В статье рассмотрено понятие социальной рекламы, состояние социальной рекламы в России.
Актуальность использования социальной рекламы обусловлена тем, что социальная реклама является своеобразным индикатором приоритетов в обществе, ведет к разрушению вредных стереотипов и привычек.
Термин социальная реклама (от англ. Public Advertising) используется только в России, в других же странах применяют термины «некоммерческая или общественная реклама».
В России в статье 3 Федерального Закона РФ «О рекламе» сказано, что социальная реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная любому кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
В России не сложилась постоянная практика оценки восприятия социальной рекламы, но все же были проведены несколько исследований по данному вопросу.
Первое исследование было проведено среди жителей Москвы, фондом «Общественное мнение», в нем приняло участие порядка 300 человек [16]. Основная цель исследования заключалась в том, чтобы выявить отношение горожан к социальной рекламе. По результатам исследования выяснилось, что всего 40 % опрошенных доверяют социальной рекламе, 37 % — не верят совсем, 23 % опрошенных воздержались от ответа.
Журнал «Социологические исследования» решил провести аналогичный опрос среди жителей Москвы [10], по данным которого выяснилось, что 53 % процента респондентов верят социальной рекламе, 34 % — не верят, и 13 % от ответа воздержались.
В рамках проекта «Социально активные медиа» компания КОМКОН совместно с благотворительным фондом CAF Russia провела опрос на тему: «Как относятся к социальной рекламе», в ходе которого было опрошено 225 респондентов, в возрасте 16 лет и более. Исследование проводилось в городах превышающих миллион жителей, при помощи телефонного интервью, участникам было задано 9 вопросов о социальной рекламе и отношению к ней.
По результатам опроса было выявлено, что 96 % опрошенных так или иначе сталкивались с социальной рекламой в течение года, однако не заметили слишком большого разнообразия в темах. Так по результатам ответов было выделено три наиболее встречающихся темы: 91 % посвящен пагубному влиянию курения и алкоголя, 80 % — наркомании, и 75 % отметили рекламу помощи детским домам, и программам усыновления.
Кроме того, 55 % респондентов отметили, что социальная реклама может изменить поведение людей в будущем, 26 % уверены, что она не может на это повлиять, и 19 % считают, что социальная реклама уже меняет поведение людей.
Около трети всех опрошенных отметили изменение своей жизни под влиянием социальной рекламы. Так на 33 % опрошенных находящихся в более молодом возрасте социальная реклама повлияла, 58 % ничего не изменили в своей жизни. Таким образом, можно отметить, что социальная реклама по-разному воздействует на сознание индивидуумов в зависимости от их возраста, чем моложе человек, тем он более подвержен влиянию социальной рекламы.
Что касается шоковой социальной рекламы, 30 % опрошенных отмечают, что она привлекает внимание, 30 % не смогли вспомнить такую рекламу, а 40 % она просто раздражает. Многие также отметили, что именно шоковая социальная реклама помогает перестраивать сознание людей, и чем больше чувств она затрагивает, тем быстрее индивид пересматривает свое поведение, и меняет отношение к жизни в целом.
В 2019 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел еще один опрос с целью выявить отношения россиян к социальной рекламе, опрос проводился при помощи телефонного интервью, в нем приняли участие 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше. По результатам исследования выяснилось, что большинство респондентов — 76 % считают, что социальная реклама влияет на поведение людей, 18 % придерживаются противоположного мнения, 6 % от ответа воздержались.
Почти половина опрошенных — 44 % отметили, что социальная реклама должна быть нацелена на борьбу с насилием в семье, 42 % — на борьбу с наркоманией, 38 % — коррупцией, 34 % считают, что реклама должна призывать водителей личных автомобилей к ответственности на дорогах, 32 % — призывают к борьбе с алкоголизмом.
За предшествующий год респонденты чаще всего встречали социальную рекламу на телевидении — 56 %, на улице — 46 % в интернете — 31 %, в учебных заведениях и поликлиниках — 23 %.
В рамках исследования 31 % респондентов указали, что переводили деньги на лечение больных детей, 17 % — разделяли отходы, 12 % сдавали на переработку старую обувь и вещи, 12 % взяли животное из приюта. 31 % опрошенных ничего из вышеперечисленного не делали.
По результатам четырех проведенных опросов стоит отметить, что влияние и доверие людей к социальной рекламе с каждым годом увеличивается. Она является одним из механизмов регуляции, поскольку влияет на общество и отдельного индивида также как и все общественные институты, в которых происходит первичная социализация человека.
Таким образом, социальная реклама является эффективным инструментом продвижения социально значимых идей, а борьба с актуальными проблемами проводится в самых различных форматах от слоганов до телевизионных роликов и масштабных творческих проектов. Сегодня социальная реклама является инструментом продвижения не только некоммерческих организаций, но и коммерческих. Это говорит о том, что бороться с актуальными проблемами желают многие организации, независимо от рода их деятельности, что подтверждает значимость социальной рекламы в современном обществе.
Литература:
- Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России / И. В. Крылов. — М.: Центр, 2018. — 301 с.
- Титов А. К. У социальной рекламы есть шанс стать модной в XXI веке [Текст]: / А. К. Титов. — М.: Советник. — 2018. — 177 с.