Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование нравственных качеств дошкольников

Педагогика
24.10.2020
48
Поделиться
Библиографическое описание
Артюх, И. П. Формирование нравственных качеств дошкольников / И. П. Артюх, Н. А. Хоминич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74440/.


В. А. Сухомлинский говорил: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин» [5].

Во все времена каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Но, ведь этот окружающий мир — это мы и наши подросшие дети. Откуда же берется зло? Мы не редко слышим выражение: «Дети жестоки», и иногда даже наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям, сверстникам или животным.

Но ведь ребенок не рождается жестоким…. Получается, что он приобретает это качество характера. Но как так? Ведь рядом с маленьким ребенком любящие его родители, а позднее добрые и компетентные педагоги. Что мы делаем не так?

Чтобы малыши получали свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, мы используем в своей работе разные приемы и методы (беседы нравственного содержания, чтение и обсуждение сказок, создание проблемных ситуаций, описание ситуации по картине и т. д.)

Эти методы давно проверены и дают хороший результат, но все же, главным и основополагающим является собственный пример! В первую очередь, конечно, пример родителей и близкого окружения малыша, а потом и пример педагога. Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений у детей — основная задача взрослых.

Важно, не только объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Гораздо важнее, научить его проявлять и использовать в своей повседневной жизни такие качества как: «внимание», «забота», «сочувствие», «помощь», «уважение» и т. п.

Не менее важна и мотивация, а также самоанализ ребенком своих поступков и поведения. С этой целью у нас появилась идея использовать «Домики добрых дел». Нашли подходящую картинку многоэтажного дома с большим количеством окон, распечатали и ламинировали такой именной домик на каждого ребенка.

Первым этапом — было знакомство ребят с домиками и их значением. Педагоги рассказали, почему эти домики называются «добрыми». Ребята наперебой называли поступки и дела, которые можно считать «добрыми». Рассмотрев домики, дети заметили, что в них очень много окошек, но в них темно, там не горит свет. А, зажечь свет в окошке, вы сможете сами, если будете делать добрые дела и совершать хорошие поступки.

Заранее, мы приклеили по периметру домиков двухсторонний скотч, поэтому каждый ребенок с легкостью и большим удовольствием приклеил домик на дверцу своего шкафчика. В качестве огоньков в окнах используем самоклеящуюся этикет-ленту разных цветов. Ребята самостоятельно наклеивают огоньки, выбрав, любой понравившийся им цвет.

И начал зажигаться свет в окнах наших домиков. Задача воспитателя, наблюдать за поведением ребят в игровой и самостоятельной деятельности, режимных моментах.

Очень важно, чтобы ребенок не только стремился получить очередной огонек, гораздо важнее для меня, как педагога, чтобы он знал и понимал, за какой поступок, этот огонек зажегся и мог оценить его. Необходимо спрашивать, что ты почувствовал, когда сделал что-то хорошее? Мы должны научить ребенка говорить о своих чувствах и ощущениях в разных ситуациях. Чтобы правила хорошего поведения стали нормой для малыша, он должен испытывать от этого положительные эмоции: похвалу воспитателя, благодарность и улыбку сверстника, восхищение родителей, увидев очередной «добрый» свет в домике своего сына или дочери. Таким образом, наряду с мотивом, заслужить свет в окошке, мы постепенно формируем нравственные мотивы — желание быть нужным другим (сверстникам, взрослым).

Ребята младшей группы учатся устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, оказывать помощь, тому кто в ней нуждается, создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами и желаниями других детей.

Смысл деятельности педагога — создание каждому воспитаннику ситуации успеха. Поэтому, никогда не говорите ребенку: «Ты не получишь огонек», «Ты не заработал свет в окошке» и т. п. Такие выражения формируют чувство неуверенности в себе, беспомощности. Напротив, важно подбодрить малыша, дать понять, что у него обязательно, все получится, и вы ему в этом поможете.

Домики добрых дел, помогают мне налаживать взаимоотношения с родителями, заинтересовать, мотивировать их на сотрудничество.

Родители, радуются, как дети, появлению новых огоньков в окошках детских домиков. Таким образом, обсуждая поведение и поступки ребенка, его настроение в течение дня, стараемся установить партнерские отношения, найти индивидуальный подход к каждой семье. В случае необходимости оказать помощь и поддержку в сложных педагогических ситуациях.

Наши «добрые» домики стимулируют родителей на повышение своей компетентности в вопросах воспитания своего ребенка, а также вызывают желание принимать активное участие в образовательном процессе.

C:\Users\Алина\Downloads\3_NEW.jpg

Литература:

  1. Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика.-2012.-№ 7
  2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников.- Мозаика-Синтез, М., 2012.
  3. Комарова О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. -2015.-№ 3
  4. Педагогическая библиотека http://pedib.ru
  5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. — 288 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 94-96):
Часть 2 (стр. 69-145)
Расположение в файле:
стр. 69стр. 94-96стр. 145

Молодой учёный