Сложившиеся тенденции в экономике нашей страны приводят к необходимости выбора наиболее подходящих механизмов перехода к модели устойчивого развития страны. Доподлинно известно, что многие страны уже на протяжении длительного времени активно занимаются разработкой специализированных программ устойчивого развития, отдельных стратегий. Упор при этом идет на различные методологические основания, выбирая разную степень детализации, а также различные временные горизонты. В нашей стране данный процесс пока находится в зачаточном состоянии.
Впервые об «устойчивом развитии» заговорили в международных документах с начала 80-х годов 19 века. В начале 1996 года на сессии ФАО были выделены концептуальные положения, касающиеся устойчивого развитию сельской местности, а также сельского хозяйства. По мнению аналитиков население всего мира через 5 лет достигнет, по самым скромным подсчетам, 7–9 млрд. чел. Для того, чтобы обеспечить голодающую часть населения качественными продуктами питания хотя бы на уровне физиологических норм, уже сейчас необходимо проработать вопрос об увеличении объема сельскохозяйственной продукции, как минимум, в 2–3 раза. Принимая во внимание тот факт, что именно сельская местность тесным образом связана с производством сельхоз продукции, следует уделять самое важное значение проблеме устойчивого развития сельских территорий.
При этом, разработка, равно как и эффективная реализация мер в сфере устойчивого сельского развития для России имеет стратегическое значение. Причин этому, как минимум, две. Сюда относится и социально-экономическую бедность, обезлюдение сельских пространств, и общий удельный вес сельских территорий.
В сложившиеся непростой период развития экономики в нашем обществе возрастает осознание необходимости устойчивого и целенаправленного развития сельской местности. Определенные успехи в этом направлении уже сделаны. В частности, принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Также утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Особое внимание в этом вопросе уделено в реализуемой Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2008–2012 гг.
Анализ данной проблемы позволил прийти к выводу о том, что в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений диверсификации сельской экономики, достижения экономического роста выступает разработка действенной стратегии по устойчивому развитию сельских территорий. Последняя призвана обеспечить достижение полной занятости населения сельской местности, повышение его уровня жизни, более рациональное использование природных и пр. ресурсов. Для решения проблем в данной сфере в работе проведен сравнительный анализ Целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Результаты проведенного анализа приведены в табл.1.
Таблица 1
Анализ Целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»
Уровень рассмотрения
Выявленные проблемы |
Федеральный |
Региональный |
Муниципальный |
Уровень финансирования |
Полностью обоснован, финансирование в полном объеме |
Недостаточный для развития сельского хозяйства |
|
Меры по активизации инвестиционных процессов |
Выделение средств по привлечение дополнительных инвестиций в развитие отрасли в требуемом объеме |
Реализация предложенных мер, предоставление субсидий ограничены финансовыми возможностями конкретного региона, невозможность реализовать приоритетные задачи |
Сложности с выделением бюджетных средств по причине бюрократических проволочек |
Поддержка сферы образования |
Активное развитие специалистов, создание профильных центров, повышение престижа профессий сферы сельского хозяйства |
||
Программы профподготовки персонала |
Представленные программы в целом отвечают потребностям сельского хозяйства на данном этапе |
Часть программ отвечает требованиям времени, часть нуждается в обновлении, переработке. |
Представленные инструменты не всегда отличаются высокой результативностью, для чего необходимо проработать вопрос о разработке первоочередных подходов к развитию села, сельского хозяйства |
Решение поставленных задач |
В полной мере отвечает Стратегии развития |
Частично отвечает потребностям жителей сельской местности |
Носит фрагментарный характер, некоторые положения программы нуждаются в корректировке |
Проблемы развития отрасли с учетом сложившихся экономических санкций |
Выработка инструментов по обеспечению устойчивого конкурентного роста и развития отрасли. В свете последних экономических событий потребует выделение доп. средств, расходование которых в компетенции Президента |
Субсидирование малого и среднего бизнеса может быть ограничено по причине сложностей изыскать необходимые источники финансирования ввиду заморозки финансов |
Субсидирование по развитию отрасли (данные расходы) включены в программы развития, которые могут быть поучены лишь при условии тщательного экономического обоснования. Возможность получения не более 35 %-40 % от требуемой суммы по причине «дырявого бюджета» |
Таким образом, в ходе проведенного анализа можно прийти к выводу о том, что в целом программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» отвечает требованиям организационного и экономического характера. В ходе изучения программы отмечено большое количество важных идей. В частности, анализ программ привел к четкому пониманию того, что уже сейчас необходимы а) разработка более действенных инструментов экономического развития; б) меры организационного характера, направленных на более эффективное освоение инвестиций и исполнение в требуемом размере бюджета на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном): в) комплексный анализ основных рычагов воздействия на местную власть, с тем, чтобы избежать бюрократических проволочек, имеющих место не только в развитии данной отрасли, но и др.
В то же время, рассмотрение отдельных положений данного документа на анализируемых уровнях ограничено в виду невозможности выделения финансовых средств в нужном размере. Некоторые меры по поддержке развития сельского хозяйства, сельской местности нуждаются в корректировке в виду качественно новых задач, стоящих перед сельским хозяйством в целом.