологию нервной булимии. Новые и перспективные, действенные методы лечения.

Реализация нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у младших школьников

В статье авторы анализируют эффективность логопедической работы у школьников младших классов с дисграфией при использовании методов нейропсихологической коррекции.

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Опыт психотерапии по устранению аффективных расстройств в реабилитации больных после холецистэктомии в условиях санатория

В данной статье представлен комплекс психотерапевтических мероприятий, направленных на выявление аффективных расстройств. Особое внимание уделено опыту применения краткосрочных и эффективных методик по устранению фантомных болей у больных после холец...

Похожие статьи

Расстройство пищевого поведения у современной молодёжи, стратегии работы методами когнитивно-поведенческой терапии

В статье изучены основные причины развития расстройства пищевого поведения у современной молодёжи, а также техники и методы когнитивно-поведенческой терапии при работе с этой проблемой.

Перспективы в нейропсихологический реабилитации афазии

Статья посвящена речевым нарушениям и методикам их реабилитации. Существуют разные формы и методы организации нейропсихологической реабилитации больных, но для качественного восстановления речевых процессов необходимо их комбинировать. Они должны вкл...

Использование нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений

В статье рассматривается тяжелые нарушения речи. Значимость нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений. Результаты обследования нейропсихологической диагностики.

Особенности применения логотерапии в работе с тревожным клиентом

В статье автор определяет понятие тревожности, раскрывает особенности такого направления в психотерапии как логотерапия, а также приводит пример психотерапевтической работы с тревожным клиентом методами логотерапии.

Регрессионная терапия как метод коррекции тревожных и депрессивных расстройств

В статье автор описывает ключевые особенности регрессионной терапии как эффективного метода коррекции тревожных и депрессивных расстройств.

Когнитивно-поведенческая терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков: обзор методов и подходов

В статье изучены основные характеристики и специфика проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков. Освещаются способы и методы коррекции когнитивно-поведенческой терапии.

Нервная булимия. Этиология. Лечение

В статье описан современный взгляд на этиологию нервной булимии. Новые и перспективные, действенные методы лечения.

Реализация нейропсихологического подхода в коррекции дисграфии у младших школьников

В статье авторы анализируют эффективность логопедической работы у школьников младших классов с дисграфией при использовании методов нейропсихологической коррекции.

К вопросу о выборе подхода к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью

Автор статьи анализирует современные методы коррекционного воздействия при расстройствах аутистического спектра, успешно применяемых на практике в России и за рубежом.

Опыт психотерапии по устранению аффективных расстройств в реабилитации больных после холецистэктомии в условиях санатория

В данной статье представлен комплекс психотерапевтических мероприятий, направленных на выявление аффективных расстройств. Особое внимание уделено опыту применения краткосрочных и эффективных методик по устранению фантомных болей у больных после холец...

Задать вопрос