Обучение студентов-узбеков словообразовательным признакам глаголов совершенного и несовершенного видов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 12.12.2021

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Уллиева, С. Х. Обучение студентов-узбеков словообразовательным признакам глаголов совершенного и несовершенного видов / С. Х. Уллиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 514-516. — URL: https://moluch.ru/archive/393/86761/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье описываются различные подходы и методики обучения студентов-узбеков функционированию русских глагольных видов. Рассматриваются приемы, связанные с изучением словообразования, одновременно способствующие углублению знаний студентов-узбеков о природе видов глагола, их грамматических и лексических значениях.

Ключевые слова: глагол, имперфективация, совершенный вид, несовершенный вид, супплетивный, словообразовательный, приставка, суффикс.

Лексико-грамматические разряды глаголов, обозначающие различные временные, количественные и результативные характеристики действия — это способы глагольного действия, которые тесно связанны с категорией вида.

Самый трудный раздел грамматики русского языка для студентов-узбеков — это русские приставочные глаголы, где приставки служат словообразовательной морфемой. Это обуславливается следующими факторами: обилием глагольных приставок в русском языке; многообразием значений глагольных приставок; использованием приставочных глаголов в контексте.

Категория вида русского глагола — одна из сложных для студентов-узбеков тем русской грамматики. Они испытывают больше трудности в различении, образовании и употребления видов глагола, допуская в речи грубые ошибки. Причина слабого владения нерусскими студентами категорией вида заключается во-первых, в отсутствии в узбекском языке категории вида, во-вторых, в трудностях взаимозависимости вида и категории времени и, в третьих, в том, что русский язык отличается разнообразием средств выражения видовых значений (это и приставки, и суффиксы, и чередовании звуков, и ударение и т. п.) использование этих средств нерусскими сопряжено большими трудностями, поскольку они функционируют не всегда одинаково и не каждый раз в одном и том же значении.

Несмотря на существующие в методической литературе приемы различения видов глагола, наиболее эффективным, на наш взгляд, является прием, связанный с изучением словообразования, то есть прием, одновременно способствующий углублению знаний студентов-узбеков о природе видов глагола, их грамматических и лексических значениях.

Известно, что русские глаголы совершенного вида образуются путем перфектизации от беспрефиксных глаголов несовершенного вида при помощи префиксов, а также при помощи суффикса -ну-, а глаголы несовершенного вида — путем имперфективации от префиксальных глаголов совершенного вида при помощи суффиксов.

В современном русском языке к основным видовым оппозициям относятся:

а) беспрефиксный глагол несовершенного вида — префиксный глагол совершенного вида: готовить — приготовить, мыть-вымыть;

б) беспрефиксный глагол несовершенного вида — беспрефиксный глагол совершенного вида с суффиксом -ну-: прыгать-прыгнуть, нырять-нырнуть;

в) префиксальный глагол совершенного вида — суффиксальный глагол несовершенного вида с -ива- (-ыва-), -ва-, -а-: выпить-выпивать, взбить-взбивать, задержать-задерживать.

Особый тип составляют супплетивные пары: брать- взять, ложиться- лечь, ловить-поймать, искать-найти, говорить-сказать, класть-положить, вложить-вкладывать.

Среди одновидовых глаголов несовершенного вида одни глаголы не имеют специальных средств выражения видового значения (спать, лежать), другие с многократным значением — оформляются с помощью суффиксов (сиживать). Одновидовые глаголы совершенного вида оформляются при помощи словообразовательных префиксов (заиграть, отшуметь). Изучение видов глагола в словообразовательном аспекте необходимо связывать с усвоением значения глагольных приставок и суффиксов. Хотя вопрос о чисто видовых приставках является дискуссионным, все же студенты в первую очередь должны научиться отличать приставки, образующие только видовую пару, от тех приставок, которые изменяя вид, придают глаголу новый смысл, например: делать- сделать, чертить-начертить, заделать-заделывать, вставить — вставлять, чертить-счертить.

К приставкам, выражающим преимущественно видовое значение, обычно относят о-, об-, с-, (со-), по-, на-, у-, из- (ис-), вз- (вс-), при- и некоторые другие: робеть-оробеть, жечь-сжечь, обедать-пообедать, вкладывать — вложить и др. эти же приставки могут изменять семантику слова, например: стоять-постоять, прибить-прибывать. Поэтому приставки в каждом конкретном случае рассматриваются отдельно.

Не менее сложная задача состоит в том, чтобы научить студентов употреблять приставки и суффиксы с теми глаголами, с которыми это возможно.

Усвоение приставок и суффиксов обычно связывается с изучением способов глагольного действия как лексико-грамматической категории. На практических занятиях студенты, выполняя упражнение, узнают, что значение начала действия придает глаголу приставки за-, по- (запеть, заговорить, заплакать, побежать), значение результата действия — приставки от-, до-, за-, на-, у-, вы-, из-, о-, по- и др. выразителем ограничительного способа действия являются глаголы с приставками про-, по-, пере-, однократное действие выражается глаголами совершенного вида с суффиксом -ну- (стрельнуть, мелькнуть, кольнуть, ругнуть). С целью обобщения, уточнения и закрепления значение приставок глаголов и для того, чтобы проанализировать некоторые типичные ситуации их использования на каждом практическом занятии после теоретического материала даем упражнения и задания для последовательной проработки каждой приставки. Например:

  1. Ответьте на вопросы, используя в ответах следующие глаголы: высказываться — высказаться, выслушивать — выслушать, высказывать- высказать, высыпаться — выспаться.
  1. Почему Наргиза не выступила последней?
  2. Почему на заседании никто не просил слова?
  3. Откуда та знаешь его мнение по этой теме?
  4. Почему у мамы усталый вид?
  5. Почему ты без настроения?
  1. Прочитайте предложения. Объясните, какое значение придает глаголу приставка за-.

1. С Сияского базара мы закупили продукты для плова 2. Вчера я был в гостях у бабушки. Она закормила меня. 3. Потом зайди к нам посидим, кино посмотрим. 4. Турист из России загляделся на Регистан. Анвар закончил работу и со спокойной душой ушел домой. 6. Родители запланировали поездку на август.

  1. Употребите глаголы из скобок в нужной форме (настоящего и будущего времени).

1. Каждое воскресенье сестра (отводить) дочку к бабушке, но в субботу (отвести) к старшему брату. 2. Профессор (приносить) докторантам книги, а завтра (принести) препараты. 3. На каникулах Муниса всегда (улетать) домой, а в этом году (улететь) в Германию. 4. Обычно отец (выходить) из дома в 8 часов, но завтра он (выйти) в 6.

Сравните с употреблением глаголов на родном языке.

1. Har yakshanba opam jiyanimni buvimnikiga olib borar edi , ammo shanba kuni katta akamnikiga olib boradi . 2. Professor doktorantlarga kitob olib keldi , ertaga esa preparatlar olib keladi . 3. Ta’til paytida Munisa har doim uyiga uchib ketadi , bu yil esa u Germaniyaga uchib ketmoqchi . 4. Odatda otam uydan soat 8 chiqadi, аmmo ertaga u soat 6 da chiqadi .

Обучение студентов словообразовательным особенностям глаголов совершенного и несовершенного вида будет способствовать повышению языковой культуры, поможет студентам-билингвам овладеть навыками логически построения речи.

Основные термины (генерируются автоматически): несовершенный вид, совершенный вид, глагол, приставка, русский язык, видовое значение, глагольное действие, изучение словообразования, категория вида, помощь суффиксов.


Ключевые слова

глагол, приставка, суффикс, словообразовательный, имперфективация, совершенный вид, несовершенный вид, супплетивный

Похожие статьи

Сложные имена прилагательные — цветообозначения в поэзии К. Д. Бальмонта

Данная статья посвящена исследованию структурно-семантических особенностей сложных прилагательных-цветообозначений в языке поэзии Константина Бальмонта. Особое внимание уделяется анализу семантики препозитивных и постпозитивных компонентов сложных пр...

Имена существительные с субъективно-оценочными суффиксами -г, -кiиг, -и в ингушском языке

В данной статье рассматриваются словообразовательные суффиксы -г, -к1иг, -и, которые служат для выражения субъективно-оценочного значения имен существительных. Изучение суффиксального словообразования является важным направлением в ингушском языке.

Семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом -ист, называющих представителей сферы искусства

В статье рассматриваются семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом –ист, называющих представителей сферы искусства. В центре внимания отсубстантивные имена, впервые лексикографически зафиксированные в «Толковом словаре ру...

Особенности абстрактных имён существительных, созданных с помощью словообразовательного форманта -изм, в русском языке конца XX – начала XXI века

Данная статья посвящена исследованию словообразовательной структуры абстрактных имён существительных и особенностям их функционирования в современном русском языке. Для анализа привлекаются отсубстантивные и отадъективные имена, имеющие иноязычный фо...

Изучение ударения в спрягаемых формах глагола в курсе «Современный русский язык»

Представлена сравнительная характеристика ударения в спрягаемых формах глагола в русском и узбекском языках. Приведены методические рекомендации по обучению студентов групп с узбекским языком обучения постановке ударения в спрягаемых формах глагола р...

Методика разграничения форм сравнительной степени на -ее, -е, -те прилагательных, наречий и категории состояния

Статья посвящена тому, что если морфологический анализ синтетических форм сравнительной степени не дает возможности установить их принадлежность к той или иной части речи, то в таких случаях привлекают семантический и синтаксический анализ, благодаря...

Сочетаемость глагола «любить» в русском и персидском языках

Рассматривается сочетаемость глагола «любить» в русском и персидском языках. В обоих языках объектные отношения выражаются разными грамматическими формами. З. К. Холикова: «В русском языке наиболее типичным падежом для выражения значения эмоционально...

Нецеленаправленные глаголы зрительного восприятия в болгарском языке

В настоящей статье рассматриваются значения болгарских глаголов зрительного восприятия нецеленаправленного действия в сопоставлении с соответствующими лексемами русского языка. Автор, основываясь на работах по психологии, семантике, а также словарях,...

Рассмотрение ошибок персоговорящих в употреблении глагольных приставок пере-, пре-, и при

Русское глагольное словообразование по способам производства является разнообразным. Среди разных способов словообразования глаголов, аффиксальный способ считается наиболее продуктивным. В аффиксальном способе префиксация является одним из важных и п...

Культура речи в аспекте межъязыковых типологических контрастов (на материале русского и узбекского языков)

В статье выделяются наиболее контрастные с узбекским языком аспекты русской морфемики, словообразования и морфологии представляющих особые сложности для узбекских учащихся при усвоении норм русского языка.

Похожие статьи

Сложные имена прилагательные — цветообозначения в поэзии К. Д. Бальмонта

Данная статья посвящена исследованию структурно-семантических особенностей сложных прилагательных-цветообозначений в языке поэзии Константина Бальмонта. Особое внимание уделяется анализу семантики препозитивных и постпозитивных компонентов сложных пр...

Имена существительные с субъективно-оценочными суффиксами -г, -кiиг, -и в ингушском языке

В данной статье рассматриваются словообразовательные суффиксы -г, -к1иг, -и, которые служат для выражения субъективно-оценочного значения имен существительных. Изучение суффиксального словообразования является важным направлением в ингушском языке.

Семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом -ист, называющих представителей сферы искусства

В статье рассматриваются семантико-словообразовательные особенности существительных с суффиксом –ист, называющих представителей сферы искусства. В центре внимания отсубстантивные имена, впервые лексикографически зафиксированные в «Толковом словаре ру...

Особенности абстрактных имён существительных, созданных с помощью словообразовательного форманта -изм, в русском языке конца XX – начала XXI века

Данная статья посвящена исследованию словообразовательной структуры абстрактных имён существительных и особенностям их функционирования в современном русском языке. Для анализа привлекаются отсубстантивные и отадъективные имена, имеющие иноязычный фо...

Изучение ударения в спрягаемых формах глагола в курсе «Современный русский язык»

Представлена сравнительная характеристика ударения в спрягаемых формах глагола в русском и узбекском языках. Приведены методические рекомендации по обучению студентов групп с узбекским языком обучения постановке ударения в спрягаемых формах глагола р...

Методика разграничения форм сравнительной степени на -ее, -е, -те прилагательных, наречий и категории состояния

Статья посвящена тому, что если морфологический анализ синтетических форм сравнительной степени не дает возможности установить их принадлежность к той или иной части речи, то в таких случаях привлекают семантический и синтаксический анализ, благодаря...

Сочетаемость глагола «любить» в русском и персидском языках

Рассматривается сочетаемость глагола «любить» в русском и персидском языках. В обоих языках объектные отношения выражаются разными грамматическими формами. З. К. Холикова: «В русском языке наиболее типичным падежом для выражения значения эмоционально...

Нецеленаправленные глаголы зрительного восприятия в болгарском языке

В настоящей статье рассматриваются значения болгарских глаголов зрительного восприятия нецеленаправленного действия в сопоставлении с соответствующими лексемами русского языка. Автор, основываясь на работах по психологии, семантике, а также словарях,...

Рассмотрение ошибок персоговорящих в употреблении глагольных приставок пере-, пре-, и при

Русское глагольное словообразование по способам производства является разнообразным. Среди разных способов словообразования глаголов, аффиксальный способ считается наиболее продуктивным. В аффиксальном способе префиксация является одним из важных и п...

Культура речи в аспекте межъязыковых типологических контрастов (на материале русского и узбекского языков)

В статье выделяются наиболее контрастные с узбекским языком аспекты русской морфемики, словообразования и морфологии представляющих особые сложности для узбекских учащихся при усвоении норм русского языка.

Задать вопрос