Формирование действия самоконтроля младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 22.05.2015

Статья просмотрена: 1269 раз

Библиографическое описание:

Болатаева, В. Н. Формирование действия самоконтроля младших школьников / В. Н. Болатаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.5 (90.5). — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18011/ (дата обращения: 16.11.2024).

Проблема самоконтроля является весьма актуальной в психолого-педагогической науке и практике. Под самоконтролем, в широком смысле, понимается умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам, мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль охватывает все стороны личности, ее жизни и деятельности. Начальная школа призвана обеспечить формирование у школьников умения и желание учиться. Основными составляющими «умения учиться» являются рефлексивные и продуктивные действия и операции, отвечающие на вопрос: чему учиться и как научиться. Умеющий учиться инициативен, самостоятелен, активен, владеет приемами самоконтроля. Необходимо, чтобы встреча ребенка с самим собой, состоявшаяся еще до школы, нашла развитие в учебной деятельности. Этому может способствовать самоконтроль, как обязательное звено любой, в том числе и учебной деятельности. Одной из проблем начальной школы в настоящее время является сформированность у учащихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, сравнивать ее результаты с эталоном. В ходе обучения постоянно возникают вопросы – может ли учащийся самостоятельно проанализировать свою работу, найти и исправить ошибки, контролировать не только соответствие выполненных действий их схеме, но и соответствие самой схемы изменившимся условиям задачи.

Самоконтроль в учебной деятельности побуждает к аккуратному выполнению учебных заданий, устраняет ошибки, помогает лучше осознать содержание, приучает учащихся выражать свое собственное мнение, производить сравнение изучаемых объектов, формировать внимание, давать оценку, словом, проявлять самостоятельность мысли. Самоконтроль учащихся обеспечивает получение учащимися информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков в возникших трудностях.

В ходе самоконтроля человек совершает умственные и практические действия. Самоконтроль способствует развитию мышления и других психических процессов, он тесно связан с памятью и вниманием. Будучи качеством личности, условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью всех видов учебной деятельности. При организации практической деятельности возможно использование памяток, схем, таблиц, образной наглядности, перфокарточек, алгоритмов и т.п. Различные виды диктантов, в том числе и контрольный, способствуют развитию действия самоконтроля. Данная работа должна обязательно проходить в «ситуации успеха» для улучшения результатов. В итоге такой работы у учащихся повышается интерес к выполняемой ими работе. Так, на уроках русского языка применяются такие методы и приемы развития действия самоконтроля: предъявление образца для разбора; придумывание собственных примеров на новое правило; обсуждение затруднений в написании и установление их причин; проведение самодиктантов; различные разборы; лексические игры; различные приемы проверки учителя (подчеркивание, указания на полях или проставление общего количества ошибок), затем самопроверка; инструктирование учащихся (объяснение, показ, письменная инструкция).

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, начальная школа, самоконтроль.


Задать вопрос