Мониторинг современных тенденций городского развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 31.01.2017

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Хазова, Е. О. Мониторинг современных тенденций городского развития / Е. О. Хазова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 550-552. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38787/ (дата обращения: 16.11.2024).



Движущей силой инновационной экономики является креативный класс, создающий постиндустриальные сервисы и продукты. В связи с этим на мировой арене развернулась борьба городов за привлечение человеческого капитала и создание условий для его развития.

Целью работы является изучение основных тенденций инновационного развития городов и выявление факторов, воздействующих на привлечение и формирование инновационного общества.

Традиционная модель города построена на вертикальном управлении, основным субъектом развития которого является городское руководство, осуществляющее свою деятельность согласно законодательным документам, утвержденным высшими органами власти. Инновационная модель основывается на стратегическом управлении, где предметом планирования выступает «будущее города», в котором учитываются интересы всех субъектов территории — власти, бизнеса и населения. Инициатива развития исходит от городского сообщества, т. е. происходит смена вертикального вектора управления на горизонтальный.

В литературе, посвящённой стратегическому управлению, отмечается необходимость создания системы городской коммуникации, в которой обсуждаются стратегические вопросы городского развития.

Брайан Уэмплер и Стефани МакНалти развивают концепцию управления на основе участия, и утверждают, что такая форма взаимодействия является основой перемен в жизни граждан. Это способствует повышению легитимности институтов городского масштаба, подотчётности властей городскому населению, что повышает эффективность местного управления, содействует преодолению маргинальности жителей. Таким образом, гетерогенные элементы общества налаживают и переопределяют взаимоотношения друг с другом [1].

В условиях стремительного роста численности городского населения и усложнения инфраструктуры муниципальных образований, остро стал вопрос повышения эффективности сбора и анализа данных для принятия быстрых и качественных управленческих решений. Среди инновационных мер урегулирования данного вопроса такие города как Нью-Йорк, Лондон, Сидней, Барселона, Москва и др. применяют технологию Data driven city (DDC) — «город, управляемый данными». Такой способ управления городом основан на применении новейших технологий, позволяющих обрабатывать информацию в режиме реального времени. Технологические аспекты системы DDC представлены в таблице 1.

Таблица 1

Технологические уровни системы DDC [2]

Уровень

Характеристика

Применение

1

2

3

Первый уровень

инфраструктура, обеспечивающая сбор данных в рамках города

сенсоры температуры и чистоты воздуха, видеокамеры, считывающие устройства в общественном транспорте, реестры обращений граждан в государственные учреждения и пр.,

Второй уровень

инструментарий для хранения, анализа и обработки данных

позволяет интерпретировать данные, строить прогнозы и определять взаимосвязь между различными потоками информации.

Третий уровень

обмен данными и для принятия решений на их основе

платформы с открытыми данными, инструменты визуализации данных, автоматизированные системы реагирования на те или иные события в городской среде (например, «умные» светофоры).

Массовая урбанизация влечет за собой возникновение экологических рисков, способных оказать негативное влияние на уровень жизни населения, нанести вред окружающей среде и природным ресурсам. Поэтому, многие города стремятся к устойчивому развитию. Исследованием методики оценки достижений городов в данном направлении занималась компания McKinsey, которая разработала индекс устойчивого развития — систему показателей, позволяющую властям определить механизмы развития городских территорий.

Универсальный набор параметров, позволяющих количественно оценить динамику роста городов, представлен в таблице 2.

Специалисты компании также выделили пять общих направлений развития, характерных для динамично растущих городов в развивающихся странах: реструктуризация промышленности в комплексе с рекультивацией земель; «зеленое» городское планирование; обеспечение прозрачности нормативных требований и административных функций; комплексная широкомасштабная утилизация отходов; межведомственное взаимодействие [3].

Таблица 2

Компоненты индекса устойчивого развития McKinsey

Категория

Описание факторов

1

2

Основные потребности населения.

Доступ к безопасной питьевой воде, наличие достаточных жилых площадей, доступность качественных услуг в области здравоохранения и образования — основные приоритеты в удовлетворении потребностей городского населения.

Эффективность использования ресурсов

Эффективность городского хозяйства в таких областях, как потребление воды и электроэнергии, а также утилизация промышленных отходов, напрямую влияет на уровень жизни горожан.

Чистота окружающей среды

Ограничение вредного воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду играет важную роль в обеспечении пригодности городских территорий для проживания.

Городская инфраструктура

Равный доступ жителей к зонам зеленых насаждений, услугам общественного транспорта и качественному, рационально построенному жилью

Ориентация на устойчивое развитие вбудущем

Динамика количества работников и объема финансовых ресурсов в сфере обеспечения устойчивого развития свидетельствует о том, насколько активно городские власти стремятся выполнять общенациональные и местные программы и соблюдать нормативы.

Пространственная организация городской среды оказывает влияние на формирование личности, трудовой и интеллектуальный потенциал населения. Оболочка города трансформируется в знаковую систему, культурный ландшафт. В этой связи важно не только изменение модели управления, налаживание коммуникации городских субъектов, но и создание инфраструктуры, отвечающей потребностям инновационного общества.

Американский социолог Ричард Флорида, рассматривающий проблемы креативного класса, отмечает: «Традиционные инфраструктурные аспекты городской среды, развитие которых является приоритетом для большинства городов… неактуальны, бесполезны или просто непривлекательны для многих креативных специалистов» [4, с. 9]. В своих работах автор выделил следующие факторы, влияющие на привлечение креативного класса:

Рис. 1. Факторы привлечения креативного класса по Р. Флорида

Многие ученые отмечают важность наличия на территории города конкурентоспособных образовательных учреждений, которые являются фактором привлечения молодежи и формирования высококвалифицированных специалистов — основы инновационной экономики.

Изменение онтологических характеристик современного общества привело к формированию нового понимания привлекательности городской среды. Теперь она рассматривается не с точки зрения удовлетворения витальных потребностей, а как место духовного развития: психологически комфортного, безопасного, в котором существуют возможность саморазвития и личностного роста.

Создание уникального имиджа города играет немаловажную роль в привлечении не только креативного класса, но и инвестиций. Одним из инструментов, который позволяет реализовать данную задачу, является территориальный маркетинг. Его цель — создание, поддержание или изменение образных представлений людей, возникающих по поводу социально-экономических, исторических, природно-климатических и др. особенностей данной территории.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что развитие постиндустриальных городов невозможно без значительного повышения эффективности и качества управления. Трансформация городской среды должна основываться на следующих принципах: стратегичность и системность управления; взаимосвязанность между отдельными индивидами, группами и субъектами хозяйства; высокая скорость сбора и анализа данных о состоянии городской среды; эффективность управления системой городского имущества; ориентированность на устойчивое развитие; создание благоприятных условий жизни; формирование привлекательного имиджа города. Комплексность применения вышеизложенных принципов позволит достойно ответить на вызов экономических трансформаций.

Литература:

  1. Wampler B., McNulty S. L. Does Participatory Governance Matter? Exploring the Nature and Impact of Participatory Reforms. Washington, D. C.: The Woodrow Wilson Center, 2011. P. 7.
  2. Города, управляемые данными. От концепции до прикладных решений // PWC. URL: https://www.pwc.ru/ru/government-and-public-sector/assets/ddc_rus.pdf (дата обращения: 24.01.2017).
  3. Шеннон Бутон, Джонатан Вотцель, Молли Линдсей. Новые модели развития городов // Вестник McKinsey. — 2013. — № 27. — С. 52–67.
  4. Флорида P. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2007. — 421 с.
Основные термины (генерируются автоматически): DDC, городская среда, устойчивое развитие, креативный класс, городское население, окружающая среда, инновационная экономика, инновационное общество, общественный транспорт, стратегическое управление.


Задать вопрос