В современных условиях качество и уровень жизни являются важнейшими факторами для выбора места проживания большинством граждан. Комфортное городское пространство определяется социально-экономическими условиями осуществления трудовой деятельности. При их отсутствии существует риск отказа населением от проживания в таких муниципальных образованиях. Для успешного функционирования городской системы наиболее эффективным способом является муниципальный маркетинг, значение и механизмы которого будут рассмотрены в данной статье.
Ключевые слова: муниципальный маркетинг, муниципальное образование, территория, муниципальное управление, территориальный продукт, местное самоуправление.
Социально-экономическое развитие региона, уникальное географическое положение каждого города обуславливает тот факт, что городская среда в целом характеризуется большим разнообразием.
А для того, чтобы сформировать, укрепить и поддержать конкурентные преимущества той или иной территории действенным инструментом выступает именно маркетинг.
Маркетинг является производным от английского слова to market — предлагать или продавать.
В целом, под маркетингом понимается система управления разработкой и продвижением товаров и услуг, обладающих ценностью для потребителя, производителя и общества в целом на основе комплексного анализа рынка.
Сущность его выражается в выгодном обмене между продавцом и покупателем, в результате которого должна вырасти ценность товара и ее компании-производителя.
Обращаясь к историческим архивам, можно проследить что еще в XIII-XIV веках создавались так называемые кооперации, в которых продвигали продукцию, произведенную на конкретной территории.
На основе практического опыта различных территориальных образований формировались идеи муниципального маркетинга.
Муниципальный маркетинг представляет собой тщательно проработанную экономическую политику муниципального образования, направленную на повышение конкурентоспособности того или иного муниципалитета.
Задачей муниципального маркетинга является выявление и учет общественных потребностей основных субъектов, например, потребителей муниципального образования, а также стимулирование полезных новых потребностей и интересов как общества в целом, так и отдельных социальных слоев его населения.
Свое широкое развитие муниципальный маркетинг или маркетинг города получил в европейских городах. Они активно борются за инвестиции и потоки туристов, посредством реализации тематических направлений, закрепляя в сознании людей отличительные культурные знаки
В мировой практике развития муниципального маркетинга используются четыре основные модели:
- Эффект Гауди предполагает развитие территории с помощью «знакомства» населения с известным человеком, который проживает в данном месте, например, в Барселоне, где жил и творил известный архитектор Антонио Гауди, городская инфраструктура пронизана фактами его биографии и творчества.
- Эффект Гуггенхайма — речь об Испанском филиале музея Гуггехайма, который напоминает собой гигантскую птицу, фантастический корабль и раскрывающийся цветок. В подобном стиле выдержаны формы трамваев, здание аэропорта, концертный зал, оригинальная башня.
- Эффект Помпиду, когда качестве основы Парижской маркетинговой концепции выступает инфраструктурный мега-проект — Центр Помпиду, позволяющий преображать и улучшать имидж города, добавив частичку современности в образ средневекового города.
- Эффект театра, получивший свое развитие в столице Шотландии — Эдинбурге. Концепция представления городского пространства в качестве театральной сцены
Осуществление маркетинга территории в муниципальном образовании находится в прямой зависимости:
- От внутренней среды территории, а именно, от наличия ограниченного количества ресурсов и решения вопросов местного значения.
- От территориального продукта муниципального образования.
Под территориальным продуктом понимается комплекс факторов и условий привлекательности населенного пункта как места жизнедеятельности населения: образ жизни, площадь населенного пункта, его официальный статус, месторасположение, транспортная доступность, новые предприятия, наличие рабочих мест и многое другое.
Выделяются следующие направления муниципального маркетинга:
- Маркетинг идей — необходимость муниципальных организаций нести свои идеи в массы.
- Маркетинг услуг — предоставлением услуг населению органами муниципального управления.
- Маркетинг отдельных лиц — проявление лидерских качеств определенными должностными лица;
- Организационный — органы муниципального управления являются организациями или учредителями предприятий.
- Территориальный — привлечение инвестиций на свои территории.
Данные направления подтверждают тот факт, что реализация муниципального маркетинга происходит у каждой территориальной единицы по-разному.
Так, стоит упомянуть о существовании возможных маркетинговых стратегий, которые используются муниципальными образованиями с целью повышения своей конкурентоспособности.
Под стратегией понимается комплекс долгосрочных мер и подходов по улучшению жизнеспособности группы лиц по отношению к их конкурентам.
Традиционно выделяются четыре большие группы стратегий:
— маркетинг имиджа (маркетинг имиджа основной целью подразумевает создание и распространение, обеспечение общественного признания, положительного образа территории);
— маркетинг притягательности (рамках стратегии маркетинга привлекательности используется комплекс мероприятий, направленных на повышение притягательности данной территории для человека).
— маркетинг инфраструктуры (на той или иной территории должно быть удобно жить, работать и развиваться, а для этого нужно совершенствовать инфраструктуру жилых районов, промышленных зон, рыночную инфраструктуру в целом).
— маркетинг населения и персонала (различные способы привлечения человеческого капитала, например, если рабочих рук не хватает, а рабочих мест в избытке, то муниципальные образования, стремясь заполучить новые кадры, могут подчеркивать, рекламировать положительные возможности для проживания и перспективы роста).
Муниципальный маркетинг предполагает проведение определенных последовательных этапов:
- Организационный.
Происходит формирование организационного звена в органе исполнительной власти, осуществляющего впоследствии реализацию маркетинга, а также выявление его субъектов. Затем следует проведение мероприятий, чтобы потенциальные участники имели возможность быть включёнными в коллективную работу.
- Сбор, анализ первичной и вторичной информации.
Анализ уже существующей информации о территории, который позволит провести первичный анализ ее маркетинговой среды (официальная статистика, нормативно-правовые документы, символика, информационно-рекламные материалы).
- Аналитический.
В рамках этого этапа предстоит последовательно решить некоторые задачи, например, характеристика инструментов комплекса маркетинга, определение круга потребителей территориального продукта, проведение сегментации потребителей.
- Реализация плана маркетинга.
Мониторинг основных факторов внешней и внутренней среды территории, изменение которых может вызвать необходимость скорректировать маркетинговые мероприятия или внести изменения в маркетинговые программы. Ведется по наиболее существенным для территории параметрам, в том числе анализируются фактически происшедшие события, которые могут повлиять на развитие территории.
- Итоговый контроль.
Позволяет оценить результаты проделанной работы всех предшествующих этапов, например, обзор количественных и качественных параметров, оценка финансовых расходов, созданных рабочих мест, динамики качества жизни населения, повышения лояльности жителей к территории, активности местного сообщества, внедрения новых товаров, материалов, сырья.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что совершенствование муниципального управления ведет к успешному социально-экономическому развитию той или иной территории. Муниципальный маркетинг в нынешнее время позволяет обеспечить высокую конкурентоспособность и привлекательность муниципального образования в целом.
Литература:
- Алексеев, А. В. Муниципальный маркетинг как составной элемент механизма управления развитием муниципального образования / А. В. Алексеев / Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 13. — С. 2471–2475. — URL: http://e-koncept.ru/2015/85495.htm. (дата обращения: 25.11.2022).
- Волчкова, Е. Н. Муниципальный маркетинг как эффективный инструмент социально-экономического развития городского пространства / Е. Н. Волчкова, А. В. Карпова, Э. Ф. Кочеваткина, Н. В. Миляева / Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2021. — № 3–1. — С. 5–12. — URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1606 (дата обращения: 26.11.2022).
- Демидова, Е. В. Маркетинговые стратегии городов как инструмент территориального развития / Е. В. Демидова / Академический вестник УралНИИпроект РААСН. — 2010. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovye-strategii-gorodov-kak-instrument-territorialnogo-razvitiya (дата обращения: 26.11.2022).
- Пфайфер, М. Р. Маркетинг территорий как современная концепция управления развитием муниципальных образований / М. Р. Пфайфер / Известия АлтГУ. — 2012. — № 2–1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-territoriy-kak-sovremennaya-kontseptsiya-upravleniya-razvitiem-munitsipalnyh-obrazovaniy (дата обращения: 26.11.2022).
- Фролов, Д. П. Маркетинговый подход к управлению пространственным развитием / Д. П. Фролов / Пространственная экономика. — 2013. — № 2. — URL:https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovyy-podhod-k-upravleniyu-prostranstvennym-razvitiem (дата обращения: 25.11.2022).