Конкурентный потенциал территории в региональном и муниципальном маркетинге | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 18.07.2016

Статья просмотрена: 540 раз

Библиографическое описание:

Боровских, Н. В. Конкурентный потенциал территории в региональном и муниципальном маркетинге / Н. В. Боровских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32848/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассмотрена сущность конкурентного потенциала территорий разного ранга, проанализированы виды маркетинга территории, предложена методика оценки конкурентного потенциала территории.

Ключевые слова: территориальный маркетинг, конкурентный потенциал, субпотенциал, показатели конкурентоспособности

В современных условиях хозяйствования одной из важнейших задач территории любого уровня является повышение ее конкурентоспособности. Оценка конкурентоспособности должна быть проведена с учетом наличия и уровня развития конкурентного потенциала и составляющих его компонент (субпотенциалов).

Конкурентный потенциал территории представляет собой, с одной стороны, объект конкурентных отношений между территориями, с другой стороны, совокупность имеющихся у территории ресурсов, средств и источников различного свойства, которые могут быть вовлечены в воспроизводственный процесс для достижения целей развития территории [2].

Для управления конкурентным потенциалом региона и отдельно взятого поселения или города целесообразно использовать концепцию и методы территориального маркетинга, при этом под территориальным маркетингом мы понимаем управленческую деятельность, предпринимаемую на территории с целью создания, поддержания или изменения о ней мнений, намерений или поведения субъектов, как уже существующих и действующих на данной территории, так и потенциальных потребителей.

В зависимости от уровней административно — территориального деления, принятого в Российской Федерации, подвидами территориального маркетинга являются [1]:

− макромаркетинг (национальный)- это маркетинг, реализуемый государственными органами власти в масштабах страны;

− региональный маркетинг, реализуемый на уровне областей и регионов;

− муниципальный маркетинг, объектом которого являются город, муниципальные образования, сельские поселения.

Каждый из перечисленных объектов территориального маркетинга предполагает наличие специфических критериев конкурентоспособности и элементов конкурентного потенциала (рис.1).

Рис. 1. Объекты территориального маркетинга и соответствующие им субпотенциалы (компоненты) конкурентного потенциала

Субъекты маркетинга территории подразделяются на внутренние и внешние, которые в разной степени являясь потенциальными или реальными потребителями, и (или) инвесторами данной территории, оказывают различное воздействие на ее развитие, формируя ее привлекательность.

Для макромаркетинга в качестве основных объектов маркетинговой деятельности будут выступать население, инвесторы и туристы. Региональный маркетинг направлен, преимущественно, на удовлетворение потребностей следующих групп потребителей: населения, предприятий, субъектов малого бизнеса, инвесторов, туристов. Для муниципального маркетинга, в частности для маркетинга отдаленных территориальных образований, основными целевыми рынками (субъектами маркетинга территории) будут являться: глава администрации муниципального образования, местные жители, местные производители и представители бизнес структур, финансовые организации, предприятия инфраструктуры, культуры и спорта, индустрия гостеприимства, турфирмы, транспортные компании, учебные заведения, СМИ, др. В отношении каждой представленной группы необходимо разрабатывать свой комплекс маркетинга, и стратегию привлечения и удержания.

Для населения важны следующие критерии конкурентоспособности территории: наличие рабочих мест; уровень заработной платы; система социальной поддержки; наличие, доступность и качество жилья; экология территории; состояние торговли, социальной инфраструктуры; система среднего и высшего образования; уровень криминогенности территории. Для предприятий и субъектов малого бизнеса, рассматриваемых в данном контексте в качестве субъектов маркетинга, будут актуальны такие критерии конкурентоспособности, как наличие и экономические особенности факторов производства; налоговый и предпринимательский климат; отдаленность от рынков сбыта и качество транспортной инфраструктуры; емкость местного рынка сбыта; развитие науки, образования и системы переподготовки кадров; защита и стимулирование развития малого бизнеса со стороны органов власти; наличие инфраструктуры; развитие финансово-кредитной системы [3].

Инвесторов будут интересовать в первую очередь следующие критерии конкурентоспособности территории: уровень доходов бюджета; экономический потенциал и конкурентоспособность действующих предприятий; политическая стабильность; степень прогрессивности менеджмента управления; наличие свободных земель, зонирование территории и цены на землю; опыт реализации крупных инфраструктурных проектов. Туристы предъявляют требования к наличию привлекательных историко-архитектурных и культурных объектов; природно-климатическим условиям; качеству и ценам на услуги туристической инфраструктуры; транспортной доступности; наличию красивых природных ландшафтов; существованию и предложению различных типов туризма.

Конкурентный потенциал включает в себя несколько видов составляющих, или компонент, или видов субпотенциала территории: природно-ресурсный потенциал, инвестиционный, человеческий, производственный, организационно-управленческий [2]. Характеристика субпотенциалов территории и показателей конкурентного потенциала территорий различного ранга представлены в табл.

Таблица 1

Характеристика компонент ипоказателей конкурентного потенциала территории различного ранга

Компоненты (субпотенциалы)

Характеристика субпотенциалов

Показатели конкурентного потенциала для региона, города

Показатели конкурентного потенциала для сельского муниципального округа

Природно-ресурсный

Предполагает существование природно-ресурсных преимуществ, создаваемых на основе наличия и использования средств и факторов производства

Площадь территории на одного жителя; улавливание и обезвреживание отходов от стационарных источников; инвестиции, направленные на охрану окружающей среды

Общая площадь муниципального района; площадь лесных угодий; общая площадь сельскохозяйственных угодий; балл бонитета почты; количество солнечных дней в году

Человеческий

Включает трудовой потенциал и потенциал качества жизни

Коэффициент естественного прироста населения; среднемесячная начисленная заработная плата; численность занятых в экономике; численность студентов вузов и ссузов; число спортивных сооружений; обеспеченность жильем

Численность населения; коэффициент естественного прироста населения; среднемесячная начисленная заработная плата; численность занятых в экономике; уровень безработицы

Организационно-управленческий

Характеризует способность региональных властей мобилизовать факторы развития территории и организовать сотрудничество целевых групп местного сообщества

Миграционный прирост (убыль) населения; удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций; количество зарегистрированных на территории субъектов малого и среднего предпринимательства

Миграционный прирост (убыль) населения; удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций; количество зарегистрированных на территории субъектов малого и среднего предпринимательства; количество предприятий, занимающихся сельским хозяйством и КФХ

Инвестиционный потенциал

Характеризует существование и создание экономических и политико-правовых преимуществ ведения бизнеса

Сальдированный финансовый результат на одного занятого; инвестиции в основной капитал на душу населения; доля собственных средств региона в общем объеме инвестиций

Сальдированный финансовый результат на одного занятого; инвестиции в основной капитал на душу населения; доля собственных средств региона в общем объеме инвестиций

Производственный потенциал

Характеризует количественный и качественный аспект ведения бизнеса

Объем ВРП; объем промышленного производства по видам продукции; оборот розничной торговли

Объем сельскохозяйственного производства по видам продукции; оборот розничной торговли

Для определения интегральных индексов, представленных субпотенциалов территории, и расчета сводного рейтинга мы предлагаем использовать следующий алгоритм:

  1. исходную информацию по компонентам потенциала территории представить в виде матрицы, где по строкам будут записаны показатели, входящие в состав элемента, а по столбцам сравниваемые территориальные образования;
  2. по каждому показателю определить максимальное значение среди исследуемых территорий;
  3. исходные показатели конкурентного потенциала стандартизировать в отношении соответствующего показателя условной эталонной территории;
  4. для каждой анализируемой территории рассчитать интегральный индекс посредством суммирования стандартизированных показателей.

Использование предложенного алгоритма позволит произвести расчет индексов пяти выделенных субпотенциалов, т. е. индекса природно-ресурсного потенциала, индекса человеческого потенциала; индекса инвестиционного потенциала; индекса производственного потенциала и индекса организационно-управленческого потенциала. Также на основе сложения всех индексов можно будет определить сводный рейтинг территории. Выполненные расчеты позволят сравнить состояние частных потенциалов территории и определить на основе отставания их значений друг от друга «узкие места» региональной и муниципальной политики.

Литература:

  1. Киселева Е. О. Маркетинговые подходы к анализу сельской территории как объекту территориального маркетинга // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. — С. 237–240.
  2. Леонова Н. А. Оценка конкурентного потенциала малых городов// Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 19. С. 100–103.
  3. Окрепилов В. В. Конкурентоспособность страны как показатель состояния и перспектив развития российской хозяйственной системы// Экономика и управление. 2013. № 11 (97). С. 17–25.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурентный потенциал, территориальный маркетинг, конкурентный потенциал территории, инвестиционный потенциал, миграционный прирост, муниципальный маркетинг, общая площадь, основной капитал, природно-ресурсный потенциал, производственный потенциал.


Ключевые слова

конкурентный потенциал, территориальный маркетинг, субпотенциал, показатели кон-курентоспособности

Похожие статьи

Исследование показателей поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке

В статье исследованы показатели поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке. Представлены результаты PEST-анализа, SWOT-анализа, модели 5 сил конкуренции М. Портера, исследован метод корреляционно-регрессионного модели...

Сущность конкурентного позиционирования компании сферы строительства

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа теоретической сущности понятия конкурентного позиционирования компаний сферы строительства. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современные условиях ведения строительного биз...

Разработка маркетинговой стратегии продвижения продукции на рынок

В работе рассмотрено основное понятие маркетинговой стратегии. Изучены теоретические основы понятия продвижения товара, подробно описано понятие продвижения бренда. Выявлен объективный взгляд на знания и умения в области продвижения.

Анализ конкурентоспособности компании ООО «Мульти Сайт» на рынке интернет-маркетинга

Авторами представлены результаты анализа конкурентоспособности сравнительно нового объекта исследования – веб-студии на примере ООО «Мульти Сайт» (г. Калининград). Разработаны модели пяти сил конкуренции М. Портера и стратегических групп, проведена о...

Маркетинговый анализ выбора франчайзинга на территории Мордовии

Данная статья предложена как вариант подбора на основе маркетинговых исследований правильного франчайзинга в регионе. В качестве показателей были учтены многие как социологические, так и экономические факторы воздействия.

Разработка стратегии предложения клиентской ценности компании как основы конкурентного позиционирования на туристическом рынке

В статье приведены и проанализированы вопросы разработки стратегии клиентской ценности, освещены основные проблемы, с которыми сталкивается предприятие при ее разработке. Выявлено, что недостаточное внимание уделяется анализу рыночной среды клиента, ...

Роль маркетинговой информации в комплексном изучении товарного рынка

Статья посвящена вопросам маркетингового планирования и влияния маркетинговой информации на товарном рынке.

Оценка инвестиционной привлекательности модели аутсорсинга

В статье автор на фактическом примере предприняла попытку обоснования наиболее предпочтительных зон деятельности для передачи на аутсорсинг, произвела расчет экономического эффекта и выявила возможные риски.

Маркетинговое управление партнерскими взаимоотношениями производственных предприятий

В статье рассматривается природа возникновения и причины становления маркетинга взаимоотношений, выступающего в качестве современной формы управления процессом получения долгосрочной прибыли за счет долгосрочного сотрудничества. Предложена схема тран...

SWOT-анализ — метод оценки конкурентоспособности предприятия

Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее оценки с помощью SWOT-анализа. Рассмотрены цели, особенности и элементы SWOT-анализа. Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия, на базе проведенного анализа.

Похожие статьи

Исследование показателей поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке

В статье исследованы показатели поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке. Представлены результаты PEST-анализа, SWOT-анализа, модели 5 сил конкуренции М. Портера, исследован метод корреляционно-регрессионного модели...

Сущность конкурентного позиционирования компании сферы строительства

Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа теоретической сущности понятия конкурентного позиционирования компаний сферы строительства. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современные условиях ведения строительного биз...

Разработка маркетинговой стратегии продвижения продукции на рынок

В работе рассмотрено основное понятие маркетинговой стратегии. Изучены теоретические основы понятия продвижения товара, подробно описано понятие продвижения бренда. Выявлен объективный взгляд на знания и умения в области продвижения.

Анализ конкурентоспособности компании ООО «Мульти Сайт» на рынке интернет-маркетинга

Авторами представлены результаты анализа конкурентоспособности сравнительно нового объекта исследования – веб-студии на примере ООО «Мульти Сайт» (г. Калининград). Разработаны модели пяти сил конкуренции М. Портера и стратегических групп, проведена о...

Маркетинговый анализ выбора франчайзинга на территории Мордовии

Данная статья предложена как вариант подбора на основе маркетинговых исследований правильного франчайзинга в регионе. В качестве показателей были учтены многие как социологические, так и экономические факторы воздействия.

Разработка стратегии предложения клиентской ценности компании как основы конкурентного позиционирования на туристическом рынке

В статье приведены и проанализированы вопросы разработки стратегии клиентской ценности, освещены основные проблемы, с которыми сталкивается предприятие при ее разработке. Выявлено, что недостаточное внимание уделяется анализу рыночной среды клиента, ...

Роль маркетинговой информации в комплексном изучении товарного рынка

Статья посвящена вопросам маркетингового планирования и влияния маркетинговой информации на товарном рынке.

Оценка инвестиционной привлекательности модели аутсорсинга

В статье автор на фактическом примере предприняла попытку обоснования наиболее предпочтительных зон деятельности для передачи на аутсорсинг, произвела расчет экономического эффекта и выявила возможные риски.

Маркетинговое управление партнерскими взаимоотношениями производственных предприятий

В статье рассматривается природа возникновения и причины становления маркетинга взаимоотношений, выступающего в качестве современной формы управления процессом получения долгосрочной прибыли за счет долгосрочного сотрудничества. Предложена схема тран...

SWOT-анализ — метод оценки конкурентоспособности предприятия

Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее оценки с помощью SWOT-анализа. Рассмотрены цели, особенности и элементы SWOT-анализа. Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия, на базе проведенного анализа.

Задать вопрос