Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 09.04.2015

Статья просмотрена: 2250 раз

Библиографическое описание:

Гордиенко, Н. П. Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе / Н. П. Гордиенко, Е. П. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1112-1114. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17239/ (дата обращения: 16.12.2024).

Термин «коммуникативная компетенция» возник как развитие идеи Н. Хомского о лингвистической компетенции — ограниченном наборе грамматических правил, позволяющих порождать неограниченное количество правильных предложений [4, с.70]. В трактовке понятия коммуникативной компетенции в трудах современных лингвистов и методистов существенных разногласий нет. Так, Е. А. Быстрова определяет коммуникативную компетенцию как «способность и реальную готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию» [1, с. 240].

В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной, проявляется большая избирательность к учебным предметам, мышление приобретает личностный эмоциональный характер. В этом возрасте школьники легко вступают в спор, склонны противоречить, отстаивать свою точку зрения. Таким образом, в целом данный период является благоприятным для развития диалогической речи и коммуникативности школьников [3].

Дискуссия и является такой организационной формой. Она ведет к органическому слиянию обучения разговорным темам и развитию неподготовленной речи. Обучающий эффект учебной дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач. По характеру проведения дискуссии могут быть стихийными, свободными и организованными.

В мировом педагогическом опыте получили распространение следующие формы дискуссии: круглый стол; заседание экспертной группы («панельная дискуссия», «ток шоу»); техника аквариума; мозговой штурм (brain storming, мозговая атака); диспут; судебное заседание. Что касается этапов проведения дискуссии, то единых требований нет, но, как правило, выделяют 3 этапа: введение в дискуссию (подготовительный), обсуждение проблемы (основной этап) и подведение итогов (заключительный этап) [2, с. 176].

Во время подготовительного этапа задача учителя состоит в том, чтобы создать необходимые условия для вовлечения учащихся в дискуссию с учетом психологических особенностей этого возраста.

При проведении дискуссии необходимо придерживаться определенных правил:

-                    «Свобода слова». Каждый участник должен иметь возможность высказать своё мнение, даже если оно отлично от мнения группы.

-                    «Без потерь». Каждое высказывание, дополнение и уточнение должны быть учтены и внимательно рассмотрены.

-                    Обсуждаются идеи, а не личности. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. д.

При выборе темы дискуссии необходимо учитывать интересы учащихся. Так, в 10 классе мы предлагаем в качестве опоры текст “Love is Life”. Ведь дискуссия становится более оживленной и интересной тогда, когда затронутая тема беспокоит всех ее участников. Кроме того, данный текст можно привязать к темам учебников, наиболее часто использующихся в общеобразовательных школах (на основе анализа учебников 10 класса М. З. Биболетовой, В. П. Кузовлева, О. Л. Гроза). Например, в учебнике “New Millenium English” (автор О. Л. Гроза) в разделе 4 “The root of all evil?” урок проходит по теме “How materialistic are you?”, в которой обсуждаются жизненные ценности. В данном случае можно провести дискуссию о любви как одной из главных человеческих ценностей.

В подготовительном этапе можно выделить несколько пунктов:

-                   работа с проблемным текстом (чтение, перевод);

-                   выполнение упражнений на понимание содержания текста;

-                   обсуждение текста и постановка проблемы;

-                   освоение дискуссионной лексики.

Отрывок из проблемного текста:

What is love? Even in this advanced age of science, when people conquer space, do the shopping via the Internet, clone animals and transplant organs, they still don't fully understand the nature and purpose of love. There are numerous definitions of love. For example, the dictionary defines love as 'a strong feeling of fondness for another person, especially between members of a family or close friends'. Love is a mixture of complex and extremely powerful feelings. It is a major theme in philosophy, literature, music, poetry and cinematography.

После отработки чтения ученики получают задание — составить предложения с новыми словами и короткие диалоги в парах, чтобы учащиеся в полной мере овладели новой лексикой.

Пример упражнения на понимание содержание текста:

Complete each sentence (A-H) with one of the endings (1–8):

A. Love is a mixture of …

B. To Robert Sternberg's mind, love is made of some combination of …

C. Different stages and types of love can be explained by …

a)                  different combinations of these three elements;

b)                 complex and extremely powerful feelings;

c)                  intimacy, passion and commitment.

Таким образом, выбрав проблемный текст, мы обозначили тему дискуссии — “Love is Life. Is it true?”. В дискуссии учащиеся используют клише: I don`t agree with you. Let me give an example. It must be admitted, that…

После того как к проведению дискуссии все готово: текст отработан, правила озвучены, можно перейти к следующему этапу — основному, который займет один урок. Перед началом дискуссии учителю необходимо создать атмосферу доброжелательности и внимания к каждому. Безусловным правилом является общее заинтересованное отношение к учащимся, когда они чувствуют, что учитель выслушивает каждого из них с равным вниманием и уважением — как к личности, так и к высказываемой точке зрения.

Заседание круглого стола начинается после вступительного слова ведущего, который обозначает проблему и причину, по которой эта дискуссия проводится. Важно отметить, что подготовиться к дискуссии должен каждый ученик, но выступать с подготовленной речью все не обязаны — иначе просто не хватит времени урока. Выступить могут 5–6 учеников (если учесть, что в классе 15 учащихся) по 3–4 минуты, задача остальных участников — дополнять их речь и делать свои выводы на основе их выступления. Для того, чтобы по ходу дискуссии у участников возникали новые идеи, дополняющие ту или иную мысль, мы предлагаем раздать им цитаты и афоризмы о любви на английском языке с переводом:

-                   One word frees us of all the weight and pain of life: that word is love (Sophocles). Одно слово освобождает нас от всех тяжестей и болей жизни: это слово — любовь (Софокл).

-                   Love is a serious mental disease (Platon). — Любовь — это тяжелая душевная болезнь (Платон) [http://audio-class.ru/quotations/quotes11-love.html].

Задача ведущего на данном этапе заключается в контролировании хода дискуссии, исключая оскорбления и изменение текущей формы и в вовлечении ребят в дискуссию.

После того как состоялся обмен мнениями, и все участники круглого стола имели возможность высказаться, начинается заключительный этап проведения дискуссии. После обсуждения проблемы ведущий подводит итоги, повторяя основные высказывания и тезисы.

На следующем уроке учитель подводит итоги проведенной дискуссии, дает оценку деятельности каждого ученика, насколько активно они вели себя во время заседания круглого стола, разбирает с учащимися основные ошибки. Учитель отмечает, была ли достигнута поставленная цель урока и каков общий итог пройденного урока.

В заключение хотелось бы отметить, что дискуссия — это один из самых трудных вариантов интерактивных уроков. Это тяжёлый учебный труд, как для учащихся, так и для учителя. Проведение самой дискуссии в разных вариантах требует максимального напряжения сил учащихся на уроке: внимательно слушать оппонента, уметь тактично и грамотно отреагировать на сложные и на провоцирующие вопросы, сделать нужные и убедительные выводы по своей позиции, приводя разнообразные аргументы и свидетельства. Отсюда вывод: успешной дискуссии всегда предшествует серьёзная работа учащихся по выбранной добровольно ими позиции, подготовка к своей роли.

 

Литература:

 

1.                  Быстрова, Е. А. Обучение русскому языку в школе [Текст] / Е. А. Быстрова. — М.: Дрофа, 2004. — 240 с.

2.                  Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии [Текст] / М. В. Кларин. — Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176 с.

3.                  Немов, Р. С., Психология [Электронный ресурс] / Р. С. Немов, Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/08.php (дата обращения: 18.02.14).

4.                  Стрелова, В. В. Эволюция становления терминов коммуникативная компетенция и коммуникативная компетентность, Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. [Текст] / В. В. Стрелова. — Мн.: 2009. — Вып. 9. — 102 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): дискуссия, круглый стол, проблемный текст, A-H, коммуникативная компетенция, обсуждение проблемы, подготовительный этап, проведение дискуссии, урок, учащийся.


Похожие статьи

Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе

Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе

Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Использование IT-технологий для формирования навыков говорения при обучении английскому языку

Развитие аудирования как одной из компетенций функциональной грамотности на уроках английского языка

Технология формирования регулятивных умений учащихся общеобразовательной школы посредством использования исследовательского обучения

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса

Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема

Похожие статьи

Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе

Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе

Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Использование IT-технологий для формирования навыков говорения при обучении английскому языку

Развитие аудирования как одной из компетенций функциональной грамотности на уроках английского языка

Технология формирования регулятивных умений учащихся общеобразовательной школы посредством использования исследовательского обучения

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса

Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема

Задать вопрос