В данной статье раскрыто понятие «имидж города», отражены основные особенности формирования имиджа города. В работе сделан акцент на весомых факторах успеха при продвижении имиджа города, указаны основные условия его формирования.
Ключевые слова: имидж города, территориальная индивидуальность, целевые группы, продвижение имиджа города
В современном обществе интегрированные знания о городе приобретают особое значение. Именно в городах в наибольшей степени заметны тенденции развития общества в целом. В связи с тем, что приоритетной задачей развития городов является улучшение качества жизни населения, власти городов вынуждены создавать благоприятное представление о своих территориях. Для этого необходимо выбрать правильную стратегию формирования и позиционирования имиджа города, которая бы выгодно отличала один образ от другого. Особенно остро эта проблема стоит перед муниципальными образованиями, имеющими в своей основе лишь одно градообразующее предприятие [1,2].
Конструированием имиджа города могут заниматься администрация, выдающиеся деятели различных сфер общества, средства массовой информации, а также население, не только данного города, но и других населённых пунктов. Модернизируя существующий или же формируя новый имидж города, необходимо помнить, что город уже обладает определённым имиджем, то есть у города есть свой образ. При этом необходимо помнить, что имидж основан на образе (образ первичнее), а бренд — на имидже.
Одной из главных составляющих при формировании имиджа, бренда, а также, что тоже немаловажно, репутации города является территориальная индивидуальность. Она включает в себя: «паспорт» города (местоположение, название, герб и т. д.); совокупность особенностей и ресурсов города (природные, демографические, исторические); различные технологии, доверие партнеров, качество руководства и многое другое [3]. На базе территориальной индивидуальности формируются имидж, бренд и репутация города.
Изменение имиджа города происходит в результате имиджевой политики, проявляющейся в городском планировании и пропаганде разных сторон жизнедеятельности города [3]. В данном случае город рассматривается как «продукт», который предлагается «целевым группам».
Основными целевыми группами маркетинга города являются его жители, представители бизнеса и туристы. Всех их можно назвать потребителями города. При рассмотрении города как продукта потребители, в первую очередь, интересуются не самим продуктом, а его ценностью. Определяют несколько параметров ценности города и место имиджа в системе потребительского спроса (рисунок 1) [4]. Имидж города включает в себя сумму материальных и нематериальных характеристик и является одним из важнейших факторов конкурентоспособности.
Рис. 1. Имидж города в системе потребительского спроса [4]
Следует заметить, что весомым фактором успеха в формировании и продвижении города является оценка основных характеристик конкурентного преимущества города, а также рациональность расстановки приоритетов при формировании имиджа в будущем.
Важным этапом в стратегии формирования имиджа города и вместе с тем необходимым условием его дальнейшего продвижения являются исследования целевой аудитории внутренней и внешней среды.
Существует следующая система показателей для контроля при формировании имиджа города [5]:
показатели стратегической эффективности имиджа города;
показатели коммуникативной эффективности имиджа города;
показатели текущей экономической эффективности формирования имиджа города;
показатели динамики символического имиджа капитала города;
нормативные показатели эффективности формирования имиджа города.
Рассмотрим стратегию формирования имиджа города на примере города Владимир. Имидж и репутация этого города являются существенным фактором продвижения экономических проектов и идей, важнейшим конкурентным ресурсом для налаживания партнерских отношений, а также выступают предпосылками для ускорения социально-экономического развития города, повышения уровня и качества жизни горожан [6].
Следует отметить, что создание уникального имиджа города способствует привлечению креативного класса и инвестиций на территорию муниципального образования [7]. В дальнейшем это может привести к увеличению налоговых поступлений, которые положительное влияние могут оказать на развитие муниципального образования в целом [8].
Владимир позиционирует себя как город, комфортный для жизнедеятельности, в котором каждый может найти возможности для совершенствования и самореализации. К сильным сторонам данного города можно отнести следующие особенности: принципы муниципальной поддержки инвестиционной деятельности; месторасположение города и его территориальные особенности; развитие внешних коммуникаций; комфорт для жизнедеятельности (во Владимире хорошо организована работа общественного транспорта, развита социальная сфера, город неплохо озеленен); богатое историческое наследие; наличие объектов туристического показа и туристической инфраструктуры; наличие возможностей для получения качественного образования; наличие квалифицированной и недорогой рабочей силы; наличие развитой производственной и коммунальной инфраструктуры; наличие стратегии городского развития.
Другим направлением продвижения города Владимира являются внутрироссийские, межрегиональные и международные связи [6].
Для продвижения города Владимира необходимо:
постоянно обновлять информацию на официальном сайте органов местного самоуправления г. Владимира;
публиковать материалы о городе и его возможностях в отечественных и зарубежных СМИ, а также проводить PR-кампании;
подготавливать и распространять материалы, содержащие презентабельную информацию о предприятиях-экспортерах товаров и услуг;
организовывать и проводить федеральные и межрегиональные конференции по актуальным вопросам развития;
обеспечивать постоянное взаимодействие с организациями города по вопросам развития партнерских связей;
распространять информацию о перспективных проектах города;
предоставлять информацию потенциальным инвесторам, а также покупателям товаров и услуг, производимых на территории города Владимира;
способствовать проведению в городе международных и межрегиональных мероприятий российских городов-партнеров.
Подводя итоги вышесказанному, следует констатировать, что имидж на сегодняшний день оказывает колоссальное влияние на повышение конкурентоспособности города. Очевидно, такой результат возможен лишь при реализации следующих условий: выбора наиболее эффективной стратегии формирования имиджа города, которая будет ориентирована именно на продвижение конкурентных преимуществ данного города; формирования целевых аудиторий имиджа города; проведения активной коммуникационной политики позиционирования; осуществления широкомасштабной имиджевой политики региона и города; полноценного финансирования вышеперечисленных мероприятий.
Литература:
- Ченцова Е. П. Формирование, развитие моногородов и градообразующих предприятий // Современные проблемы горно-металлургического комплекса. Наука и производство: материалы Тринадцатой Всероссийской научно-практической конференции, Том II, 23–25 ноября 2016 г. — Старый Оскол, 2016. — С. 248–252.
- Ченцова Е. П., Ткачева А. С. Актуальные направления развития монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации // Современные проблемы горно-металлургического комплекса. Наука и производство: материалы Тринадцатой Всероссийской научно-практической конференции, Том II, 23–25 ноября 2016 г. — Старый Оскол, 2016. — С. 260–263.
- Абышева Ю. Ю. Разные целевые группы в одной программе как источник конфликта (на примере продвижения идеи столичности в Нижнем Новгороде / Ю. Ю. Абышева // Нижний Новгород в историко-культурной традиции России: Материалы VI международной научно-практической конференции по региональной культуре (22 сентября 2004 г.) — Н. Новгород, 2005. С. 66.
- Петрякова Е. С., Лимарева Ю. А. Экономика и право // Факторы формирования стратегии имиджа территории, 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.colloquium-publishing/1706–3372–1-SM %20.pdf (Дата обращения: 10.03.2017).
- Тихонова Н. С. Необходимость стратегического планирования территории в условиях рынка // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. СПб., 2007. № 1 (49). — С. 216–220.
- Стратегия развития города Владимира на период 2012–2027 годы 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://finans.vladimir-city.ru/upload/static/economics/Strategia.pdf (Дата обращения: 10.03.2017).
- Хазова Е. О. Мониторинг современных тенденций городского развития // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 550–552.
- Ильичева Е. В., Григорян Д. Р. Факторный анализ структуры и динамики налоговых поступлений в бюджет Орловской области // Современные проблемы горно-металлургического комплекса. Наука и производство: материалы двенадцатой Всероссийской научно-практической конференции. 2015 г. — С. 125.