По мнению некоторых исследователей, в настоящее время Российская Федерация как правовое государство входит в заключительную стадию формирования гражданского общества, законодательной базы и новых государственных институтов, отвечающих принципам правового демократического государства [12]. При этом становление правового государства невозможно без совершенствования юридических механизмов защиты конституционных прав и свобод граждан, в том числе связанных с деятельностью специальных судебных органов, реализуемой в форме конституционного судопроизводства.
Конституционное правосудие — принципиально новый для России правовой институт, присущий странам с развитыми демократическими традициями. Предназначение конституционного правосудия заключается в обеспечении верховенства и прямого действия Конституции РФ [1], ограничении власти, защите прав и свобод личности. Осуществляемый в форме правосудия, конституционный контроль выступает как самостоятельный, специальный вид контрольной деятельности государства, весомый элемент правовой защиты Конституции нашей страны.
На уровне субъектов Российской Федерации конституционный контроль осуществляется конституционными (уставными) судами. Некоторые исследователи конституционному (уставному) контролю отводят особую роль. Как отмечает В. И. Ушаков, особую роль в обеспечении верховенства и прямого действия конституции (устава) и ее правовой защиты на территории соответствующего субъекта РФ, защите прав и свобод личности, соблюдении принципа разделения властей, разрешении конфликтов между ветвями государственной власти призван играть институт судебного конституционного (уставного) контроля [16].
В Российской Федерации возможность создания субъектами РФ конституционных (уставных) судов предусмотрена федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [2], согласно ч. 1 ст. 27 которого «конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации».
При этом с сожалением следует констатировать, что по состоянию на 01 апреля 2015 г. в Российской Федерации конституционные (уставные) суды действуют лишь только в шестнадцати субъектах РФ. По справедливому мнению Н. С. Бондаря, отсутствие конституционных (уставных) судов субъектов Федерации в каждом конкретном субъекте нарушает один из важнейших конституционных принципов о равенстве всех перед судом, в том числе независимо от места жительства. В нормативное содержание этого принципа указанный автор в первую очередь относит «наличие единой, одинаковой для всех судебной системы» [7].
Хотя за относительно короткий период своего существования региональная конституционная юстиция доказала свою социальную необходимость и востребованность. Согласно данным официальных сайтов конституционных (уставных) судов в сети Интернет, сотни региональных законов и иных нормативных актов были признаны не соответствующими конституциям и уставам субъектов Федерации [14]. Вместе с тем в 2014 году проявились тревожные тенденции, свидетельствующие о потенциальной возможности упразднения конституционных (уставных) судов в отдельных субъектах Российской Федерации. Так, в соответствии с Законом Челябинской области от 30 января 2014 года № 627-ЗО «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с совершенствованием системы органов государственной власти Челябинской области» [13] с 01 марта 2014 года Уставный суд Челябинской области был упразднен. С 1 января 2014 года приостановлена деятельность Конституционного Суда Республики Бурятия [3]. В настоящий момент Суд не принимает и не рассматривает обращения, а решение вопросов финансово-хозяйственной деятельности, связанных с его статусом юридического лица, возложено на Администрацию Главы и Правительство Республики Бурятия.
Существующее в настоящее время такое положение в региональном конституционном правосудии, а также сложившаяся не совсем положительная практика правового регулирования организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации определяют необходимость всестороннего теоретического осмысления правового статуса данных судов.
При этом некоторые исследователи указывают на это как правовой пробел, т. е. в результате наличия неурегулированного вопроса — определения полномочий данных судов, круга их компетенции [11]. Хотя при отсутствии федерального закона об основах организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, о необходимости разработки которого многократно писали ученые-конституционалисты, влияние Конституционного Суда РФ на определение статуса и полномочий данных судебных органов весьма значительно. По обоснованному мнению А. А. Петрова, «Конституционный Суд внес в развитие регионального конституционного (уставного) правосудия явно более весомый вклад, нежели федеральный законодатель» [15].
Таким образом, несовершенство как федерального, так и регионального законодательства в этой сфере создает предпосылки к множеству проблем в области реализации своих полномочий конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.
Хотя в целом проблемам института конституционных (уставных) судов в Российской Федерации, в научной и специальной литературе уделялось и уделяется значительное внимание, следующими авторами: Н. В. Бочкаревой, А. М. Брусиным, А. Г. Гатауллиным, А. С. Геляховым, В. В. Гошуляком, А. В. Гусевым, Г. А. Жилиным, Т. Д. Зражевской, А. Н. Кокотовым, А. В. Минакшиным, М. А. Митюковым, Е. Н. Моисеевым, А. И. Осоцким, С. Г. Павликовым, Е. М. Переплесниной, Е. В. Портновой, И. А. Умновой, А. С. Шабуровым, и др. Также как и в науке конституционного, так и муниципального права исследованию данного института было посвящено около 30 исследований монографического уровня, и именно исследований на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Данные исследования были посвящены различным аспектам института конституционных (уставных) судов в Российской Федерации. Исследования В. Е. Быкова, Н. А. Ивановой (2007 г.), А. А. Овчаренко (2013 г.), Е. В. Портновой (2010 г.) посвящены особенностям деятельности данных судов по защите основных прав и свобод человека и гражданина [8].
Особенностям организации и деятельности конституционных (уставных) судов в Российской Федерации были посвящены исследования З. А. Абдурашидовой (2007 г.), И. Л. Боровай (2004 г.), Ж. В. Дворцовой (2005 г.) [4].
Также были посвящены исследования особенностям исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации таких авторов, как И. С. Бастена (2003 г.), А. А. Гилетина (2007 г.) [5] и особенностям принятия решений конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, а именно Т. И. Геворкяном (2004 г.), А. А. Ильиным (2011 г.), Е. М. Переплесниной (2006 г.), К. М. Худолей (2007 г.) [9]. Кроме того, даже было проведено А. А. Двигалевой (2004 г.) исследование, посвященное деятельности отдельного конституционного (уставного) суда [10].
Что же касается исследований, посвященных правовому статусу конституционных (уставных) судов в Российской Федерации, проведенных в частности такими исследователями как В. К. Бобровой (2000 г.), И. А. Богатовым (2005 г.), Е. Е. Жеребцовой (2003 г.), В. М. Иоффе (2006 г.), О. Б. Мироновским (2001 г.), Е. А. Скопцовой (2005 г.), то следует отметить, что они были практически все проведены более десяти лет назад [6]. Вместе с тем следует отметить, что многие проблемы в этой области решены ими были на тот период не полностью.
В связи с этим до настоящего времени сохраняется потребность глубокого научного осмысления многих проблем правового статуса конституционных (уставных) судов как
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.): по сост. на 21 июля 2014 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237.
2. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ: по сост. на 05 февраля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 1. — Ст. 1.
3. О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Бурятия: закон Республики Бурятия от 14 ноября 2013 г. № 92-V // Бурятия. Официальный вестник. — 2013. — № 124.
4. Абдурашидова З. А. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой анализ организации и деятельности: автореф. дис.... канд. юрид. наук / З. А. Абдурашидова. — М., 2007. — 27 c.; Борова И. Л. Теоретико-правовые аспекты организации конституционных (уставных) судов в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук / И. Л. Борова. — М., 2004. — 179 c.; Дворцова Ж. В. Организация и деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук / Ж. В. Дворцова. — М., 2005. — 209 c.
5. Бастен И. С. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации как источники конституционного права России: дис. … канд. юрид. наук / И. С. Бастен. — Челябинск, 2003. — 230 c.; Гилетин А. А. Исполнение решений конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук / А. А. Гилетин. — М., 2007. — 27 c.
6. Боброва В. К. Проблемы правового регулирования статуса уставного суда субъектов Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук / В. К. Боброва. — М., 2000. — 25 c.; Богатов И. А. Правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук / И. А. Богатов. — С.-Пб., 2005. — 24 c.; Жеребцова Е. Е. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук / Е. Е. Жеребцова. — М., 2003. — 26 c.; Иоффе В. М. Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: дис.... канд. юрид. наук / В. М. Иоффе. — М., 2006. — 170 c.; Мироновский О. Б. Правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук / О. Б. Мироновский. — М., 2001. — 22 c.; Скопцова Е. А. Правовое положение конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук / Е. А. Скопцова. — Хабаровск, 2005. — 261 c.
7. Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия / Н. С. Бондарь. — М., 2005. — С. 274.
8. Быков В. Е. Конституционное право граждан на судебную защиту и его реализация в деятельности конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук / В. Е. Быков. — М., 2011. — 24 c.; Иванова Н. А. Защита основных прав и свобод граждан в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук / Н. А. Иванова. — М., 2007. — 24 c.; Овчаренко А. А. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации в системе защиты социально-экономических прав граждан: автореф. дис.... канд. юрид. наук / А. А. Овчаренко. — М., 2013. — 22 c.; Портнова Е. В. Защита основных прав и свобод человека и гражданина конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук / Е. В. Портнова. — Саратов, 2010. — 30 c.
9. Геворкян Т. И. Правовые позиции конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук / Т. И. Геворкян. — Пенза, 2004. — 191 c.; Ильин А. А. Роль правовых позиций конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации в обосновании и развитии императивных форм народовластия: автореф. дис.... канд. юрид. наук / А. А. Ильин. — М., 2011. — 24 c.; Переплеснина Е. М. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации в практике конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук / Е. М. Переплеснина. — М., 2006. — 25 c.; Худолей К. М. Толкование конституций и уставов субъектов РФ конституционными (уставными) судами: автореф. дис.... канд. юрид. наук / К. М. Худолей. — Тюмень, 2007. — 27 c.
10. Двигалева А. А. Уставный суд Санкт-Петербурга — орган конституционной юстиции субъекта Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук / А. А. Двигалева. — С.-Пб., 2004. — 226 c.
11. Зыкова И. В. Статус конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации / И. В. Зыков // Конституционное и муниципальное право. — М.: Юрист, 2013. — № 2. — С. 59.
12. Овчаренко А. А. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации в системе защиты социально-экономических прав граждан: автореф. дис.... канд. юрид. наук / А. А. Овчаренко. — М., 2013. — С. 2.
13. Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с совершенствованием системы органов государственной власти Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 04.02.2014): закон Челябинской области от 30 января 2014 г. № 627-ЗО: по сост. на 23 октября 2014 г. // Южноуральская панорама. — 2014. — № 16.
14. Пантелеев В. Ю. Повышение эффективности деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации / В. Ю. Пантелеев // Конституционное и муниципальное право. — 2012. — № 1. — С. 59.
15. Петров А. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации / А. А. Петров // Журнал конституционного правосудия. — М.: Юрист, 2013. — № 3 (33). — С. 32.
16. Ушаков В. И. Судебные органы конституционной (уставной) юстиции в субъектах Российской Федерации: теория, практика, перспективы: автореф. дис.... канд. юрид. наук / В. И. Ушаков. — М., 2011. — С. 1.