Методики подготовки проектировщиков неминуемо меняются, реагируя на целый ряд внешних факторов: накопившиеся изменения в практике, инновации в области строительных технологий, тенденций в социально-экономической сфере, смене общегосударственной концепции образования и т. д. Уже в 90-е годы в нашей стане стала очевидной необходимость переосмысления ряда ключевых позиций в формировании методического подхода к проектированию, отражающих средовой подход к проектированию. В качестве ответа на эти вызовы было появление новых специальностей-связистов — архитектора-дизайнера и архитектора конструктора. Это была попытка решить проблему изолированности отдельных областей проектирования.
Но проблема изолированности изучения отдельных предметов в рамках одной специальности осталась актуальной до сих пор. Успешная отработка профессиональных навыков у студентов по решению композиционных задач, должна происходить одновременно и во взаимосвязи с приобретением навыков в рисунке, живописи и пластике, а также в решении инженерных задач и естественным образом «прорастать», проявляться в качестве проектов. Успешное приобретение студентами профессиональных навыков решения композиционно-художественных и инженерных задач, предполагает использование в проектах всего комплекса знаний и навыков, полученных по каждой из дисциплин УП. Но часто, процент тех знаний и навыков, которые действительно применяются или стали органичной частью проектной деятельности студента, слишком мал.
Успехи студентов во время изучения материала связанного с композицией и другими дисциплинами не сразу отражается в полной мере в работе над архитектурно-дизайнерскими проектами. Все пройденные знания и навыки часто остаются изолированными в рамках дисциплины и не помогают студенту, не смотря на то, что на проектировании решаются подобные художественно-композиционные задачи, поскольку к ним добавляются новые функциональные и технические требования. Это происходит из-за того, что локальная композиционная задача попадает в сложный контекст разнородных задач (функциональной организации, конструктивного решения, экологических требований и т. п.). Подобный многослойный синтез различных направлений предметной подготовки, полученных знаний и навыков, и создает трудности в решении проектных задач. Всегда создавал.
Можно сказать, что студенты получают навыки в изучении различных знаний в отдельности, и не имеют обширного опыта в совмещении (объединении) их для решения каких-то общих проблем. Процесс синтеза знаний и навыков идет методически не организованно. По принципу — «вы это знаете и должны применять», т. е. синтез не может проходить только по требованию в процессе учебного проектирования. Это хроническая внутренняя проблема, для многоаспектной подготовки архитектора, и тем более архитектора-дизайнера, связанного обязательствами средового подхода к проектированию, является актуальной для современного архитектурно-дизайнерского образования.
«Хронические», внутренние проблемы композиционно-художественной подготовки, которые возникали на протяжении ХХ века и по настоящее время не имеют своего решения. Настойчивое внедрение интерактивных методов обучения сегодня не может решить внутренние методические проблемы профессиональной подготовки проектировщиков, которые должны обладать универсальными знаниями.
Отсутствие внимания к средовым особенностям в композиционно-художественной подготовке приводит к формальному использованию знаний композиции в проектировании. Формализм композиционной подготовки, часто выливается в формализм в проектировании, когда в найденную форму помещается функция, при их изначальном несоответствии возникает не самый удачный для жизнедеятельности объект. Но если формообразование происходит с опорой на предполагаемые процессы и особенности связанные с объектом проектирования и его контекстом, общее композиционное решение не входит в диссонанс с целью проектирования, а на оборот, сильнее ее проявляют.
Практика с середины прошлого века демонстрирует опыт нового формообразования — и это еще один фактор, требующий переосмысления существующих методик пропедевтики. Эти новации не получили своего отражения в программах композиционно-художественной подготовки. Традиционная система композиционной подготовки с поддержкой в художественных дисциплинах, не ставит перед студентом задач, направленных на понимание и приобретение представлений о возможностях композиционного формообразования, появившиеся с середины XX — начале XXI вв. на волне неомодернизма.
Проблема недостатка времени для полноценного усвоения и отработки знаний и навыков присутствовала всегда, но с переходом на ступенчатую подготовку встала наиболее остро.
Кратко, наиболее актуальными из накопившихся проблем можно назвать следующие:
- внутренняя изоляция дисциплин, их методическая не связанность;
- недостаток времени;
- проблема адаптации композиционных навыков к реальным задачам;
- отсутствие в курсе композиции отражения нового опыта формообразования в архитектурной практике;
- отсутствие внимания к специфики средового подхода проектирования в композиционно-художественной подготовке.
Все вышеперечисленные проблемы можно объединить в две группы по вектору решения:
1. Организация работы системы внешних связей курса композиционной подготовки;
2. Отражение специфики средового подхода проектирования в композиционно-художественной подготовке.