Роль женщины в государстве с позиции диалога Платона «Государство» и ее сравнение с реальной жизнью женщины в Древней Греции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 14.05.2015

Статья просмотрена: 12079 раз

Библиографическое описание:

Писаревская, А. А. Роль женщины в государстве с позиции диалога Платона «Государство» и ее сравнение с реальной жизнью женщины в Древней Греции / А. А. Писаревская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1525-1527. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18665/ (дата обращения: 17.12.2024).

В одной из книг «Государства» Платона, главный герой Сократ рассуждает о месте женщин в системе идеального государства. Женщина является важным элементом системы, так же, как и мужчина. Какой же должна быть роль женщины в идеальном государстве, и реализовалась ли она в современном мире?

По мнению Платона всё в государстве должно принадлежать государству, в том числе и жёны и дети. Всё должно быть общим. Стражи, которые не имеют частной собственности и ничего индивидуального, также должны иметь общих жен и детей. Это делается для того, чтобы достичь максимального единства. Только ограничив права конкретной личности, можно получить единое и неделимое государство. На самом деле, все это, в конце концов, должно привести к конфликту в семейной жизни. Человек не может самоотверженно служить государству, у него также есть и духовные потребности, которые не сможет заменить государство. Семья как правовой институт не может существовать в идеальном государстве. Это ведет к семейному эгоизму, а значит, к невозможности построить единство внутри системы. Платон называет это большим злом. «Может ли быть, по-нашему, большее зло для государства, чем то, что ведет к потере его единства и распадению на множество частей? И может ли быть большее благо, чем то, что связует государство и способствует его единству?» [1].

Лучшие женщины должны сходится с лучшими мужчинами, а худшие с худшими — это необходимо для того, чтобы у лучших пар рождались лучшие дети. Только такие браки полезны государству и заключать их должны в тайне правители. Они подбирают наиболее выгодные для государства пары. Например, мужчина, который отличился на войне, имеет широкую возможность сходиться с женщинами, чтобы зачать как можно больше детей для государства. Дети с телесными недостатками укрываются в тайном месте, чтобы никто их не нашел. А здоровые дети воспитываются кормилицами. Женщины стражи не воспитывают детей, они занимается только тем, что им было предназначено. Если бы женщина воспитывала детей, то она не могла бы так самоотверженно служить государству. Материнские чувства взяли бы вверх над долгом и тогда она перестала бы быть хорошим стражем. Любовь к собственным детям является помехой для единого и сильного государства.

В справедливом государстве, где каждый занимается тем, к чему у него есть способности, Платон приходит к выводу, что природа женщин не отличается от природы мужчин. Женщин нужно воспитывать так, чтобы они были для них соратниками. Естественные задатки у всех разные, поэтому каждый выполняет то, что ему предписано от природы. Однако не следует понимать теорию Платона буквально. Если мужчина и женщина имеют одинаковые способности, то это не препятствует тому чтобы заниматься одним делом. То есть в идеальном государстве есть как мужчины стражи, так и женщины. Здесь Платон подвергает сомнению общепринятое мнение о том что, женщины не могут воевать наравне с мужчинами. Все дело в воспитании. Если женщин воспитывать по таким же понятиям, как и мужчину, то она будет способна защищать государство. Единственное, о чем говорит Платон, это то, что женщины будут немного слабее в силу своих физических возможностей.

Например, гимнастика и военное дело не противоречат натуре женщины. Они вредны лишь тогда, когда она не может развивать своих природных способностей: «одинаковые природные свойства встречаются у живых существ того и другого пола, и по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины» [2]. Также Платон предвидит то, что если женщины будут заниматься гимнастикой голыми, то люди будут смеяться. Здесь он вспоминает то, что не так уж и давно варвары смеялись и над мужчинами, однако когда все поняли, что это намного удобнее, это стало нормой. То же самое произойдет и с женщинами. Такое воспитание женщин наиболее выгодно для идеального государства. Мужчина и женщина занимаются одним делом, составляют единое целое. Они живут не для себя, а для того чтобы защищать государство и давать новое потомство.

Таким образом, женщина должна быть не только женой, но и соратницей мужчине. По мнению Платона, она способна реализовывать свои возможности в создании идеального общества, однако не как принято-в семье. Женщина создана не только для того чтобы рожать и поддерживать порядок в доме. Да, она слабее, чем мужчина, но это не препятствует тому, чтобы она была стражем наравне с сильным полом.

Огромное влияние на философию Платона оказала Спарта. И здесь мы можем также проследить сходство женщины идеального государства и женщины Спарты. Девушки наравне с юношами занимались различными видами спорта. Стоить отметить, что они так же, как и мальчики, занимались гимнастикой в обнаженном виде.

Юные спартанцы, 1861. Эдгар Дега - Edgar Degas (1834-1917)

Рис. 1. Эдгар Дега. «Упражнения юных спартанцев» (1861)

 

Спартанки изучали военное искусство и умели сражаться с оружием в руках. Замуж они выходили в 18–25 лет, в то время как в Афинах в 14. В «Государстве» Платона женщины должны были рожать детей с 20 лет. Женщинам были чужды эмоции, они с гордостью отправляли своих сыновей на верную смерть. Они не пользовались косметикой и духами, не носили украшений. Их одежда напоминала мужскую. Женщины Спарты были энергичны и сильны духом. Дома они не занимались ткачеством и рукоделием. Это была работа рабынь.

Единственным занятием спартанца была война. К ней их готовили с самого рождения. Уже в самом начале жизни дети проходили отбор. Слабые подлежали смерти. Остальные воспитывались как будущие солдаты. Здесь важную роль также играла женщина. В ее обязанности входило рождение детей. Причем если она не имела детей с одним мужем, закон разрешал пробовать с другим мужчиной. В некоторых семьях женщины были общими. «У лакедемонян издавна было заведено (<…>), чтобы трое или четверо мужчин имели (одну общую) жену, иногда же (даже) и большее их число, если они были братьями, причем их дети считались общими; а для того, кто произвел на свет уже достаточно детей, отдать (свою) жену кому-нибудь из друзей считалось делом прекрасным и согласным с обычаем» [3]. Несмотря на все это, женщины в Спарте считались самыми свободными во всей Греции. Война уносила большое количество жизней мужчин, и поэтому все остальное ложилось на плечи женщин.

Положение остальных женщин Древней Греции намного отличалось от места в обществе спартанских. Основной задачей женщины было рождение детей и поддержание порядка в доме: «Брак для греков был одновременно средством достижения определенной цели — обзаведения законными потомками, которые останутся на земле после смерти родителей, — и способом упорядочить и обустроить домашние дела» [4]. Женщины выходили замуж не по любви, зачастую они даже не видели будущего мужа до свадьбы. В четырнадцать лет гречанка выходила замуж. Ее с самого детства готовили к семейной жизни, поэтому к 14 годам девушка должна была быть готова к созданию семьи. Мужчина мог развесить с женой в любое время без всяких усилий, в то время как женщина для развода должна была предоставить такие аргументы, которые бы подтверждали недостойное поведение мужа. Женщины практически не обладали правами. Они всегда были подвластны мужчинам. Мужчинам отводилась главная роль во всех сферах общественной жизни. В устройстве греческого полиса было явно выражено мужское начало. Женщина не только не занимала высокого положения, но и полностью зависела от мужа.

Таким образом, мы можем наблюдать неоднозначное положение женщины в государстве. Видение Платона о роли женщины во многом совпадает с реальной жизнью спартанской девушки. Для идеального государства нужна сильная женщина, которая будет соратницей мужчине. Такие женщины не дают волю чувствам. Только такая женщина может являться достойным гражданином государства. Однако почему же идея Платона о женщине-соратнике не воплотилась в жизни? Во всей остальной Греции женщина во всем подчинялась мужчине. И это считалось нормальным для всего общества. Женщин учили с самого детства быть матерями. Их не воспитывали солдатами, это была роль мужчин. Нельзя сказать, что женщина была несчастлива. Она исполняла роль жены и матери, к которой ее готовили с детства. Это должно было быть ее наивысшим счастьем — делать то, к чему тебя готовили с самого рождения. Женщина Греции просто не знала другой жизни, так что я не могу утверждать, что такой порядок был унизительным для нее. Несмотря на очевидное подчинение мужчине, женщина всегда оставалась очень значимым элементом общества. Она была музой для множества произведений искусств.

И сейчас нельзя сказать, что идея Платона полностью реализовалась. Да, права женщин намного расширились, но, женщина не стала быть равной мужчине. Традиции все еще имеют место быть в нашей жизни, хотя они и подвергаются сомнениям. Возможно, через несколько лет мы сможем уверенно сказать, что женщины достигли уровня быть соратником мужчине, ведь сейчас мы движемся в этом направлении. Однако я не могу сказать, к какому результату это приведет, но совершенно ясно, что идея Платона не реализовалась даже спустя две тысячи лет, так как традиции и ценности общества не так уж и легко разрушить в один момент.

 

Литература:

 

1.                  Платон. Государство. Книга V. [Электронный вариант].URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/26gos05.htm Дата проверки: 08.05.2015.

2.                  Там же

3.                  Андреев Ю. В. Спартанская гинекократия. Женщина в античном мире. — Москва — «Наука». — 1995.

4.                  Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции / Пер. с англ. В. В. Федорина. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. с 15

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, идеальное государство, мужчина, ребенок, государство, рождение детей, самое детство, самое рождение, семейная жизнь, Спарта.


Задать вопрос