Особенности использования социальной рекламы в условиях региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №8 (88) апрель-2 2015 г.

Дата публикации: 20.04.2015

Статья просмотрена: 1059 раз

Библиографическое описание:

Долгина, Е. С. Особенности использования социальной рекламы в условиях региона / Е. С. Долгина, К. А. Татаринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1260-1262. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17479/ (дата обращения: 16.12.2024).

В современном обществе все большую актуальность приобретает восстановление общественных связей. Соответственно, начинают появляться новые методы обеспечения личностного равновесия. Одним из эффективных методов становится социальная реклама, которая формирует и поддерживает модели поведения, ценности и нормы в социуме. Социальная реклама несет информационную и воспитательную функцию. Социальная реклама направлена на распространение некоммерческой информации, целью которой является привлечение спонсорской помощи, призыв к голосованию или привлечение внимания к общественным делам.

Социальная реклама в современной действительности занимает важное место в жизни общества и проникает во все сферы жизнедеятельности человека. К вопросам социальной рекламы обращались многие исследователи, но в то же время феномен социальной рекламы изучен не в полной мере.

Термин «социальная реклама» в своей формулировке существует только в России. Мировое сообщество трактует социальную рекламу как некоммерческую или общественную рекламу. Социальная реклама использует те же инструменты, что и другие виды рекламной деятельности: реклама в различных видах СМИ (печать, радио, телевидение, Интернет); уличная; транспортная и пр. Тем не менее, социальная реклама, в отличие от коммерческой, направлена на привлечение внимания к явлениям общественной жизни, в то время как коммерческая своей целью имеет повышение интереса к тому или иному товару, услуге и направлена на рост продаж.

Таким образом, социальная реклама направлена на «изменение отношения публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе — и на создание новых социальных ценностей» [3, с. 9]. Согласно ст. 18 Закона РФ «О рекламе» «социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей» [5]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что социальная реклама в своей основе имеет некоммерческий характер, направлена на решение важных социальных задач в обществе, пропаганду определенного образа жизни, побуждение к определенным действиям в социуме.

Социальная реклама свою историю начинает с начала XX века. Первым опытом социальной рекламы принято считать рекламную деятельность в защиту Ниагарского водопада. В период первой Мировой войны призывы «Ты нужен американской армии», «А ты записался добровольцем?» также дают толчок к развитию и становлению социальной рекламы в мире [1]. Правительство США социальную рекламу превратили в мощную пропаганду, призывая в ряды вооруженной армии, продавая государственные облигации, формируя у американской общественности благоприятное отношение к правительству [4, с. 63].

В российской действительности зачатки социальной рекламы можно обнаружить в 1914 году в публикациях журнала «Дамский мир» о методике ухода за ранеными. Начало XX века в советской действительности в области социальной рекламы сводилось к политической направленности. Социальная реклама была призвана служить для сбора пожертвований в фонд Красной армии и в основном выражалась в красочных плакатах с призывами к действию [3, с. 99]. В годы Великой отечественной войны социальная реклама была представлена листочками, выступлениями на радио, плакатами, публикациями в прессе. В конце 50-х годов XX века социальная реклама в России начинает меняться: пропадает политический подтекст, партийная направленность, идеология. Тематика социальной рекламы с это время — здоровый образ жизни, физическая культура и спорт. В 70-е годы появляется телевизионный журнал «Фитиль», направленный на выявление и осмеяние пороков социума [2].

Таким образом, образцами рекламы в советскую эпоху стали: военная тематика, представленная яркими плакатами с запоминающимися лозунгами; борьба с инакомыслием в период тоталитарного режима; призыв к всеобщему оздоровлению и к занятиям физической культурой и спортом; воспевание коммунистических ценностей.

Основными функциями социальной рекламы являются: информативная, коммуникативная, имиджевая, воспитательная и пропагандирующая.

Таким образом, социальная реклама в своей основе имеет формирование представлений не об услуге, продукте, а о социально-общественной проблеме, путях ее решения, безопасности поведения. Социальная реклама формирует определенное отношение к социально-значимым явлениям, мотивирует на совершение нужного действия. Социальная реклама не ставит своей основной целью удовлетворение частных потребностей человека. Главной задачей подобной рекламы является социально-полезное действие.

На сегодняшний день социальную рекламу можно увидеть практически везде: на улице, в Интернете, по телевизору. Нижневартовск не является исключением, также, в городе проводится множество социальных конкурсов и проектов, тематикой которых являются: здоровый образ жизни, правила дорожного движения, профилактика СПИДа, трезвая Югра и другие. Социальная реклама в городе проникает во все слои жизнедеятельности населения.

Основными направлениями социальной рекламы в г. Нижневартовске являются:

-        программа «Анти-СПИД», включающая в себя профилактику ВИЧ-инфекции: лекции в общеобразовательных учреждениях; баннеры, призывающие сдать анализы на выявление СПИД и ВИЧ; помощь горожанам так же оказывает анонимная горячая линия; распространение печатной продукции;

-        реклама в медицинских учреждениях: представлена в виде плакатов о вреде курения, об антиалкогольной программе, о пропаганде здорового образа жизни, о своевременной вакцинации ГРИППа и донорстве, против абортов.

-        благотворительные организации, использующие социальную рекламу: фонд по защите прав животных «ЧиЖ» (человек и животное) размещает рекламные плакаты в каждом ветеринарном центре, боксы для сбора денег бездомным животным; активно работает группа в социальных сетях, с помощью которой животные обретают семьи; фонд “Лучик Света” занимается сбором денег на операции тяжелобольным детям: размещают информацию на местных телеканалах, в газетах, сбор средств осуществляется путем СМС-сообщений на короткий номер.

Тем не менее, одной из актуальных проблем, не отраженной в социальной рекламе в г. Нижневартовске, является проблема повышения читательской культуры. С целью повышения читательского интереса был разработан проект «Читающий город». 2014 год объявлен годом культуры. Культура начитается с начитанности человека, но, как известно, в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Интерес к чтению падает не только потому, что люди не хотят читать. Есть ещё одна глобальная проблем: с каждым годом книги становятся всё менее доступными, дорожают. А количество книжных магазинов постоянно сокращается. Если в европейских странах один книжный магазин приходится на 5–6 тыс. жителей, то в России — на 50–55 тыс. жителей [6].

В настоящее время всеобщая информатизация отнимает у людей время и желание читать. Поэтому вопрос о популяризации чтения и книг в целом среди населения становится весьма актуальным.

Основной целью проекта является: приближение жителей Нижневартовска к самым лучшим и достойным внимания книгам, создание сообщества людей, объединенных общей идеей продвижения чтения.

Задачами для достижения поставленной цели будут:

-        с помощью СМИ и компьютерных технологий знакомить жителей города с лучшими книгами и книжными новинками, с новостями издательского мира;

-        продвигать в общественную среду идею ценности и важности чтения для формирования гармоничной и успешной личности на примере известных жителей города, которые добились успехов в той или иной сфере;

-        организовать живое общение между читателями, библиотекарями и горожанами по вопросам чтения книг, обмен мнениями о происходящих в литературном мире событиях, о прочитанных книгах, о том, что и зачем читать.

Возможные рекламодатели: Управление культуры при администрации города, Центральная городская библиотека.

Целевая аудитория: жители города Нижневартовска, пгт. Излучинск в возрасте от 7 до 70 лет.

Каналы распространения:

-        Интернет (сайты библиотек, городской сайт, группы в социальных сетях, сайт городского Драматического театра, сайт театра «[чудо»);

-        печатная продукция (флайеры, листовки, объявления);

-        пресса;

-        почтовая рассылка;

-        наружная реклама;

-        реклама на телевидении;

-        сувенирная продукция.

Основными мероприятиями, направленными на повышение читательской культуры станут:

-        организация презентаций книг — знакомство с книгой и писателем, его биографией; организация встречи или онлайн-трансляции с писателем; обсуждение книги; проведение викторины на основе произведения с вручением призов (коллекционные экземпляры, издания с автографом);

-        организация библиотеками выставок разной направленности и их широкое освещение в СМИ: выставка-полемика; выставка-поиск; озвученные книжные выставки; выставка-демонстрация; выставка-коллаж; выставка-ситуация; выставка-хобби.

Успех и эффективность проводимых выставок во многом зависит от грамотной рекламы, в основе которой должно быть: создание рекламных сообщений, публикаций. Средствами рекламы могут быть: объявления в местных СМИ, устная реклама, по телефону, на радио, наружная реклама (афиши, плакаты на улицах), печатная реклама (листовки, буклеты, проспекты).

Несомненным в поддержании интереса социума к проекту является использование сайта или блога библиотеки, так как большинство современных людей много времени проводят в сети Интернет. Самым сложным в рекламной деятельности по представлению выставки и привлечению к ней заинтересованных граждан является презентация или анонс выставки. Презентация выставки, несомненно, весьма творческая составляющая, требующая немалых ресурсных затрат. Презентация является комплексным мероприятием;

-        организация мероприятия «День чтения вслух», когда знаменитости читают вслух книги в музеях, школах и библиотеках. Цель акции — пробудить радость от общения с литературой, способствовать развитию читательских умений и открывать возможности для повышения уровня образования;

-        запуск проекта bookcrossing. Книговорот — хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу. Bookcrossing — это действие освобождения книг. Человек, прочитав книгу, оставляет её в общественном месте, для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать; тот в свою очередь должен повторить это же действие. Однако в моем проекте людям не нужно будет оставлять книги неизвестно где. Они будут передавать их друг другу из рук в руки. Обложка и описание каждой книги будет выкладываться в специальный альбом, и все желающие смогут «встать в очередь» на прочтение книги.

Таким образом, данный проект поможет повысить читательскую культуру социума.

 

Литература:

 

1.      Андрусенко Л. И. Социальная реклама может быть предвыборной. [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.reklamodatel.ru. — свободный

2.      Захарова М. Социальная реклама в России. [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://www.socreklama.ru — свободный.

3.      Николайшвили Г. Г. Социальная реклама теория и практика. — М.: Аспект Пресс, 2008.

4.      Тангейт М. Всемирная история рекламы. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

5.      Федеральный Закон Российской Федерации № 108-ФЗ от 18.07.95 «О рекламе». Статья 18.

6.      Ческис М. Забытая книга. [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://versia.ru — свободный.

 

Основные термины (генерируются автоматически): социальная реклама, книга, Россия, здоровый образ жизни, нижневартовск, рекламная деятельность, наружная реклама, печатная продукция, физическая культура, читательская культура.


Задать вопрос