Стереотипные женские образы в романах Джейн Остен (на примере героини «Гордость и предубеждение» Элизабет Беннет) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 22.05.2015

Статья просмотрена: 3310 раз

Библиографическое описание:

Кучаева, К. С. Стереотипные женские образы в романах Джейн Остен (на примере героини «Гордость и предубеждение» Элизабет Беннет) / К. С. Кучаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.5 (90.5). — С. 46-47. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18117/ (дата обращения: 16.11.2024).

Важнейшая роль в становлении викторианского романа и шире — реалистической эстетики — наряду с Ч. Диккенсом, У. М. Теккереем, Т. Гарди и др., принадлежит и женщинам-писательницам XIX столетия — Ш. и Э. Бронте, Ф. Берни, М. Шелли, Э. Гаскелл, Д. Элиот, А. Мэрдок, М. Спарк и др. Одна из величайших романисток Д. Остен «совершила революцию в повествовательном искусстве, утвердив за романом его главенствующую роль и доказав, что женщина имеет право на творчество» [1; 24].

Материалом исследования являются романы Д. Остен: «Гордость и предубеждение», «Эмма» и «Чувство и чувствительность». В качестве объекта исследования выступают женские образы в названных романах, в качестве предмета — языковая реализация женских образов. Цель данной работы — определение основных характеристик, которыми наделены героини романов Джейн Остен.

Значительное количество произведений сестер Ш. и Э. Бронте, Дж. Элиот, Ф. Берни, М. Шелли, Э. Гаскелл, Д. Остен и др. свидетельствует о том, что викторианские писательницы ощущали необходимость показать процесс становления новой женщины, эволюцию ее жизненных установок. Изображая жизненный путь своих героинь, они фокусируют внимание на изменении ролевых функций женщины в английском обществе середины XIX столетия, поскольку именно в этот период наиболее ярко проявились перемены в различных сферах социума: на культурном (изменение норм и ценностей, связанных с образом женщины и ее поведением), институциональном (в сфере семьи, работы, образования), межличностном (в области взаимоотношений мужчины и женщины) уровнях.

Для анализа применялись сравнительный и описательный методы [2; 93].

На основании прочитанного (Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман «Теория литературы», А. Б. Есин «Принципы и приемы анализа литературного произведения», Н. Л. Лейдерман «Теория жанра») мы разработали план анализа женского образа в романах Джейн Остен [3; 75]:

1)     Определение места героя среди других персонажей;

2)     Семья, полученное воспитание, история жизни, род занятий, положение в обществе;

3)     Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей;

4)     Вербальное поведение (речевая характеристика);

5)     Невербальное поведение (мимика, жесты);

6)     Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко;

7)     Черты характера, оценка героя другими персонажами.

В результате анализа образа героини романа «Гордость и предубеждение» Элизабет Беннет мы видим, что Д. Остен наделяет ее такими характеристиками, как правдивость, искренность, прямота характера. Автор отмечает ее природный ум, сообразительность и неординарность мышления. При всем при этом героине трудно переломить гордость, она легко заблуждается. Ее веселый, игривый нрав, ироничность помогают ей не терять присутствие духа в сложных жизненных ситуациях, ее решимость, непоколебимость выражаются в действиях и словах, она никогда не противоречит себе. Но в то же время она уязвима, она предрасположена к быстрым выводам и необоснованным характеристикам. В образе Элизабет мы видим женское молодое поколение того времени с прогрессивными стремлениями.

 

Литература:

1.                  Гениева, Е. Ю. Романы Дж. Остен / в кн. Дж. Остен Чувство и чувствительность, Гордость и предубеждение, Леди Сьюзен: (золотой фонд мировой классики) / Е. Ю. Гениева. — М.: ООО АСА, 2003. — 709 с.

2.                  Ефимов, А. И. Образная речь художественного произведения // Вопросы литературы / А. И. Ефимов. — 1959. — № 6.

3.                  Волков, И. Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей / И. Ф. Волков. — М.: Просвещение; ВЛАДОС 1995. — 256 с.



Похожие статьи

Специфика изображения женских характеров в романе Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины»

Особенности коммуникативного поведения викторианской жены (на материале романа Эмили Бронте «Грозовой перевал»)

Художественный англоязычный текст как среда функционирования метафоры (на примере романа Френсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби»)

Особенности антропонимики современной британской литературы: классификация говорящих имен собственных на материале романов Терри Пратчетта (цикл «Плоский мир»)

Имплицитная информация как главное средство речевого воздействия Ребекки Шарп в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»

Христианская концепция хронотопа в романе Дж. Макдональда «Лилит»

Буддийские мотивы в японской литературе эпохи Хэйан (на примере средневековой повести «Дневник Сарасина»)

Приемы языковой актуализации смысла в романе Зэди Смит «Белые зубы»

Жанр ситуационной комедии в обучении иностранному языку (на примере ситкома «Выбирайте выражения»)

Отражение темы детства и его репрезентация в романе У. Голдинга «Повелитель Мух»

Похожие статьи

Специфика изображения женских характеров в романе Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины»

Особенности коммуникативного поведения викторианской жены (на материале романа Эмили Бронте «Грозовой перевал»)

Художественный англоязычный текст как среда функционирования метафоры (на примере романа Френсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби»)

Особенности антропонимики современной британской литературы: классификация говорящих имен собственных на материале романов Терри Пратчетта (цикл «Плоский мир»)

Имплицитная информация как главное средство речевого воздействия Ребекки Шарп в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»

Христианская концепция хронотопа в романе Дж. Макдональда «Лилит»

Буддийские мотивы в японской литературе эпохи Хэйан (на примере средневековой повести «Дневник Сарасина»)

Приемы языковой актуализации смысла в романе Зэди Смит «Белые зубы»

Жанр ситуационной комедии в обучении иностранному языку (на примере ситкома «Выбирайте выражения»)

Отражение темы детства и его репрезентация в романе У. Голдинга «Повелитель Мух»

Задать вопрос