В данной статье рассматривается использование маркетинговых технологий государственными и муниципальными органами власти при организации и проведении мероприятий в современной России.
Ключевые слова: маркетинг, маркетинговые технологии, государственное и муниципальное управление.
За последние десять лет в России существенно возросло внимание к маркетинговым технологиям со стороны государственных и муниципальных органов. В первую очередь, это связано с непростым экономическим положением в нашей стране, которое произошло из-за санкций, против России и об ответных мерах правительства, а также активным информационным влиянием западных СМИ.
Маркетинг в сфере государственного и муниципального управления достигает все более прочные позиции. С ним специалисты связывают надежды на избавление государственного аппарата от бюрократии, и образование открытой и эффективной публичной политики в условиях демократии.
Французский политолог Д. Линдон даёт такое понятие маркетингу: «Политический маркетинг является совокупностью теорий и действий, которыми могут воспользоваться общественные политические организации, а также органы власти с двойной целью: поставить свои определённые задачи и программы и воздействовать на поведение граждан» [2]. Еще более точное определение даёт политолог из Бельгии Габриель Товерн, который рассматривает политический маркетинг как определённые технологии, позволяющие создавать политический имидж, и способствуют известности какого-либо деятеля, привлекая избирателей к его идеям, программе и к самой личности.
Использование маркетинговых технологий в государственных и муниципальных органах способны поднять эффективность функционирования всех институтов власти в глазах российских граждан.
Маркетинговые технологии являются составляющими процесса маркетинга, которые эффективно размещают и реализовывают товары или услуги на рынке.
Маркетинг в государственных и муниципальных органах власти рассматривается на следующих уровнях:
1) взаимодействие правового государства и гражданского общества в демократической политике государства;
2) политическое управление во взаимодействии государства и общества;
3) обеспечение преимуществ политических партий, их лидеров, программ и проектов в общественной среде страны;
4) применение технических приёмов для достижения цели политической кампании.
Если в широком смысле рассматривать маркетинг в государственном и муниципальном управлении, то можно понять, что сконцентрированное на обеспечении наилучшего результата производителей государственных услуг, а также их клиентами, власть является особой формой исполнения маркетинга.
Другими словами, маркетинговые технологии, используются государственной и муниципальной властью, реализуются в сфере государственной и муниципальной службы при оказании различных государственных услуг как юридическим, так и физическим лицам на территории нашей страны, а также за ее пределами.
В свою очередь, в это направление маркетинга включаются маркетинг территорий (страны, региона, города), политический маркетинг и маркетинг личности.
Маркетинг государственной и муниципальной сферы выражен субъектами, которыми являются органы государственной власти на всех уровнях, и обращен он на граждан страны, сообщества людей, частные и государственные предприятия.
Главными целями маркетинга государственной и муниципальной сферы является успех в реализации государственных услуг и продукции населению, рост авторитета органов и представителей государственной власти, а также увеличение привлекательности региона.
Считается, что маркетинг в государственной и муниципальной сфере реализует следующие задачи:
1) развивает определённый способ понимания в зависимости от выдвигаемых инициатив и идей;
2) определяет адекватность своих реализуемых идей на общество или политический рынок, на которые воздействует;
3) выявляет политическую позицию на основании имиджа политического лидера, ожиданий «политического рынка», и присутствия на нём конкурентов.
Объекты маркетинга в государственной и муниципальной сфере выделяют следующие [3]:
– общественные блага, предоставляемые населению на безвозмездной основе, в виде неделимых, например, обеспечение безопасности общества и делимых, таких как высшее образование, медицинское страхование и т. д.;
– институты государственного и социального управления, а также их представители: для увеличения известности и доверия, и содействия деятельности граждан, их объединений и организаций разных форм собственности;
– целиком территориальные образования, как страны, регионы, городские муниципальные образования;
– выгодные для государственных и муниципальных органов власти, а также полезные для граждан социальные нормы, жизненные ценности и идеи;
– необходимые для осуществления субъективных законных прав и обязанностей финансируемые из бюджета страны разных уровней организаций и отраслей народного хозяйства продукции и услуг: вооружение страны, медицинские препараты и техника, продукция и услуги для получения удовлетворения государственных потребностей и т. д.;
– государственные предприятия и выпускаемые ими товары и услуги;
– конституционные обязанности и права граждан РФ и юридических предприятий, имеющие существенное значение для процесса деятельности и развития страны: несение воинской службы, обязанность по уплате налогов и взносов, участие в избирательном процессе.
Особенности маркетинга в государственном и муниципальном управлении можно выразить в важных ключевых аспектах:
– последовательность общественных отношений, так как в основном продукция находится в виде услуг или общественных благ и цели маркетинга не являются коммерческими;
– существенный недостаток специалистов и нехватка бюджетных средств для проведения значимых маркетинговых событий;
– значимая общественная открытость и контролируемость со стороны разных общественно-политических групп и движений, потенциал которой выявлена и конкретизирована на основании нормативно-правовых актов;
– высокая зависимость от принятых решений органов государственной власти;
– масштабы в сфере использования технологий маркетинга и долгосрочности в принятии решений, которые тесно связаны с политической обстановкой в стране.
Важно выяснить, как происходит внедрение технологий маркетинга государственными и муниципальными органами власти в нашей стране.
Технологии маркетинга в государственном и муниципальном управлении — это совокупность использования определённых приёмов, методов, принципов, а также способов и процедур, с помощью которых субъекты решают государственные проблемы.
Специфика, присущая технологиям маркетинга определена в том, что они используются только лишь для решения комплексных проблем в сфере государственного и муниципального управления.
Процесс внедрения технологий маркетинга имеет как внутреннее, так и внешнее содержание. Во внутреннее содержание входит всё то, что на прямую относится к реализации маркетинговых технологий, например, выбор типа маркетинговых технологий, время и место их использования. Внешнее содержание имеет соприкосновение с внешней средой, например, предвыборные технологии, технологии имиджа, информационно-аналитические и информационно-прогностические технологии.
Процесс внедрения технологий маркетинга в государственной и муниципальной сфере проходит в обусловленной социальной, экономической и политической обстановке в стране.
Рассмотрим, как применяются технологии маркетинга в предвыборных компаниях.
Процесс внедрения технологий маркетинга в предвыборных компаниях включает три этапа.
На первом этапе происходит получение полноты объективной информации о настроениях и интересах различных групп населения, о тенденции конъюнктуры рынка, состояние политического спроса и степень его удовлетворения, о прогнозе действий конкурентов, степени поддержки властей со стороны населения. Чтобы принять важное решение, необходимо иметь представление о мнении экспертов и общественное мнение. Для этой информации проводятся социологические опросы экспертов и населения. На основании проведенных опросов, организаторы выборов устанавливают такие группы и слои граждан, у которых поддержка вызывает определённые сомнения в политических лидерах и их программ и не соответствуют ожиданиям граждан, участвующих в выборах.
На втором этапе внедрения технологий маркетинга разрабатывается предвыборная программа избирательной компании, создается кандидат, отвечающий требованиям большинства граждан. При разработке предвыборной программы главное, постараться учесть интересы всех социальных слоев населения. Предвыборная программа завершается призывом к избирателям сделать свой выбор в пользу представленного кандидата или политической партии.
На третьем этапе внедрения технологий маркетинга важнейшее внимание уделяется продвижению политических товаров и услуг, таких как имидж лидера, идея, программы на политический рынок. Продвижение политического товара и услуг осуществляется с помощью таких технологий маркетинга, как проведение митингов, демонстраций, шествий, посещение кандидатом мест массового скопления людей — образовательных учреждений, больниц, мест массового отдыха и т. д.
Большую роль в продвижении политических товаров и услуг играют средства массовой информации, которые одновременно могут охватить максимально широкую аудиторию разных социальных слоёв населения.
Основные задачи, которые решают средства массовой информации: формирование положительного образа кандидата и политической партии, раскрытие сути предвыборной программы партии, создание правильной психологической установки у избирателей в виде чувств, симпатий и действий кандидата.
Также одним из важных направлений в маркетинговых технологиях в государственной и муниципальной сфере является PR-деятельность.
PR-деятельность в государственной и муниципальной сфере есть система взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, гражданского общества и частных предприятий с целью реализации интересов общества, употребления ресурсов и общественных благ на основании воли народа [1].
Эффективные связи с общественностью подразумевают создание реальной действующей системы обратной связи, которая будет наиболее успешна только тогда, когда коммуникации между одной и другой стороны строятся на основании плодотворного взаимовыгодного сотрудничества. Для того, чтобы достичь этого уровня взаимодействия, государственной и муниципальной власти необходимо:
– регулярно информировать граждан о решениях, принимаемых властями, применяя средства СМИ, ресурсы сети Интернет;
– власть должна пропагандировать идеи патриотизма, обеспечивая гражданам возможность выражения своего мнения относительно немаловажных проектов до их принятия;
– обеспечить прямые контакты представителей властей с гражданами и воздержаться от проведения популистских PR-акций и «черного пиара».
В завершении третьего этапа граждане, имеющие избирательное право морально и психологически уже должны быть готовы, для того чтобы отдать свой голос за кандидата или политическую партию, которые предложат реальные пути и методы решения актуальных проблем для развития региона.
Таким образом, сегодня, в достаточно сложных экономических и внешних политических условиях значительно возрастает необходимость применения маркетинговых технологий в области государственного и муниципального управления с целью консолидации общества для решения актуальных социальных экономических проблем.
Использование маркетинговых технологий в сфере государственного и муниципального управления позволяют выработать устойчивые и взаимные выгодные отношения между властью и гражданским обществом. При этом значимую роль в установлении этих отношений играет правильно выстроенная органами государственной и муниципальной власти связь с общественностью, позволяющая предотвратить возникновение очагов высокой социальной напряженности.
Литература:
- Котлер Ф. Маркетинг для государственных и общественных организаций — Издательство: Питер. — 2016
- Морозова Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1999.
- Ефимова Е. С., Хачатуров-Тавризян Е. А. Креативный маркетинг в государственном и муниципальном управлении. // Успехи в химии и химической промышленности. 2015. № 5.