Уровень квалификации сотрудников - ведущий показатель конкурентоспособности предприятия. Очевидно, что современное развитие общества требует непрерывного повышения квалификации сотрудников. Эффективность повышения квалификации во многом зависит от используемых подходов к организации образовательного процесса.
В современной педагогической теории и практике разработаны и реализуются множество подходов к отбору содержания и построению образовательного процесса в системе повышения квалификации. Анализ научно-педагогической литературы, практики повышения квалификации сотрудников позволил нам систематизировать имеющиеся подходы к повышению квалификации специалистов и выделить три ключевых идеи, лежащих в их основе: идея модульности; идея системности; идея ориентации на профессиональную деятельность. В соответствии с этим можно выделить соответственно и три группы подходов к повышению квалификации:
- подходы, основанные на модульном принципе построения содержания и организации процесса повышения квалификации (модульные подходы);
- подходы, рассматривающие процесс повышения квалификации как систему, во взаимосвязи с другими производственными и учебными процессами (системные подходы);
- подходы, согласно которым процесс повышения квалификации необходимо строить на основе структуры профессиональной деятельности специалиста, выделения в ней отдельных процессов, профессиональных компетенций, видов деятельности и т.д. (деятельностно-ориентированные подходы).
Рассмотрим более подробно каждую группу подходов.
В последнее время в педагогической науке и практике широко используются модульные подходык разработке содержания и организации процессов повышения квалификации. В отличие от стандартного подхода к обучению, ориентированного, в основном, на передачу знаний, модульный подход нацелен на достижение определенной профессиональной компетентности. Содержание обучения при этом формируется на основе системного анализа профессиональной деятельности специалиста, в ходе которого выявляются конкретные задачи профессиональной деятельности и профессиональные навыки и знания, необходимые для выполнения каждой из подобных задач [1].
А.З. Харин, И.Н. Мутылина [2] к особенностям модульного подхода к повышению квалификации специалистов относят высокую степень адаптивности обучающихся к условиям педагогического процесса; представление содержания обучения в законченных самостоятельных модулях; создание модуля как информационного банка и как методического руководства по его применению. Конечным продуктом использования модульного подхода к построению процесса повышения квалификации авторы считают модульную программу, которая представляет собой совокупность учебных элементов, число которых может возрастать по мере текущего усовершенствования программы.
Т.М. Пчелкиной описан блочно-модульный подход к организации повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, который характеризуется следующими особенностями: учет уровня специальных знаний и навыков через систему входных и выходных тестов; составление индивидуальной программы обучения с учетом выявленного уровня профессиональной компетентности; тщательное учебно-методическое обеспечение каждого модуля и учебного элемента; выстраивание учебных модулей в соответствии с содержанием конкретной должности. Исследователь считает, что «специфика образовательного процесса в системе повышения и профессиональной переподготовки объективно требует проблемно-блочного (модульного) построения программ обучения, что дает возможность осуществлять их гибкую компоновку, делая процесс повышения квалификации более вариативным и индивидуализированным» [3].
В работе Н.Н. Никитушкиной описана системно-модульная технология повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту, особенностью которой является функционально-структурная детализация организационных форм, содержания и методов учебного процесса [4]. Основу технологии составляет системный модуль, который строится из пяти отдельных блоков: входящей информации, теоретической подготовки, практической подготовки, интегральной подготовки, выходящей информации.
С.Г. Наговицыным разработана технология отбора и структурирования содержания дополнительного профессионального образования на основе квалиметро-модульного подхода, включающая следующие процедуры: проектирование учебного тезауруса дисциплин, входящих в образовательную программу; педагогическую экспертизу проектов учебных тезаурусов методом групповых экспертных оценок; декомпозицию содержания образования на учебные модули; содержательное наполнение модулей на основе объективизированных учебных тезаурусов дисциплин [5].
Проведенный анализ позволил выделить достоинства модульных подходов к повышению квалификации специалистов:
- гибкое построение содержания учебного процесса, обеспечение высокой степени адаптивности обучающихся к условиям педагогического процесса, вариативности и личностной ориентированности процесса повышения квалификации;
- интеграция различных видов и форм обучения;
- рациональное структурирование учебного материала в условиях кратковременного срока обучения;
- более эффективная реализация межпредметных связей.
Однако модульные подходы имеют и свои недостатки. Основным является то, что такие подходы не раскрывают ценностных и целевых установок процесса повышения квалификации, не обосновывают отбор педагогического инструментария. Не всегда ясно, по какому принципу выделять и структурировать модули.
В научной литературе раскрываются также подходы к повышению квалификации сотрудников, в основе которых лежат идеи целостности, системности – условно назовем их системные подходы. К этой группе можно отнести холистический, системно-целостный, гуманитарно-системный подходы к повышению квалификации специалистов.
В работе Н.И. Мицкевича обосновывается необходимость холистического подхода к повышению квалификации. Холизм в процессе повышения квалификации, по мнению исследователя, означает «включение человека в непрерывную образовательную деятельность, в которой основное внимание концентрируется на приобщении обучающегося к поиску средств и способов разрешения проблем реальной действительности» [6].
В исследовании Е.Е. Вяземского раскрыты особенности проектирования и реализации процесса повышения квалификации преподавателей истории на основе системно-целостного подхода, в основе которого лежат идеи непрерывности образования по отношению к личности, образовательному процессу и организационной структуре образования; практико-ориентированной направленности образовательного процесса; сочетания дополнительного профессионального образования с профессиональным самообразованием [7].
Э.М. Никитин указывает на необходимость реформирования системы дополнительного профессионального образования на основе гуманитарно-системного подхода, который предполагает спонтанность взаимодействия субъектов образовательного процесса, их равноправность в этом взаимодействии, эмоциональную насыщенность такого взаимодействия, направленность на развитие сложившихся у слушателей индивидуальных профессиональных моделей [8].
Достоинствами системных подходов к повышению квалификации специалистов являются:
- целостное видение процесса повышения квалификации в контексте непрерывного профессионального образования;
- направленность процесса повышения квалификации на развитие у слушателей системного мышления.
Недостатком системных подходов выступает их оторванность от конкретных условий профессиональной деятельности специалистов, недостаточный учет современных требований к специалистам и их образовательных потребностей.
Ряд авторов предлагают осуществлять повышение квалификации сотрудников на основе предварительного определения ключевых производственных процессов (бизнес-процессов, производственных функций), ключевых профессиональных компетенций специалистов или особенностей их профессиональной деятельности. Условно назовем эту группу «деятельностно-ориентированные подходы». К ней можно отнести процессный, деятельностный, тренинговый, компетентностный, практико-ориентированный подходы к повышению квалификации сотрудников, а также повышение квалификации на рабочем месте.
В работе Н.Р. Ипатовой раскрыты особенности процессного подхода к построению системы корпоративной переподготовки и повышения квалификации в условиях бизнес-образования [9]. Автором обосновано, что именно такой подход позволяет адаптировать функциональные возможности современных образовательных технологий, обеспечить целостность и инновационную направленность педагогического процесса, повысить качество формирования готовности специалистов к профессиональной деятельности в условиях современной конкурентной среды.
В работе Н.Г. Калашниковой разработана система подготовки и повышения квалификации учителей начальных классов по формированию у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, базирующаяся на деятельностном подходе [10]. Повышение квалификации автор рассматривает как деятельность учителей по самоизменению собственной профессиональной деятельности, включающую:
- рефлексивный анализ учителем своей педагогической деятельности по выработке у детей умения учиться, осознание своих образовательных потребностей, самоопределение;
- проектирование в коммуникативном взаимодействии с другими субъективно значимого содержания и способов деятельности по формированию у детей умений учебной деятельности, осмысление и углубление понимания ее теоретических оснований;
- максимальное осознание деятельности организаторов курсов и происходящих процессов, их рефлексивный анализ и выработку своего отношения [10, с. 14].
Г.Р. Юсуповой раскрыты особенности организации повышения квалификации педагогов посредством личностно ориентированного деятельностно-ценностного обучения и соответствующих образовательных технологий [11]. Теоретической основой такой организации повышения квалификации является разработанная автором методическая система, в которой:
- теоретическое моделирование процесса повышения квалификации осуществляется на основании системного, деятельностного, кибернетического и психологического подходов;
- процессуальные компоненты повышения квалификации приведены в соответствие трем этапам учебной деятельности (ориентировочно-мотивационному, операционально-исполнительному и рефлексивно-оценочному);
- модель методической системы включает в себя цель, содержание, средства и типовой модуль взаимосвязанных и последовательных этапов учебной деятельности, организационных форм и методов обучения.
В работе Е.П. Герасимова рассмотрен практико-ориентированный подход к повышению квалификации сотрудников туристской организации в сфере менеджмента на основе концепции «самообучающейся организации» [12].
С.Б. Качалов обосновывает социальную и экономическую эффективность повышения квалификации на рабочем месте, под которой он понимает «процесс систематического совершенствования знаний, умений и трудовых навыков сотрудников посредством обучения внутри организации, обеспечивающий рост эффективности выполнения работы персоналом, результаты которого являются одним из факторов обеспечения высокой эффективности деятельности предприятия в целом» [13].
О.Г. Ксендой описаны практико-ориентированные подходы к повышению квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений с целью подготовить их к внедрению инноваций в учебный процесс [14]. Автор обосновывает, что в процессе повышения квалификации необходимо использовать такие организационные формы, как интерактивные игры, тренинги, креативную практику, направленные на активизацию творческого потенциала личности через поисково-творческую самостоятельную деятельность.
В последнее время все большую популярность в России приобретает тренинговый подход к повышению квалификации сотрудников компании, предполагающий построение процесса повышения квалификации как системы групповых профессионально-ориентированных тренингов.
Р.С. Силкин обосновывает необходимость реализации в дополнительном профессиональном образовании компетентностного подхода [15]. Автор выделяет три ключевых блока компетенций специалиста, которые необхъодимо развивать в системе повышения квалификации: к самому себе как личности, к взаимодействию с другими людьми, непосредственно к профессиональной деятельности.
Достоинствами деятельностно-ориентированных подходов к повышению квалификации специалистов являются:
- максимальный учет условий профессиональной деятельности специалистов;
- практикоориентированность, включение слушателей в профессиональную деятельность.
Недостатком таких подходов является их некоторая «узость», ориентация на непосредственную деятельность специалиста вне контекста целостной системы работы предприятия (организации).
Проведенный анализ показывает, что имеющиеся подходы к повышению квалификации специалистов ориентированы преимущественно на повышение качества выполняемых ими функций или овладение новыми функциями и не предполагают формирование у специалистов системного, целостного представления о работе организации с последующей детализацией выполняемых непосредственно ими функций, осознанием места и роли этих функций в целостной системе деятельности организации.
Мы считаем, что в системе повышения квалификации специалистов наибольшую эффективность будет иметь синтетический подход, «завязанный» на логико-дедуктивную структуру деятельностного подхода, интегрирующий достоинства всех имеющихся подходов к повышению квалификации. В качестве такого подхода нами определен дедуктивно-логистический подход. Проведенный анализ подходов к повышению квалификации сотрудников позволил выделить элементы, определяющие сущность и структуру такого подхода, которые будут подробно описаны в дальнейших публикациях.
Литература
1. Васильева, И.Н. Интерактивное обучение и модульные педагогические технологии [Текст] / И.Н.Васильева, О.А. Чепенко // Специалист. – 1997. – № 6.
2. Харин, А.З. Реализация модульного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров [Электронный ресурс] /А.З. Харин, И.Н. Мутылина. Режим доступа http://sipk.unpo.ru/html/konferencii.files/1.htm.
3. Пчелкина Т.М. Блочно-модульная система повышения квалификации руководителей образовательных учреждений ЕАО [Текст] /Т.М. Пчелкина //Педагогический вестник ЕАО. – 2005. - № 1.
4. Никитушкина Н.Н. Системно-модульная технология использования активных методов обучения в повышении квалификации кадров по физической культуре и спорту: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. – М., 2001. - 139 с.
5. Наговицын С.Г. Структурирование содержания дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы: Автореф. дисс…к.п.н. 13.00.08. – Ижевск, 2007. – 28 с.
6. Мицкевич Н.И. Дидактические основы повышения квалификации: теория и практика: Монография [Текст]. - Минск: БГПУ им. М. Танка, 1999. - 206с.
7. Вяземский Е.Е. Теоретико-методологические основы повышения квалификации преподавателей истории в Российской Федерации в условиях открытого многокультурного общества [Текст] //Российская историческая наука на современном этапе: перспективы исследования и реализации национальной образовательной политики: Сб. матер. Международного конгресса. – Казань: Алма-Лит, 2007. – С. 271-275.
8. Никитин Э.М. Приоритеты развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования [Текст] /Э.М.Никитин //Методист. – 2007. - № 2. – С. 2-6.
9. Ипатова Н.Р. Построение системы корпоративной переподготовки и повышения квалификации специалистов в условиях бизнес-образования: Дисс ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Тамбов, 2004. - 203 c.
10. Калашникова Н.Г. Содержание и методы подготовки и повышения квалификации учителя начальных классов в области формирования у школьников умений самостоятельной учебной деятельности: Автореф. дисс…д-ра.пед.наук.: 13.00.08. – М., 2002. – 56 с.
11. Юсупова Г.Р. Методическая система повышения квалификации педагогических кадров в области деятельностно-ценностных образовательных технологий: Автореф. дисс…к.п.н.: 13.00.08. – М., 2006. – 28 с.
12. Герасимов Е.П. Практико-ориентированный подход к повышению квалификации персонала в условиях «самообучающейся организации»: Автореф. дисс…к.п.н.: 13.00.08. – М., 2008. - 22 с.
13. Качалов С.Б. Организационные аспекты повышения квалификации управленческого персонала на рабочем месте: Дисс. … канд. экон. наук. - М., 2001.
14. Ксенда О.Г. Содержание и модели деятельности системы повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений по внедрению инноваций в учебный процесс [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.academy.edu.by.
15. Силкин Р.С. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном образовании [Электронный ресурс] /Р.С. Силкин. Режим доступа http://sipk.unpo.ru/html/konferencii.files.