Креативная экономика: сущность и способ ее измерения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 03.04.2020

Статья просмотрена: 878 раз

Библиографическое описание:

Артищева, Д. Д. Креативная экономика: сущность и способ ее измерения / Д. Д. Артищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68520/ (дата обращения: 16.12.2024).



В течение довольно долгого периода на рынке наблюдается тенденция снижения цены на сырье. Обращает на себя внимание и утверждение на глобальном рынке таких гигантов, как Facebook, Apple, Google. Суммарная капитализация этих корпорация сравнима с годовым ВВП Южной Кореи. На фоне этого практически не остается никаких сомнений, что дальнейшие перспективы мировой экономики напрямую зависят от инновационных и креативных проектов. Не менее важным значением обладает способность регионов и городов к созданию благоприятной среды для практической реализации таких инициатив. В настоящее время наблюдается повышение числа креативных людей, обладающих уникальными навыками и талантами. Это стимулирует культурное и технологическое развитие, а также позволяет создать импульс, питающий прогресс в сфере экономики.

Важность сферы инноваций в экономике уже давно стала общим местом в трудах ученых. Такие экономисты, как Филипп Агийон и Питер Ховитт [4, c.51] смогли первыми создать модель долгосрочного экономического роста, основанную на инновациях. Они показали, что развитие экономики происходит прежде за счет технологического прогресса, который уничтожает старые компании и способы производства, в результате чего им на смену приходят более прибыльные и эффективные методы и бизнесы. Расходы на технологии во всем мире в 2016 году превысили 6,3 триллиона долларов, что делает его «третьей по величине экономической «силой» точки зрения ВВП после США и Китая согласно отчету State of Global Technology [1], опубликованному в 2018 году.

Переход к использованию возобновляемых топливных ресурсов возможен именно благодаря креативной экономике. Кроме того, благодаря ей обеспечивается отход от сырьевых ориентиров, повышение качества жизни и эффективности производства.

До 2000 года понятие «креативная экономика» не было известно. Первым, кто его использовал, был профессор Джон Хокинс. Он утверждал, что традиционная экономика устарела, а на смену ей должна прийти креативная. Чем быстрее мир сможет перестроиться, тем более быстрым и безопасным будет выход из кризиса. Джон Хокинс обращал внимание на тесную связь креативной экономики с креативным бизнесом. По его словам, специфика креативной экономики выражается в особых экономических и социальных отношениях, складывающихся между самой экономикой и творческим подходом к ее совершенствованию. В настоящее время сформирован новый креативный сектор постиндустриальной экономики, основанный на использовании интеллектуального и творческого потенциала [5, c.34].

Ричард Флорида привнес несколько другое толкование в понятие «креативная экономика». В основу определения особенностей креативной экономики исследователь заложил признак рода занятий и профессий работников креативного сектора [3, c.61].

Термин «креативная экономика» часто отождествляют с категорией «экономика знаний». Причем, имеется в виду особый сектор экономики, основывающийся на разных видах интеллектуальной деятельности [2].

В качестве механизма функционирования экономики, в т. ч. креативной, выступает система определенных экономико-социальных отношений.

В связи с формированием и развитием новых потребностей возникает необходимость в поиске более совершенных и эффективных механизмов их удовлетворения. Такие потребности могут удовлетворяться разными способами — традиционными и креативными (нестандартными).

Креативная экономика базируется на принятии нетрадиционных, оригинальных, нестандартных управленческих решений в целях дальнейшего стратегического развития, а также с целью преодоления периодически возникающих кризисных и чрезвычайных ситуаций, когда возникает необходимость в поиске и реализации качественно новых путей выживания, развития, повышения конкурентоспособности в условиях рынка, а также обеспечения успеха в конкурентной борьбе.

В 2014 году такие компании, как Calvert 22 и PWC разработали свой Индекс креативного капитала, представляющий из себя особенности социального климата, институциональной инфраструктуры, образовательного и культурного сектора, информационного пространства, способствующие привлечению представителей креативных профессий и реализации их возможностей с учетом как глобальных трендов, так и региональной специфики. В фокусе Индекса находятся креативные индустрии, а также их взаимосвязь со сферой технологических инноваций, что позволяет говорить о едином инновационно-креативном секторе.

Кроме того, Индекс не ограничивается использованием официальной статистики, которая не всегда отражает действительное положение дел. Источниками информации являются результаты собственных кабинетных и полевых исследований (анкетирования креативных специалистов и экспертных опросов), данные геолокационных сервисов, социальных сетей и других интернет-платформ. Сочетание различных типов данных позволяет достигнуть большей достоверности в столь плохо формализованной и изученной сфере как новая экономика.

Структура Индекса креативного капитала представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура индекса креативного капитала

Индекс креативного капитала учитывает все актуальные теории новой экономики и разделен на пять структурных блоков.

Блок “Люди” определяет характеристики креативного сообщества в городе и включает в себя показатели, оценивающие социально-демографические характеристики креативного сообщества, и в то же время показатели, отражающие характер их взаимодействия внутри

Блок “Город” определяет характеристики креативного сообщества в городе и включает в себя показатели, оценивающие социально-демографические характеристики креативного сообщества, и в то же время показатели, отражающие характер их взаимодействия внутри города (культурная жизнь, городское окружение, экономическое положение).

Блок “Власть” содержит совокупность показателей, отражающих уровень заинтересованности местных органов власти в развитии креативного сектора, а также степень его открытости и доступности.

Блок “Бизнес” определяет возможности коммерциализации талантов представителей креативного сообщества с позиции наличия соответствующей инфраструктуры и её доступности.

Блок “Бренды” отражает восприятие города во внешней среде и базируется на экспертных опросах.

Каждый блок состоит из 2–4 подгрупп, включающие в себя от 3 до 5 индикаторов. Все индикаторы условно поделены на 2 типа: качественные и количественные. К количественным данным отнесли все данные, полученные из органов официальной статистики, профессиональных обзоров и интернет-сервисов, а к качественным — данные анкетирования местных креативных специалистов о том или ином аспекте развития города. На каждый блок в среднем приходится по 10–20 количественных индикаторов и 1–2 качественных. В совокупности Индекс насчитывает более 200 индикаторов.

В качестве основных источников используются данные Росстата, отдельных органов власти (региональных и муниципальных), министерств, ведомств, аналитические отчеты и статистические сборники консалтинговых компаний, профильных ассоциаций и рейтинги, подготовленные российскими и зарубежными аналитическими агентствами. Индекс дополняется данными популярных геолокационных, краудфандинг, видео и фото-сервисов, которые позволили измерить креативную активность, не фиксируемую официальной статистикой.

Такая структура позволяет не только корректно оценить текущее состояние новой экономики, но и обозначить потенциальные источники роста города. Используя свои сильные и слабые стороны, город может значительно повысить уровень развития креативной среды и темпы экономического роста.

Как показывает практика, государства уже начинают ориентироваться на развитие креативной экономики. Некоторыми развитыми странами уже составлена стратегия развития креативной экономики и сформирована необходимая креативная база. Представляется, что именно те государства, которые смогут создать условия, необходимые для развития креативной экономики, и привлечь креативных специалистов, станут в будущем лидерами по уровню экономического развития.

Литература:

  1. Отчет The Global Information Technology Report, 2018
  2. Самородова Д. Креативность: мифы и реальность //Смена. Январь, 2008.-С. 44–51
  3. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005.-С.61
  4. Ховитт Питер, Агийон Филипп. (1992). Модель экономического роста сквозь креативный дефицит. Эконометрика. 1998. 51c.
  5. Хокинс Джон. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. пер. с англ. Перевод И. Щербакова.- М. Классика-XXI, 2011. 34 с.
Основные термины (генерируются автоматически): креативная экономика, креативное сообщество, креативный капитал, блок, креативный сектор, официальная статистика, PWC, город, данные, структура индекса.


Задать вопрос