Ключевые слова:имитационные модели социально-экономических систем, модельный тренажер
В современной российской действительности многими отечественными экономистами выдвигается положение о необходимости модернизации высшего экономического образования, позволяющего максимально интенсифицировать учебный процесс. Особое внимание к экономике объясняется тем, что без теоретических знаний и практических навыков в данной научной области очень сложно, а порой невозможно сформировать российский корпус эффективных менеджеров. На данный момент в российских высших учебных заведениях успешно используются в учебном процессе компьютерные имитационные модели, которые по своей эффективности превосходят традиционные методы обучения студентов-экономистов [1]. Ввиду того, что результаты внедрения компьютерного имитационного моделирования в практику преподавания экономических дисциплин публикуются достаточно редко, автор отражает собственный опыт, который он получил на базе университета «Дубна» в процессе индивидуального и коллективного обучения студентов на компьютерных имитационных моделях деятельности предприятия. Данный программный продукт являются, по своей сути, модельным тренажером, который позволяет наработать практику управления предприятием в нестационарных условиях российской экономики
Как правило, в учебном процессе обучающемуся предлагается, управляя условным предприятием М в условиях изменяющейся внешней среды Е, перевести его из заданного исходного, условно плохого, состояния М0 в лучшее, с точки зрения студента, состояние Мт за ограниченное число шагов Т и не обанкротится [2]. Банкротство предприятия имитируется случаем отсутствия/недостатка денежных средств на расчетном счету для погашения взятых обязательств в течение 3 (трех) последовательных периодов (тактов). Управление модельным предприятием предполагает принятие студентом-экономистом самостоятельных решений по [2]:
- сбыту готовой продукции (объемы, цены, каналы сбыта и др.);
- управлению производством (что и сколько производить, какого качества, каким способом и др.);
- управлению трудовыми ресурсами (наём и увольнение работников, выбор формы оплаты, назначение расценок и др.);
- управлению развитием предприятия (продажа и покупка основных фондов, расширение дилерской сети и др.);
- управлению финансами (кредитная политика, образование фонда накопления, выделение средств на рекламу и др.).
Основной целью применения модельного тренажера в образовательном процессе является выработка осмысленного опыта управления предприятием, включающим результаты анализа соответствующих жертв от совершенных ошибок и упущенных возможностей [2]. По моему наблюдению за обучающимися достижение этой цели складывается в поэтапном формировании в их сознании ментальной модели объекта управления. При этом основная трудность управления сложным социально-экономическим объектом состоит в том, что количественная зависимость результата от воздействия того или иного управления в динамике часто нелинейна и даже немонотонна. Так, например, повышение цены продажи продукта может вначале увеличить выручку от реализации, а затем сопутствующее снижение объема продаж приведет, наоборот, к ее снижению.
По опыту использования модельного тренажера в учебном процессе наиболее эффективно его проводить в нескольких последовательных этапов на базе комбинации теоретического материала из различных экономических дисциплин и результатов экспериментальной практики (рис.1).
Рис. 1. Схема теоретико-практического обеспечения процесса обучения на модельном тренажере в режиме «карьера на предприятии»
По каждой теме, отражающей моделируемые навыки, рекомендуется следующий порядок проведения занятий.
1. Вводная лекция, описывающая объект управления: составляющие элементы, связи, процедуры (законы) преобразования, параметры управления, внешние воздействия, результаты, критерии оценки качества управления и состояния объекта управления.
2. Затем по теме проводится несколько сценарных игровых сеансов с анализом, обсуждением и оценкой результатов. Сценариев формируется несколько, каждый с представлением тех или иных особенностей в исходном состоянии объекта управления и в динамике внешней среды: разнонаправленность, например, развития рынков, динамики оптовых и розничных цен при имитации управления сбытом, разное исходное состояние рынков (совершенная конкуренция, монополия, олигополия) и положения объекта на них и т. п. Каждый сценарий проигрывается несколько раз — все до получения положительного результата.
3. Далее обучающимся предлагаются 1–2 лекции, расширяющие описание объекта управления за пределы понятий, вовлеченных в модель. Цель: показать практическое многообразие процессов по теме, в том числе и смежных к ней. Например, по теме сбыта продукции, кроме требуемого при управлении моделью выбора каналов сбыта и назначения цен, дать материал, по типологии рынков, маркетинговым исследованиям, антимонопольному законодательству и т. п.
4. На следующем этапе предложить обучающимся лекции по математической формулировке управленческих задач, возникающих по теме, и подбору соответствующих методов их решения. Необходимо научить обучающихся видеть в управленческих ситуациях их абстрактную суть, уметь выразить ее в формальных постановках и привлечь затем для решения известный арсенал средств оптимизации. Предполагается таким образом активизировать у студентов те знания, которые они, скорее всего, получили ранее в курсах типа «Исследование операций в экономике». Для лучшего усвоения этого материала полезно использовать данные из сценарных игровых сеансов, но уже с применением формальных процедур, пользуясь, например, стандартными программными возможностями Microsoft Excell.
5. Этап завершается зачетным сценарием с контрольной оценкой. Предполагается, что уровень прохождения зачетного сценария будут выше, чем в промежуточных игровых сеансов.
Такая постановка учебного процесса позволяет не только научить студентов-экономистов знанию и пониманию логических связей в объекте управления, но и количественно калибровать эти связи за счет эксперимента. В реальности управления предприятием каждая ситуация индивидуально конкретна и специфична более всего именно по своим количественные соотношениям в то время, как логическое разнообразие несравненно меньше [2]. Для иллюстрации приведем очевидный и простой пример: легко со слов заучить, как надо управлять автомобилем, чтобы изменить направление его движения, но это заучивание никак не поможет практиканту в действительности, где важно практикой освоить разницу вождения в зимних и летних условиях. Еще один пример, пилоты в авиации приобретают профессиональные навыки в сотнях часов налета на все более сложных самолетах и только спустя годы могут дорасти до командиров флагманских лайнеров.
Следует отметить что, положительный эффект от применения модельно-игровых экспериментов проявляется не столько в полученных результатах обучающихся, а в оценке последствия принятых ими управленческих решений. При управлении предприятием студент нуждается в инструментарии многокритериальной оценки качества менеджмента. Как правило, он применяется на достаточно поздних стадиях обучения, когда обучающиеся свободно и в полной мере освоили технику управления моделью в разных сценариях. В модельном тренажере встроен механизм оценки качества менеджмента, которая формируется следующим образом. По итогам игрового сеанса из всего множества оценочных показателей (несколько десятков) обучающемуся предлагается выбрать немногие наиболее важные с его точки зрения (сначала это 3–4, затем 6–7, но не более 10). По выбранным показателям и полученным в игре данным формируется множество альтернатив (как правило, Парето-оптимальных, для чего некоторые альтернативы корректируются или генерируются заново), на попарных сравнениях которых обучающийся высказывает свои предпочтения. В результате формируется его индивидуальная функция полезности, которая трактуется как критерии качества управления. На заключительном этапе оценки, после использования фактических результатов, достигнутых в процессе эксперимента, для обучающегося может быть сформирован график функции полезности, отображающий динамику критерия качества управления по всем тактам игрового сценария. По форме графика функции полезности получается скалярная (балльная) оценка качества управления так, что все траектории с монотонным улучшением от шага к шагу получают наивысший балл в заданном масштабе, допустим 10 в 10-бальной шкале и 0, если улучшений не было вообще. Наличие графика индивидуальной функции полезности позволяет обучающемуся легко увидеть, где и какие ошибки он совершил в динамике игры или, наоборот, какие правильные действия он предпринял, а преподавателю дает ценную информацию для анализа его управленческого поведения.
Интересной особенностью обучения на компьютерных имитационных моделях является формирование устойчивого диалога между обучающимися. Так, например, по результатам опроса студентов 2014/2015 учебного года более 85 % от общего числа опрошенных признали факт коллективного обсуждения прохождения определенных сценариев, а 60 % от общего числа опрошенных указали на то, что обсуждение проблемной ситуации с коллегой является действенным инструментом в случае, если результаты деятельности предприятия ухудшаются от такта к такту. Кроме роли катализатора субъективных (экспертных) аналитических и прогнозных суждений, занятия на компьютерных имитационных моделях содействовали поляризации и увеличению конструктивизма мнений студентов в ходе коллективных обсуждений. Основной темой диалога между обучающимися является стратегия прохождения сценария в целом (75 % от общего числа опрошенных студентов 2014/2015 учебного года), что предполагает возникновения инвариантности в управленческих действиях обучающихся.
По результатам вышеизложенного автор признает, что использование компьютерных имитационных моделей в процесс обучения полностью оправданно, так как позволяет не только масштабировать процесс преподавания экономических дисциплин, но и сформировать индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Освоение и овладение студентами умениями в рамках данного учебного курса позволяет им обрести способность быстро и эффективно адаптироваться к любым рыночным условиям российской экономики.
Литература:
1. Балдин К. В., Уткин Б. В. Информационные системы в экономике. 5-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. 395 с.
2. Экономический менеджмент на модельном тренажере «Модест»: руководство пользователя / В. А. Житков [и др.] — М.: ЦЭМИ РАН, 2013–100 с.: ил.