В период перехода от социализма к демократии в Российской Федерации произошли широкомасштабные изменения в различных сферах, — не только в государственной, общественной жизни нашего общества и экономике страны, но и в праве, как «фундаменте» построения и регулирования общественных отношений.
Основополагающим вектором указанных изменений стала Конституция РФ [1], которая закрепила и регулирует важнейшие многочисленные институты отраслей отечественного права. Расширение различных сфер конституционного регулирования содействовало закреплению в Конституции РФ новых понятий. Так, в п. 4 ст. 29 Конституции РФ были закреплены основополагающие положения учения о государственной тайне: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».
В российском законодательстве институт государственной тайны, по мнению некоторых исследователей, всегда был по большей части, не просто ограничением права граждан на доступ к определенной информации.
Так, И. Ю. Павлов в своей работе приходит к выводу, что «государственная тайна, пожалуй, прежде всего, была какой-то сакральной непостижимой сущностью, которая внушала страх и трепет тем, кому доводилось с ней соприкоснуться» [6]. Другой исследователь, Р. М. Гатаганова, отмечает, что «государственная тайна является одним из существенных элементов в механизме властвования и выполняет не только утилитарную функцию защиты определенных категорий сведений от распространения, но и имеет политический оттенок, т. к. является непременным атрибутом реализации государственно-властных полномочий» [7].
В силу определенных факторов, а именно механизма отнесения сведений к государственной тайне и многих других, в целом умозаключения как данных авторов, так и других, имеют под собой определенную «почву».
Однако, на наш взгляд, высказывания указанных исследователей относительно сущности учения о государственной тайне, не совсем корректны и неверно характеризуют указанный институт, нивелируя его демократические начала обеспечения как прав и свобод граждан, закрепленных в п. 4 ст. 29 Конституции РФ, так и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
В поддержку нашего мнения следует привести следующие факты.
Так, опубликованный еще до вступления в силу Конституции РФ Закон РФ «О государственной тайне» [2], регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения национальной безопасности РФ.
При этом согласно положений п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [3], утвержденной указом Президента РФ 0т 31 декабря 2015 г. № 683, «национальная безопасность Российской Федерации (далее — национальная безопасность) — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее — граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации».
Далее следует констатировать, что по логике, поставленные в современный период Доктриной информационной безопасности Российской Федерации [4] задачи законодателя о регулировании правоотношений, связанных с государственной тайной, нормами различных отраслей права: конституционного, уголовного, административного, международного и других, должны были быть уже решены еще раньше, в ходе выполнения основных задач ранее действовавшей Доктрины [5].
Однако существующее современное состояние нормативно-правового регулирования информационного оборота вообще и в исследуемой области, в частности, бессистемно (имеет трехуровневую систему), противоречиво, страдает пробелами и характеризуется наличием определенных проблем. До настоящего времени многие вопросы правового регулирования института защиты государственной тайны в России также продолжают оставаться нерешенными.
Таким образом, анализ даже небольшого количества высказываний относительно сущности учения о государственной тайне, а также недостатков, существующих в сфере состояния нормативно-правового регулирования в целом и механизма защиты государственной тайны в частности, констатирует о наличии насущной необходимости оптимизации концепции ее правовой защиты с учетом нынешнего положения России в современном мире.
Раскрывая основные аспекты научной разработанности темы нашего исследования, в первую очередь следует отметить, что в настоящее время в отечественном праве некоторыми учеными отмечается некоторый недостаток исследований. В основном они связаны с определением допустимых пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты государственной тайны, а именно в трудах таких знаменитых ученых, как: С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, Н. С. Бондаря, Н. В. Витрука, Л. М. Карапетяна, О. Е. Кутафина, В. О. Лучина, Б. Н. Страшуна, Ю. А. Тихомирова, В. А. Четвернина, Б. С. Эбзеева и многих других); либо некоторые аспекты охраны государственной тайны таким учеными, как: П. П. Аникиным, А. Л. Балыбердиным, М. А. Вус, В. Н. Лопатиным, В. Н. Рябчук, А. В. Федоровым.
Большое количество исследований, посвященных различным аспектам учения о государственной тайне и особенностям ее защиты в нашей стране, было проведено, в том числе и на монографическом уровне [8-18]. Вместе с тем следует отметить, что многие проблемы в этой области решены ими были на тот период не полностью, многие положения в них требуют своего совершенствования в связи с изменениями законодательного регулирования различных аспектов института государственной тайны.
В связи с вышеизложенным до настоящего времени сохраняется потребность глубокого научного осмысления многих проблем института государственной тайны, как объекта конституционно-правового регулирования в Российской Федерации.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.): по сост. на 21 июля 2014 г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря. — № 237.
- О государственной тайне: закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I: по сост. на 08 марта 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 41. — Ст. 4673.
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 1 (часть II). — Ст. 212.
- Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — № 50. — Ст. 7074.
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ 09 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Российская газета. — 2000. — 28 сентября. — № 187. (утратила силу).
- Павлов И. Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России / И. Ю. Павлов // Ленинградский юридический журнал. — 2013. — Выпуск № 1 (31). — С. 29–32.
- Гатаганова Р. М. Становление и развитие института защиты государственной тайны в России / Р. М. Гатаганова // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2010. — № 5. — С. 116–118.
- Бендин В. В. Защита государственной тайны Российской Федерации уголовно-правовыми средствами: автореф. дис. канд. юрид. наук / В. В. Бендин. — Ростов-на-Дону, 2004. — 34 с.
- Бондарь И. В. Тайна по российскому законодательству (проблемы теории и практики): автореф. дис. канд. юрид. наук / И. В. Бондарь. — Нижний Новгород, 2004. — 27 c.
- Верютин В. Н. Механизм административно-правового регулирования отношений в сфере государственной тайны: автореф. дис. канд. юрид. наук / В. Н. Верютин. — Воронеж, 2011. — 24 с.
- Гунин Д. И. Транспарентность и тайна информации: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. канд. юрид. наук / Д. И. Гунин. — Екатеринбург, 2008. — 29 c.
- Дворников А. А. Уголовно-правовая охрана государственной и служебной тайны в органах внутренних дел: автореф. дис. канд. юрид. наук / А. А. Дворников. — Тюмень, 2007. — 22 c.
- Жигальский И. М. Административные споры в сфере защиты государственной тайны и порядок их разрешения в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук / И. М. Жигальский. — М., 2013. — 26 c.
- Крюков С. В. Конституционные основы ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в целях защиты государственной тайны: дис.... канд. юрид. наук / С. В. Крюков. — Москва, 2009. — 198 с.
- Мартышин М. Ю. Государственная тайна как объект конституционно-правового регулирования: дис. канд. юрид. наук / М. Ю. Мартышин. — М., 2009. — 191 с.
- Паршин С. М. Тайна в уголовном законодательстве (теоретико-прикладное исследование): автореф. дис. канд. юрид. наук / С. М. Паршин. — Нижний Новгород, 2006. — 35 c.
- Пермяков М. В. Категория «тайна» в системе правового регулирования: дис. канд. юрид. наук / М. В. Пермяков. — Екатеринбург, 2006. — 234 c.
- Рабкин В. А. Конституционные основы защиты государственной тайны в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук / В. А. Рабкин. — М., 2007. — 173 с.