В статье рассмотрена сущность конкурентного потенциала территорий разного ранга, проанализированы виды маркетинга территории, предложена методика оценки конкурентного потенциала территории.
Ключевые слова: территориальный маркетинг, конкурентный потенциал, субпотенциал, показатели конкурентоспособности
В современных условиях хозяйствования одной из важнейших задач территории любого уровня является повышение ее конкурентоспособности. Оценка конкурентоспособности должна быть проведена с учетом наличия и уровня развития конкурентного потенциала и составляющих его компонент (субпотенциалов).
Конкурентный потенциал территории представляет собой, с одной стороны, объект конкурентных отношений между территориями, с другой стороны, совокупность имеющихся у территории ресурсов, средств и источников различного свойства, которые могут быть вовлечены в воспроизводственный процесс для достижения целей развития территории [2].
Для управления конкурентным потенциалом региона и отдельно взятого поселения или города целесообразно использовать концепцию и методы территориального маркетинга, при этом под территориальным маркетингом мы понимаем управленческую деятельность, предпринимаемую на территории с целью создания, поддержания или изменения о ней мнений, намерений или поведения субъектов, как уже существующих и действующих на данной территории, так и потенциальных потребителей.
В зависимости от уровней административно — территориального деления, принятого в Российской Федерации, подвидами территориального маркетинга являются [1]:
− макромаркетинг (национальный)- это маркетинг, реализуемый государственными органами власти в масштабах страны;
− региональный маркетинг, реализуемый на уровне областей и регионов;
− муниципальный маркетинг, объектом которого являются город, муниципальные образования, сельские поселения.
Каждый из перечисленных объектов территориального маркетинга предполагает наличие специфических критериев конкурентоспособности и элементов конкурентного потенциала (рис.1).
Рис. 1. Объекты территориального маркетинга и соответствующие им субпотенциалы (компоненты) конкурентного потенциала
Субъекты маркетинга территории подразделяются на внутренние и внешние, которые в разной степени являясь потенциальными или реальными потребителями, и (или) инвесторами данной территории, оказывают различное воздействие на ее развитие, формируя ее привлекательность.
Для макромаркетинга в качестве основных объектов маркетинговой деятельности будут выступать население, инвесторы и туристы. Региональный маркетинг направлен, преимущественно, на удовлетворение потребностей следующих групп потребителей: населения, предприятий, субъектов малого бизнеса, инвесторов, туристов. Для муниципального маркетинга, в частности для маркетинга отдаленных территориальных образований, основными целевыми рынками (субъектами маркетинга территории) будут являться: глава администрации муниципального образования, местные жители, местные производители и представители бизнес структур, финансовые организации, предприятия инфраструктуры, культуры и спорта, индустрия гостеприимства, турфирмы, транспортные компании, учебные заведения, СМИ, др. В отношении каждой представленной группы необходимо разрабатывать свой комплекс маркетинга, и стратегию привлечения и удержания.
Для населения важны следующие критерии конкурентоспособности территории: наличие рабочих мест; уровень заработной платы; система социальной поддержки; наличие, доступность и качество жилья; экология территории; состояние торговли, социальной инфраструктуры; система среднего и высшего образования; уровень криминогенности территории. Для предприятий и субъектов малого бизнеса, рассматриваемых в данном контексте в качестве субъектов маркетинга, будут актуальны такие критерии конкурентоспособности, как наличие и экономические особенности факторов производства; налоговый и предпринимательский климат; отдаленность от рынков сбыта и качество транспортной инфраструктуры; емкость местного рынка сбыта; развитие науки, образования и системы переподготовки кадров; защита и стимулирование развития малого бизнеса со стороны органов власти; наличие инфраструктуры; развитие финансово-кредитной системы [3].
Инвесторов будут интересовать в первую очередь следующие критерии конкурентоспособности территории: уровень доходов бюджета; экономический потенциал и конкурентоспособность действующих предприятий; политическая стабильность; степень прогрессивности менеджмента управления; наличие свободных земель, зонирование территории и цены на землю; опыт реализации крупных инфраструктурных проектов. Туристы предъявляют требования к наличию привлекательных историко-архитектурных и культурных объектов; природно-климатическим условиям; качеству и ценам на услуги туристической инфраструктуры; транспортной доступности; наличию красивых природных ландшафтов; существованию и предложению различных типов туризма.
Конкурентный потенциал включает в себя несколько видов составляющих, или компонент, или видов субпотенциала территории: природно-ресурсный потенциал, инвестиционный, человеческий, производственный, организационно-управленческий [2]. Характеристика субпотенциалов территории и показателей конкурентного потенциала территорий различного ранга представлены в табл.
Таблица 1
Характеристика компонент ипоказателей конкурентного потенциала территории различного ранга
Компоненты (субпотенциалы) |
Характеристика субпотенциалов |
Показатели конкурентного потенциала для региона, города |
Показатели конкурентного потенциала для сельского муниципального округа |
Природно-ресурсный |
Предполагает существование природно-ресурсных преимуществ, создаваемых на основе наличия и использования средств и факторов производства |
Площадь территории на одного жителя; улавливание и обезвреживание отходов от стационарных источников; инвестиции, направленные на охрану окружающей среды |
Общая площадь муниципального района; площадь лесных угодий; общая площадь сельскохозяйственных угодий; балл бонитета почты; количество солнечных дней в году |
Человеческий |
Включает трудовой потенциал и потенциал качества жизни |
Коэффициент естественного прироста населения; среднемесячная начисленная заработная плата; численность занятых в экономике; численность студентов вузов и ссузов; число спортивных сооружений; обеспеченность жильем |
Численность населения; коэффициент естественного прироста населения; среднемесячная начисленная заработная плата; численность занятых в экономике; уровень безработицы |
Организационно-управленческий |
Характеризует способность региональных властей мобилизовать факторы развития территории и организовать сотрудничество целевых групп местного сообщества |
Миграционный прирост (убыль) населения; удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций; количество зарегистрированных на территории субъектов малого и среднего предпринимательства |
Миграционный прирост (убыль) населения; удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций; количество зарегистрированных на территории субъектов малого и среднего предпринимательства; количество предприятий, занимающихся сельским хозяйством и КФХ |
Инвестиционный потенциал |
Характеризует существование и создание экономических и политико-правовых преимуществ ведения бизнеса |
Сальдированный финансовый результат на одного занятого; инвестиции в основной капитал на душу населения; доля собственных средств региона в общем объеме инвестиций |
Сальдированный финансовый результат на одного занятого; инвестиции в основной капитал на душу населения; доля собственных средств региона в общем объеме инвестиций |
Производственный потенциал |
Характеризует количественный и качественный аспект ведения бизнеса |
Объем ВРП; объем промышленного производства по видам продукции; оборот розничной торговли |
Объем сельскохозяйственного производства по видам продукции; оборот розничной торговли |
Для определения интегральных индексов, представленных субпотенциалов территории, и расчета сводного рейтинга мы предлагаем использовать следующий алгоритм:
- исходную информацию по компонентам потенциала территории представить в виде матрицы, где по строкам будут записаны показатели, входящие в состав элемента, а по столбцам сравниваемые территориальные образования;
- по каждому показателю определить максимальное значение среди исследуемых территорий;
- исходные показатели конкурентного потенциала стандартизировать в отношении соответствующего показателя условной эталонной территории;
- для каждой анализируемой территории рассчитать интегральный индекс посредством суммирования стандартизированных показателей.
Использование предложенного алгоритма позволит произвести расчет индексов пяти выделенных субпотенциалов, т. е. индекса природно-ресурсного потенциала, индекса человеческого потенциала; индекса инвестиционного потенциала; индекса производственного потенциала и индекса организационно-управленческого потенциала. Также на основе сложения всех индексов можно будет определить сводный рейтинг территории. Выполненные расчеты позволят сравнить состояние частных потенциалов территории и определить на основе отставания их значений друг от друга «узкие места» региональной и муниципальной политики.
Литература:
- Киселева Е. О. Маркетинговые подходы к анализу сельской территории как объекту территориального маркетинга // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. — С. 237–240.
- Леонова Н. А. Оценка конкурентного потенциала малых городов// Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 19. С. 100–103.
- Окрепилов В. В. Конкурентоспособность страны как показатель состояния и перспектив развития российской хозяйственной системы// Экономика и управление. 2013. № 11 (97). С. 17–25.