Изменения, происходящие в обществе, экономике, политике, культуре, настолько значительны, что они не могут не затронуть и сферу образования. Перед современной школой стоит задача развития личности, обеспечения каждому ребенку возможности реализации его способностей и наклонностей.
Творчески работающие учителя всегда искали новые формы проведения учебных занятий, старались работать в режиме сотрудничества и сотворчества. Апробация и внедрение педагогами современных образовательных технологий – требование времени, так как благодаря этому обеспечивается успешное освоение учащимися учебных программ, самореализация, психологический комфорт.
В образовательном процессе мы рассматриваем технологию французских мастерских как одно из средств активизации познавательного интереса учащихся через интенсивные методы обучения.
Технология разработана французскими педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Данная технология удивляет своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, поискам и целям.
Сущность данной технологии можно выразить в следующих основных положениях:
1. Личность с новым менталитетом. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная чувствовать себя уверена в современном обществе, оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Но развитие этих способностей у ученика зависит от того, какие методы будут применяться в процессе его образования.
3. Интенсивные методы обучения и развития личности.
В последние годы технология французских мастерских используется во многих странах мира, так как идеи и принципы его соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов и новых стандартов, таких как: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.
В России с этой технологией впервые познакомились в 1990 году. Группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования.
Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельность учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
Анализ литературы позволяет нам выделить некоторые основные принципы организации обучения в педагогической мастерской: равенство всех участников, включая мастера; все способны к творчеству; создание личностной мотивации; отсутствие оценки, соперничества; чередование индивидуальной и коллективной работы; важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения; язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета; выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата; нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
На базе ГБОУ школа № 102 Выборгского района г. Санкт-Петербурга нами были разработаны и апробированы цикл уроков и внеклассных мероприятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с использование технологии французских мастерских с целью активизации познавательного интереса учащихся к проблемам здорового образа жизни и экологической безопасности [1,2].
В рамках данного педагогического опыта рассмотрим более подробно занятие «Мы выбираем жизнь!» для учащихся восьмого класса. Целью данного занятия является формирования понимания у подростков понятия психоактивное вещество, которое в свою очередь наносит сильный и необратимый вред организму человека. На данном занятии в первую очередь мы обращаем внимание учащихся на важность проблемы подросткового алкоголизма. Занятие проводится по группам с целью формирования коммуникативных умений учащихся. Ход занятия представляет собой последовательность этапов технологии французских мастерских направленных на решение цели данного занятия.
Первый этап, «Индукция». Длительность ― 5 минут. Он представлял собой теоретическая часть, а именно рассказ мастера о проблемах, возникших в современном обществе от употребления алкогольных. Таким образом, мы сформировали атмосферу, провоцирующую эмоциональный настрой каждого ученика для возникновения личного отношения к предмету обсуждения.
Второй этап, «Самоинструкция». Длительность - 10 минут. Ученики получают задание от педагога - создать в своих группах презентацию на листах формата А4, о вреде употребления алкогольных напитков. Важное условие, что каждый член группы создает индивидуальный «слайд», который соответствует общей концепции групповой презентации, определяемой ребятами на данном этапе технологии.
Третий этап «Социоконструкция». Длительность - 15 минут. На этом этапе происходит непосредственное создание ребятами индивидуальных «слайдов» и выстраивание общегруппового выступления.
Четвертый этап длится 15 минут, объединяет две ступени технологии «Афиширование» и «Разрыв». Группы по очереди вывешивают свои работы на доске, каждый член команды защищает свой слайд. В конце выступления каждой команды обязательно делается групповой вывод, объединяющий все работы единой целью - гипотезой. После чего мастер делится с ребятами своим впечатлением о их работе, указывая на плюсы и минусы презентаций. Таким образом, у каждого участника мастерской, возникает внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
Пятый, завершающий этап «Рефлексия» - длительность 5 минут. Учащиеся делятся своими впечатлениями об уроке, говорят о плюсах и минусах занятиях. Мастер подводит общий итог занятия с помощью рефлексивного экрана.
Исходя из результатов проведенного нами занятия, можно сделать вывод, что ребята активно участвовали в занятии, показывая свое негативное отношение к алкоголю, и определили девиз урока «Алкоголь – это не выход!», который полностью показывает, что поставленная цель занятия была достигнута.
Резюмируя вышеизложенное можно отметить, что мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоценочности и приоритета процесса над результатом. Заметим, что эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. Необходимо определить роль учителя в мастерской ― мастер не передает свои знания и умения, мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе и сам мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Каждое занятие мастерской – уникально. Его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда не известно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а мастер, следуя к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием.
Следует отметить, что педагог, однажды попробовавший дать урок в режиме технологии педагогической мастерской, никогда не откажется от такой формы проведения учебного занятия. На мастерской важно не только сообщить и освоить информацию, сколько научить творить, помочь каждому участнику мастерской самоутвердиться. Опыт участия в строительстве мастерской помогает формированию у субъектов образовательного процесса организационно-деятельностных, коммуникативных, интеллектуальных, информационных компетенций, которые обеспечивают социализацию человека в современном мире.
Литература:
- Елизарова И.С. Организация исследовательской деятельности старшеклассников по экологической безопасности во внеклассной работе. // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения; НИИ общего образования; науч. ред.: Е.П. Суворов. СПБ.: Статус, 2011. с.396-400.
- Елизарова И.С. Возможности организации внеклассной работы по экологической безопасности в старших классах. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.- Челябинск: ЧГПУ, 2011. №10.- с. 56-64.