Проблема миграции в 21-м столетии выступает одной из актуальных в развитии современного общества. Следует заметить, что миграция как социальное явление, всегда было присуще обществу. И в первобытном обществе, и в современном — человек предстает кочевником (номадом), ибо его склонность к перемещению обусловлена как объективными, та субъективными факторами. Глобализация усилила современный номадизм (кочевничество современных людей планетой). В давние времена номадисты (кочевники) имели предметы, которые позволяли им выжить, и это были: камень и кремень — для разведения огня; амулеты — чтобы уберечься от злых духов и болезней; примитивные инструменты — для строительства жилья; оружие — для защиты; результаты своего труда — на предмет обмена, покупки и продажи товаров. Такими же портативными предметами, имеющими кочевой характер и которые необходимо брать с собой в своих путешествиях по миру, стремится владеть и современный человек. Это — мобильный телефон, планшетный компьютер, платежные карточки –Visa, Master и т. д., ведущие в определенной степени к потере традиционной зависимости и привязанности к одному месту, определенному коллективу или компании, и даже к определенной стране или сообщества. Распространение номадизма свидетельствует, что будущее человечества видится не в национально-территориальной замкнутости и ограниченности, а в свободном передвижении по всей планете людей и их творений. Одним из проявлений номадизма выступает миграция. Под миграцией можно понимать процесс перемещения людей в социальном пространстве, обусловленное мировоззренческими ориентациями, идеологическими установками, стремлением «выжить» и решить таким образом свои проблемы. Миграция обеспечивает распределение человеческих ресурсов по планете; является средством достижения справедливости в распределение общественных благ. Миграционная мобильность становится образом жизни людей в современном глобальном социуме. Миграция выступает одной из формой самоорганизации людей и влечет за собой образование сложных систем миграционных институтов, норм, связей и сетей.
Современная миграция актуализирует проблему новых вариантов идентификации мигрантов и коренных жителей. Миграция, с одной стороны, может проявлять себя как социально соціально-эффективное явление, с другой — вносит проблемы в существующие общественные отношения. Миграция может приобрести неуправляемый характер и вызвать широкие, даже глобальные социальные волнения, из чего следует необходимость управления данным явлением. Миграция — это перемещение, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства под воздействием притягивающих или выталкивающих факторов. Согласно отчету Международной организации по миграции, число международных мигрантов в 2010 году составило 214 миллионов человек или 3,1 % населения мира, в 2013 году численность мигрантов в мире составила уже 232 млн человек или 3,2 % населения Земли. Если рост этого показателя продолжится с прежней скоростью, то к 2050 году он достигнет значения 405 миллионов. Самыми крупным в мире миграционным коридором стали Мексика — США с 13 млн мигрировавших (за январь — август 2013 гг.).. По подсчетам экспертов ООН, в США в настоящее время проживает около 45,8 млн мигрантов, в то время как в России сейчас находится около 11 млн приезжих [2]. Отметим, что из 232 млн. международных мигрантов в 2013 году почти 59 процентов жили в в развитых регионах, в то время как в развивающихся регионах жили 41 процент мигрантов. Из 136 миллионов международных мигрантов, живущих на Севере в 2013, 82 млн, или 60 процентов, приехали из развивающихся стран, в то время как 54 млн, или 40 процентов, были рождены на Севере. В период с 1990 по 2013 гг. количество международных мигрантов во всем мире выросло более чем на 77 млн. или 50 процентов [2]. Отметим, что объектом миграции выступает не столько территория, сколько социальное пространство, которое потенциально может предоставит большие возможности субъекту миграции, которым может выступать — индивид, группа или антропоток. На современном этапе каждый может оказаться на месте мигранта, поэтому социально-пространственная мобильность становится образом жизни современной личности. Миграция выступает фактором развития общества ибо влияет на все сферы жизнедеятельности современного общества: экономическую, политическую, социальную, культурную. Миграция выполняет важную функцию в отношение территориального перераспределения рабочей силы и интеллектуального потенциала между различными территориями. Сами миграционные процессы обусловлены социокультурным комплексом, который включает в себя уровень жизни, политический режим, идеологию, религию, настроения и повседневные стереотипы поведения, историческое прошлое, демографические и климатические факторы, события и природно-техногенные катастрофы. Сюда же входит и миграционная политика того или иного государства, которая может строится как на невмешательстве, так и на запретах и ограничениях миграции, что, в свою очередь, приводит как к организационной самоуправлясмости мигрантов, так и уходу миграции в «тень», то есть в нелегальные формы реализации миграционных устремлений. Так, одним из европейских лидеров по уровню экономического развития и приему мигрантов является ФРГ, которая несколько раз за последние десятилетия меняла принципы своей миграционной политики. Как и почти в любой стране, в Германии для иностранцев существует право на политическое убежище, гарантированное Конституцией страны. Данная статья в Основном законе ФРГ датирована 1949-м годом, и там встречаются следующие слова: «…политически преследуемые наслаждаются правом на политическое убежище» [3]. Такая формулировка была понятной и приемлемой для послевоенного времени, когда сами немцы, вынужденные покинуть страну в годы правления национал-социалистов, на себе почувствовали несовершенство законодательной системы многих стран в отношении беженцев. Стоит так же отметить, что в послевоенное время иностранцы были желаемы во многих странах Европы как рабочая сила для восстановления собственной экономики. Первое изменение в статью 16 Основного закона ФРГ было внесено в 1993 году: статья стала называться 16а. В эту редакцию были внесены четыре дополнительных абзаца, по сути своей ограничительного характера. В настоящее время лишь очень небольшой процент иностранцев, достигших Германии, может воспользоваться этим законом. Причиной отказа может быть как непризнание страны, из которой совершён побег недемократичной, так и способ достижения страны-убежища, например, согласно Дублинским соглашениям 2004 года, заявления о политическом убежище подаётся в стране, которую беженец достиг первой (имеются в виду страны Евросоюза или же страны, способные обеспечить, по мнению мирового сообщества, безопасность беженца). Несмотря, однако, на данные ограничения, число заявлений о предоставлении политического убежища в Германии значительно. Если по сравнению с 90-ми годами в начале 2000-х оно уменьшилось почти втрое, то с 2012 года наметилась опять тенденция роста и, судя по последним данным в 2014 году, число заявлений достигло 200 000 [4, с.3].
Среди основных причин миграции можно выделить различия стран и регионов в предложении и спросе на рабочую силу, различия в уровнях социально-экономического развития отдельных стран и территорий, уровнях заработной платы и доходов, структурная безработица, распространение глобального капитализма, международная экономическая интеграция. Миграция имеет и механизм саморазвития и самоподдержания. Он включает сети мигрантов, социальные институты, культурный и социальный капитал, а также исторические, культурные, религиохные и иные связи между странами и этносами. Экономическая и информационная глобализации выступают каузальным фактором миграционных изменений. ТНК, играя роль миграционных единиц, побуждают людей мигрировать вследствие своей производственной деятельности. Одним из следствий экономической глобализации и миграционных процессов можно назвать формирование ценного для многих государств международного рынка труда. Формируемое Интернетом, СМИ ИТ-пространство способно воздействовать па миграционные процессы: возбуждать движение, направлять его или привести к массовым и беспорядочным миграциям, что объясняется зависимостью массового сознания от передаваемой в интернете, СМИ, в социальных сетях информации. Современное переформатирование мира также является следствием экономических, информационных и миграционных процессов. На современном этапе государственно-политической глобализации миграция приводит к выявлению имеющихся у государства слабых сторон в миграционной политики; к выявлению устаревших и неспособных консолидировать форм организации общества, сигнализирует о необходимости государственных преобразований. Можно сказать, что миграция сегодня делает «вызов» государству, путем обострения нерешенных или плохо решенных вопросов и социальных противоречий. Миграционные перемещения способствуют осуществлению непрерывного межкультурного взаимодействия и, соответственно, изменениям как культуры мигрантов, так и культуры жителей принимающей страны (при возможности ее дальнейшего вытеснения). Культурная глобализация приводит, в конечном счете, к установлению диалога локальных культур, осуществление которого зависит, в том числе, и от миграционных перемещений. Миграция выступает также одним из факторов изменений в структуре общества, производя политические, профессиональные, экономические структурные модификации. Миграционный процесс сам по себе подразумевает структурную организацию людей для совершения миграции, подготовки к ней и поддержания ее русла, что является причиной образования всевозможных миграционных, посреднических организаций, сетей и т. д. Миграция позволяет ввести особый — сетевой — тип общественных связей. Более того, развитость миграции сегодня говорит о контактности общественных связей [5].
Отметим, что важность экономического фактора при принятии решения о миграции возросла, например в Украине в начале 90-х гг. в результате глубокого системного кризиса, когда жители пограничных областей Украины вынуждены были зарабатывать путем ведения «челночной» торговли с Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией. Проведение Украиной антитеррористической операции на востоке Украины и последовавший затем военный конфликт также вызвал большой поток мигрантов (беженцев) из Украины. Больше всего украинских мигрантов в России, Италии, Португалии, Испании, Греции, Великобритании, Ирландии, Польши, и Германии. Ограниченную правовую защиту работники из Украины имеют только в России, Португалии, Польше и Ирландии, где большинство мигрантов получили легальный статус. Заключение двусторонних соглашений о трудоустройстве не всегда выгодно странам ЕС, потому достижения Украины в этой плоскости не является значительными. Можно констатировать не снижение роли традиционных факторов миграции, а именно: урбанизация, развитие инфраструктуры, образования и социального обеспечения, возможности трудоустройства и тому подобное. Новые факторы миграции (преимущественно политические и экономические) рассматриваются чаще как факторы «выталкивания», определяющими из которых национально-этнические, политико-экономические, социальные и экологические. Но наиболее динамичной и масштабной составляющей миграционных процессов все же остается экономическая. Основными тенденциями современной миграции населения являются расширение масштабов и географии международной миграции, в том числе вынужденных миграций, увеличение значимости международной миграции населения в демографическом развитии мира, изменение структуры миграционных потоков в соответствии с потребностями глобализирующегося рынка труда (увеличение доли высококвалифицированных мигрантов, феминизация), возрастающее значение экономической и, прежде всего, трудовой миграции, неуклонный рост и структурная «непреодолимость» нелегальной иммиграции [6].
Подводя итоги, отметим следующее. Миграционные процессы обусловлены социокультурным комплексом, который включает в себя уровень жизни, политический режим, идеологию, религию, настроения и повседневные стереотипы поведения населения, историческое прошлое, демографические и климатические факторы, события (войны, этнические, религиозные конфликты) и природно-техногенные катастрофы.
Литература:
1. Remarks by Ms. Shamshad Akhtar, Assistant-Secretary-General for Economic Development, High-level Expert Policy Dialogue on Migration in the Post 2015 Development Agenda, Stockholm, 26 February 2013 [Електронный ресурс]. — Режим доступа: // http://www.un.org/esa/population/migration/ Akhtar Sweden_ Feb_2013_FIN.pdf.
2. International Migration Report 2013 // [Електронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/en/development/desa/population/publications/migration/migration-report-2013.shtml
3. „ Braucht Deutschland ein neues Migrationsgesetz?“// Der Tagesspiegel, 19.10.2013.
4. Аktuelle Zahlen zu Asyl/Bundesamt fur Migration und Fluchtlinge. — 2015. –Februar. — 10 p.
5. Преображенская Н. М. Миграция в условиях глобализации:социально-философские аспекты / Преображенская, Надежда Михайловна// автореферат жим.канд.наук. 09.00.11: МГУ им.М. В. Ломоносова. — Москва, 2007. — 15 с.
6. Блинова М. С. Международные миграционные процессы: аналитический обзор / Блинова М.С // Социология. — 2007. — № 3–4. –С. 258–267.