В статье автор пытается определить специфику в XIV-XVI вв. одной из главных функций семьи — репродуктивной. Проанализированы несколько самых важных проблем: брачный возраст, непрерывное деторождение и связанные с ним проблемы женского организма, особенности протекания демографических процессов и роль женщины в семье.
Ключевые слова: женщины, брачный возраст, линьяж, пандемия, непрерывное деторождение.
Средневековая культура была важной ступенью в формировании современных представлений о женщине и женской природе. Именно средневековье представило наиболее развернутую и аргументированную концепцию женского несовершенства, однако именно средневековая культура содержала и ростки другого, нового отношения к женщине. С христианской культурой в нашу жизнь пришли два женских образа-антипода, которые до сих пор играют важнейшую роль в отношении к женщине, — виновница грехопадения Ева и добродетельная мать Христа Мария. Изучение социальных ролей средневековой женщины, несомненно, позволяет лучше понять и положение женщины в современном обществе: в экономике и политике, образовании и семейной жизни.
По данной теме имеется несколько самых важных проблем, относящихся к исследуемому периоду: брачный возраст, непрерывное деторождение и связанные с ним проблемы женского организма, особенности протекания демографических процессов и роль женщины в семье.
В данный период верхняя граница брачного возраста для девушки составляла «17–18 лет, нижняя 14–15 лет» [6, с. 130]. Для мужчины необходимо было иметь наследников. В итоге главная задача женщины — Исполнение репродуктивных функций. В данное время медицина находилась на низком уровне развития: женщины часто умирали от дизентерии в условиях отсутствия дезинфекции и навыков элементарного мытья рук, общего сепсиса и гинекологических патологий. Дети редко достигали совершеннолетия из-за высокой смертности. В этом причина постоянного возобновления репродуктивных функций. Кроме того, брачная начиналась в очень раннем возрасте, нередко еще до того, как наступало физиологическое созревание. Доказательством этому служит тот факт, что по статистике (например, флорентийской) от замужества до первых родов часто проходило значительное время; после же первых родов новые беременности и роды шли одни за другими. Кроме того, необходимо учитывать фактор постоянных пандемий. Вот пример из семейной книги одного флорентийского горожанина XIV в.: «Сальваджа, их дочь, имела прекрасную речь, какой нельзя встретить у девочек; была хитрой и умненькой, умерла еще до чумы 1348 г., будучи в возрасте менее 6 лет» [1, с. 22]. Вакцин от инфекционных заболеваний не существовало, что приводило к катастрофическим последствиям от эпидемий. «Монна Франческа, дочь названного Туччо, стала женой Ванни Манетти; она имела много детей, мальчиков и девочек, из которых многие умерли от чумы 1348 г., и она умерла от этой чумы, в возрасте более 45 лет» [1, с. 34].
Вследствие волн эпидемий воспроизводство населения ложилось еще большим бременем на женщин. Эпидемии приводили к смерти либо части семьи, либо всех детей и матери. «Была она сначала женой Стефано ди Пьеро Стефании из Пианеллы, каковой умер от чумы 1348 г., и остались от него три сына, каковые умерли от чумы 1363 г.: вновь она вышла замуж за Франческо ди Липпо Антинори, и имела от него многих детей, сыновей и дочерей, о которых мы скажем далее, каковые в настоящее время живы; то есть, Томмазо, Маттео, Никколо, Филиппо, Катерина, ее дочь» [1, с. 27]. Цель мужчины в обретении наследников всегда была актуальной: ему снова и снова были необходимы наследники или жена. Мужчине могло быть уже лет за сорок лет, потому что они вступали в брак они позже ч, и уже какое-то время он пребывал в браке, а для деторождения подходили только преимущественно девушки в возрасте 15–20 лет. В итоге закономерность, отмеченная Опитц К. «и для знати, и для горожан, — значительная возрастная разница в браке супругов — престарелый муж и юная жена» [3, с. 336].
Частые роды не могли бесследно пройти для организма женщины. В нормальных условиях ему следовало восстановиться в течение двух лет, но часто в городских семьях не могли позволить выдерживать этот срок, что приводило к скорому изнашиванию организма женщины, его истощению и часто к случаям смерти. «Во время родов умирала приблизительно одна из шести — семи женщин, к тому же частые роды ослабляли здоровье: в одном итальянском источнике фиксируется смерть от слабости женщины, родившей за 23 года 15 детей» [3, с. 340]. В восстановление организма женщины входит не только значительные перерывы между беременностью, но также хорошее и правильное питание, как во время родов, так и после. Данное правило не всегда исполнялось. Эпидемии уносили множество жизней, а значит и рук. Уход за урожаем и уборки нарушался, что приводило к голоду. В доме главным лицом был мужчина. Он добытчик пропитания, на нем вся тяжелая работа, самое лучшее съестное в первую очередь предоставлялось ему.
Особенностью является то, что девочек рождалось больше, но смертность среди них была выше, так как в первую очередь спасали жизнь мальчиков, как наследников [4, с. 200]. Итог следовал отрицательный: мужчины часто оставались холостыми. Женщине не давали оставаться долго вдовой, если она теряла мужа в репродуктивном возрасте. В этом случае она возвращалась в свой род (линьяж) ее снова выдавали замуж, но трудности все же со вторым браком возникали, так как девушка была уже не самой молодой, следовательно, появлялись сомнения в исполнении ею репродуктивной функции. «Эта Аньола после смерти мужа долгое время оставалась со мной: я хотел вновь выдать ее замуж, но не представилось к этому случая, ибо она была вдова и бастарда: наконец, к моей чести, и потому, что имел в ней большую нужду, брат Лоттьери заставил ее стать пинцокерой по их уставу (отшельников Св. Августина) в декабре 1366, и туда последовала она с надеждой на Господа» [1, с. 73]. «Для периода средневековья характерен устойчивый дефицит невест на «брачном рынке» [5, с. 6].
Женщина имела меньшую ценность в семье, нежели мужчина. Муж — глава семейства и всего, что в нем находится. «Муж прочно стоял в центре женской вселенной во всей литературе этого периода. Обязанность почтения, привязанности и, прежде всего, повиновения жены своему мужу не была ни оспорена, ни изменена религиозными и светскими авторами» [2, с. 134].
«Центральное положение в трактатах о семье отводилось детям, это подчеркивалось ведущей ролью отца в воспитании и образовании своих чад; что отодвигало мать в область чисто физиологических функций. Отец был тем, кто заботился о детях даже перед зачатием ли их — выбирая сильную, здоровую, воспитанную жену, подходящую для деторождения» [3, с. 138]. Ключевая роль женщины сводилась в основном к репродуктивной функции. Воспитание было ответственностью отцов и нянь. Первые дни занимались ребенком кормилицы, что способствовало скорому возвращению к супруге репродуктивной функции.
В заключении данной работы следует отметить, что главная функция женщин в семье — воспроизводство потомства. Существование или выживание семьи зависело всецело от мужа. Мужчина считался состоявшимся, если имел наследника. От женщины требовалось исполнить эту цель, но существовало множество факторов, препятствующих этому, что приводило к старости организма женщины намного раньше, чем в настоящее время.
Литература:
- Velluti D. La cronaca domestica. Firenze. 1914. — 317 p.
- Веккьо С. Хорошая жена // История женщин. Молчание средних веков. СПб.: Алетейя, 1996. — 336 с.
- Опитц К. Как жили в позднем средневековье. // История женщин. Молчание средних веков. СПб.: Алетейя, 1996. — 336 с.
- Рябова Т. Б. Женщина в истории Западноевропейского Средневековья. Иваново: Юнона. 1999. — 212 с.
- Херлихи Д. Женщины в средневековом обществе. // Рябова Т. Б. Женщина в истории Западноевропейского Средневековья. Иваново: Юнона. 1999. — 212с.
- Краснова И. А. Горожанки Флоренции между семьей и монастырем: индивидуальный выбор, брачные стратегии социальное принуждение // Диалог со временем:
- Альманах интеллектуальной истории. Специальный вып. 31 / ред. Репина Л. П. М.: URSS. 2010. — 410 с.