В статье рассматриваются семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом –ист, называющих представителей сферы искусства. В центре внимания отсубстантивные имена, впервые лексикографически зафиксированные в «Толковом словаре русского языка. Языковые изменения конца XX столетия».
Ключевые слова: словообразование, словообразовательный формант, словообразовательная структура, имя существительное, производящая основа, суффикс, стилистическая окрашенность.
Summary. In the article the author consideres semantics and word-formation features of the nouns with the suffix -ist, denoting the representatives of the art sphere. The nouns, derived from substantive names, which were recorded lexicographicly for the first time in "The explanatory dictionary of Russian. Language changes of the end of the XX century", are in the center of attention.
Keywords: word-formation, word-formation formant, word-formation structure, noun, forming basis, suffix, stylistic coloring.
В развитии современного общества сфера искусства играет большую роль. В связи с общественным прогрессом происходят изменения в языке: появляются новые слова, уже существующие приобретают новые значения. Стремительное развитие искусства повлекло за собой возникновение в языке новых лексем. Например, в конце XX века в современном русском языке появились слова, обозначающие представителей новых направлений искусства. Эти новообразования представлены в «Толковом словаре современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия» [6].
Цель работы - выявить семантико - словообразовательные особенности существительных с суффиксом –ист, называющих представителей сферы искусства.
По утверждению современных исследователей, интернациональный суффикс –ист- прочно утвердился в русском языке и является очень продуктивным словообразовательным форматом при производстве наименований лиц [4, с. 470].
Важно отметить, что заимствованные словообразовательные аффиксы многократно были предметом исследования в работах начала XXI века [2], [3]
В данной статье мы рассмотрим имена существительные, которые образованны по словообразовательной модели: основа существительного + суффикс –ист.
Существительные рассматриваемой словообразовательной структуры были зафиксированы уже в первых памятниках церковнославянской и древнерусской письменности. К началу XIX века суффикс -ист начал выделяться как самостоятельный словообразовательный элемент. В «Русской грамматике» указывается на продуктивность данного словообразовательного форманта, активно сочетающегося с основами имен существительных: «Существительные с суф. –ист называют лицо по принадлежности к общественно-политическому, идеологическому, научному направлению, по сфере занятий, склонности, названным мотивирующим словом. Образования этого типа, мотивированные нарицательными существительными, называют лицо по отношению к объекту его занятий или орудию деятельности (гитарист, тракторист, танкист, металлист, паспортист, велосипедист); к общественно-политическому, научному, религиозному направлению (коммунист, марксист, дарвинист, пацифист, идеалист, оппортунист, буддист, экономист, геодезист, полиграфист); по сфере деятельности (массажист, связист, пропагандист, гигиенист, вокалист, контрабандист, футболист, шахматист, турист); по действию или склонности (шантажист, скандалист, аферист, бойкотист (устар.), службист (разг.), оптимист); по принадлежности к учреждению, учебному заведению (архивист, курсист, лицеист, гимназист, семинарист, канцелярист, чекист, сюда же правдист), к группировке лиц (активист, хорист, квартетист, кавалерист, резервист, фалангист) [5, с. 154].
В центре нашего внимания, производные слова, впервые получившие лексикографическую фиксацию в «Толковый словарь русского языка. Языковые изменения конца ХХ века». [6]
«В этом словаре описаны сложные, перекрещивающиеся и противоречивые процессы, происходящие в настоящее время в русском языке. Объектом лексикографического описания служат слова, изменившие или изменяющие свой статус в семантическом, стилистическом, сочетаемостном и других отношениях, вступающие в новые синонимические, антонимические и словообразовательные связи. Основу словника составляет лексика, отражающая все эти изменения и так или иначе воздействующая на языковое сознание наших современников» [6, с.6].
В работе исследуется ограниченная группа слов: слова, распространенные в сфере искусства: авангардист, абсурдист, концептуалист.
Прежде всего проанализируем слово авангардист.
АВАНГАРДИСТ. «Иск.Последователь авангардизма. Авангардисты в театральном искусстве. Парадаксальное явление: на Западе в это время авангардисты были чуть не все как на подбор коммунистами- у нас же они считались вне закона. Буковский В.И возвращается ветер… Вы заметили, как поменялись вклады в «Огоньке»? Там теперь Рафаэля печатают, других великих художников. Моя работа. Я позвонил Коротичу и сказал: «Слушай, кончай своих авангардистов шлепать…». Огонек, 1991, № 34. Самый масштабный современный пример сотрудничества авангардистов с властью- это проект оформления Гостиного двора, под названием «Будущее представляет прошлое». Власть, 1997, № 45.» [6, с.3]
Данное слово возникло в русском языке относительно недавно. Оно не зафиксировано в толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова и в словаре современного русского литературного языка.
Слово авангардист появилось в связи с развитием в искусстве такого направления, как авангардизм, и было обусловлено необходимостью создания нового слова, называющего представителей этого направления. Так как расцвет авангардизма в России приходится на первую половину XX века [1, с.268], можно предполагать, что слово авангардист возникло в середине XX века путем присоединения к основе заимствованого из французского языка слова «авангард» суффикса –ист- [7, с. 12].
Представим еще одно слово, впервые зафиксированное в словаре Г.Н. Скляревской.
АБСУРДИСТ. «Иск.Представитель абсурдизма в драматургии. Известный а. Великий абсурдист Ионеско писал: стоит только приласкать круг, и он станет прочным. Нед., 24.12.90-31.12.90. Беккет всегда поражал не только сценическими находками, но и неожиданными поступками в жизни. Ну кому еще могло прийти в голову отказаться ехать в Стокогольм за Нобелевской премией, как поступил в 1969 году прославленный ирландский абсурдист? ЭП, 1991, № 34.» [6, с.2].
Возникновение этого слова в русском языке связано с развитием в России в первой половине XX века идей театра абсурда. Г.Н. Скляревская определяет словосочетание театр абсурда так: ТЕАТР АБСУРДА. «Иск. Значительные военные, политические и другие действия, события (обычно рассчитанные на внешний эффект). Существует целый жанр, он был рожден в Советском Союзе нашим рабством- театр аллюзий. Н.В, 01.01.91. Политический театр всем надоел. Мы все понимаем, в чем учавствуем. Например, представлять митинг 23 февраля как некую волю народа- это лапша, которую давно вешают советскому народу на уши. Ч.П, 25.02.91. Все последние дни перед съездом «Промышленный союз» мучительно искал место дислокации на театре парламентских действий. Чуть было не примкнул к самым крутым оппозиционерам «Российского единства». М.Н, 19.04.92.» [6, с.773].
XX век- время расцвета постмодернизма, для которого характерно формирование различных школ и направлений. В 70-х гг. XX века в Европе получило развитие концептуальное развитие в искусстве постмодернизма [1]. В русском языке представителей этого направления стали называть «концептуалистами». Это слово также было создано по модели основа существительного + суффикс –ист-.
Анализ словарных статей, представленных в толковых словарях современного русского языка, показывает, что только в «Толковом словаре русского языка. Языковые изменения конца XX столетия» слово концептуалист сопровождается специальной пометой – «Иск», указывающей на сферу употребления имени- сферу искусства:
КОНЦЕПТУАЛИСТ. «Сторонник, последователь концептуализма.» [8, т. 5, с.1362], [9, т.2, с.1455].
КОНЦЕПТУАЛИСТ. «Иск. Последователь концептуализма. С искусством стало веселее. Хотите концептуалистов? Пожалуйста. Вам ближе традиционный реализм? Нет проблем. Огонек, 1991, № 4. Бойс (1921-1986) – один из крупнейших концептуалистов мира. Бойс больше знаменит инсталляциями, у нас выставлен впервые. «Ъ», 03.08.92-10.08.92.» [6, с.382].
Известно, что в XX веке существовали и другие модернистические направления в искусстве: футуризм, символизм, акмеизм, реализм. Все наименования лиц, представляющие эти направления, были созданы по рассматриваемой словообразовательной модели: основа существительного + суффикс –ист: реалист, символист, акмеист, футурист.
Важно отметить, что наименования лиц футурист, акмеист, символист- производные XX столетия: они впервые были представлены в словарях середины XX века [8]. И только имя реалист получило первую лексикографическую фиксацию в XIX веке, в толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля.
РЕАЛИСТ. «А, м. 1. Представитель реализма в литературе, искусстве. Писемский по- прежнему остается первым русским художником- реалистом. Писар. Московск. Мыслители, 8. Гончаров был одним из самых ярких реалистов гоголевской школы. Корол. И.А. Гончаров и «молод. Поколение», 1. Предреволюционный период русского искусства имел замечательную плеяду реалистов- передвижников, гениальным представителем которой был Репин. Юон, О живописи, 13.» [8, т. 12, с.1060].
СИМВОЛИСТ. «А, м. Последователь символизма (во 2-м знач.). [Анатоля Франса] нельзя отнести ни к символистам, ни к какой другой группе. Луначар. Ист. зап.-европ. лит. 13. В помещении кружка собирались самые разнообразные литературные группы: символисты, реалисты, футуристы, и многие иные. Телеш. Зап. писат.-энц. слов. Брокг. и
Ефр.: символисты; слов. иностр. слов 1937: символист [8, т.13, с.811].
АКМЕИСТ. «А, м.; акмеистка, и, ж. Сторонник, сторонница акмеизма. Акместический и акмеистский, прил [8, т.1, с78]
ФУТУРИСТ. «Последователь футуризма. Стиль футуристов был крайне не выдержанный, смешанный, заставлявший воображение читателя метаться от одного образа к другому. Брюс. Смысл совр. Поэзии. В России большая группа футуристов во главе с Маяковским крепко связалась с революцией. Луначар. Ист. зап.-европ. лит. 13. Охотный ряд был низкий, длинный, деревянный и раскрашенный. Художники- футуристы намалевали странные картины на его стенах- людей с зелеными лицами, церкви с падающими куполами. Кавер. Два капитана, I, 19. - Слов. иностр. слов 1937: футурист.» [8, т. 16, с.1057].
Таким образом рост существительных с суффиксом -ист поддерживается и стимулируется социальными причинами: языковые изменения второй половины XX века связаны с развитием новых направлений в искусстве.
Проанализированный нами материал убеждает в том, что словообразовательный формант –ист, использующийся при производстве наименований лиц- представителей искусства- продолжает сохранять свою продуктивность и в русском языке XXI века. Новые отсубстантивные слова успешно проникали и продолжают проникать в русскую речь, пополняя активный словарный запас её носителей.
Литература:
1. Клинг, О.А. Три волны авангарда [Текст] / О. А. Клинг // Арион. — 2001. — №3. — С. 268-275
2. Ковалева Т.В. Производные с –тор(-атор, -итор): проблемы иконичности языкового знака. // Материалы Всероссийской научной конференции «Наука и образование». Белово, 2003. С. 405-410.
3. Ракитина Е. В.: «Наименования лиц с компонентом –лог в современном русском языке» — Тамбов. Вестник ТГУ, выпуск 4 (120), 2013.
4. Ракитина, Е.В. Семантико- словообразовательное своеобразие наименований лиц с интернациональным суффиксом –ист [Текст] / Е.В. Ракитина // Севременная филология: теория и практика. — 2014. — С. 320-323
5. Русская грамматика. Т.1. [Текст] – М.: Наука, 1980. – 783с.
6. Скляревская, Г.Н. Толковый словарь русского языка конца ХХ века [Текст] / Г.Н.Скляревская. – М.,2001. - 944с
7. Словарь иностранных слов : свыше 21 000 слов / отв. Редакторы В.В. Буровцев, Н.М. Семенова. — 4-е изд., стереотип. — М. : Рус. Яз.- Медиа, 2007. —817, [15] с.
8. Словарь современного русского литературного языка: В 17т. [Текст] / Под ред. В.И.Чернышева. - М., Л.: Изд-во АН СССР,1948-1965.
9. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)